Играем в журналистику по-взрослому

 
 

Щедренко Тамара Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Играем в журналистику по-взрослому

Ни для кого не секрет, что дополнительное образование увлекает детей с головой. С одной стороны, это связано с тем, что ребята занимаются тем делом, которое им интересно, тем, чего нет в школьной программе. Но это не единственная составляющая такой неподдельной заинтересованности детей. Важный фактор заключается в том, что сам процесс обучения очень сильно отличается от школьного формата.

Залог успеха занятий в дополнительном образовании – игровая деятельность. При этом игра может быть явной для учащегося, а может быть организована так, что дети даже не понимают того, что вот именно сейчас они играют, но при этом сам процесс их увлекает и затягивает.

Организация учебного процесса в медиашколе «Спутник» Центра внешкольной работы «Галактика» строится в форме деловой игры: моделирование работы конвергентной редакции под руководством учащегося-редактора, который назначается педагогом по результатам освоения курса «Редакционный менеджмент». Такую игру ребёнок не замечает, но для педагога важно помнить про игровую составляющую и придерживаться правил этой игры. А именно: распределение ролей, соответствующих реальным профессиям в журналистике, моделирование работы «взрослой» редакции.

Кроме того, в этот длительный «скрытый» игровой процесс включается дополнительная игровая деятельность, которую учащиеся воспринимают уже именно как игру. Для педагога такой подход помогает смоделировать такие сложные процессы, как, например, проведение пресс-конференций и видеоблогерство.

В традиционном подходе к организации учебного процесса игровые практики чаще всего используются в работе с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста. Принято считать, что с возрастом у детей пропадает интерес к игре. Однако опыт и статистика говорят об обратном.

При организации образовательного процесса в медиашколе «Спутник» используется несколько авторских деловых игр, при этом игровой процесс длится на протяжении всего учебного года.

Деловая ролевая игра «Конвергентная редакция»

За каждым учащимся закрепляются функции, соответствующие реальным профессиям медиажурналистики. При этом педагог учитывает интересы ребёнка и успеваемость по освоению образовательной программы. Условия позволяют одному учащемуся выполнять несколько функций, что способствует формированию кросс-функциональности, востребованной работодателями в современном обществе.

Игра «Конвергентная редакция» проводится на каждом учебном занятии на протяжении учебного года. Она относится именно к той категории образовательных игр, в которые учащиеся играют даже не осознавая, что это одна большая игра.

Настольная деловая игра «AR-блогер»

Авторская игра с использованием технологии дополненной реальности, направленная на изучение особенностей видеохостинга YouTube. Игра проводится один раз в месяц на протяжении всего учебного года.

Подробному описанию игры «AR-блогер» посвящена отдельная статья «Использование технологии дополненной реальности в процессе разработки обучающих игр для подростков» в газете «Интерактивное образование» выпуск 84-85, октябрь 2019. (http://www.io.nios.ru/articles2/103/98/ispolzovanie-tehnologii-dopolnennoy-realnosti-v-processe-razrabotki-obuchayushchih)

В практике медиашколы «Спутник» представленная игра применялась в течение 2019-2020 учебного года. Вступительная и итоговая диагностика учащихся показала, что игра имеет высокий образовательный потенциал. Учащиеся успешно осваивают сложные аспекты работы видеохостинга YuoTube со стороны автора канала, а также развивают навыки грамотного пользователя.

Деловая ролевая игра «Пресс-чемпионат»

Игра заключается в моделировании условий пресс-конференции. Игра проводится один раз в два месяца на протяжении учебного года. За каждым учащимся закрепляется комбинация ролей. Для каждой отдельной игры случайным образом игроки вытягивают роль «Спикер» или «Журналист». Для годичного «Пресс-чемпионата» за каждым учащимся закрепляется роль «Гражданин» и «Зверогражданин». На каждой игре участники зарабатывают баллы для своей команды «Граждан» и «Зверограждан». Промежуточные итоги подводятся после каждой игры, а общий результат «Пресс-чемпионата» подводится в конце учебного года по сумме всех баллов.

Тема «Граждан» и «Зверограждан» выбрана не случайно. Во-первых, на волне популярности мультфильмов «Зверополис» и «Зверопой» учащиеся легко входят в предложенные роли. Во-вторых, для игрового эффекта можно легко адаптировать сказки, в которых главные персонажи – животные. Для каждой игровой пресс-конференции выбирается актуальная на текущий момент тема и перекладывается на сюжет детской сказки.

В результате регулярных игр учащиеся осваивают правила поведения на пресс-конференции, а самое главное – преодолевают коммуникативный барьер, который часто мешает подросткам задавать вопросы.

Представленные деловые игры проводятся в медиашколе «Спутник» уже на протяжении пяти лет и неизменно показывают свою эффективность и результативность. Огромный образовательный потенциал игровой деятельности проявляется в любом возрасте, меняются только сами игры в соответствии с возрастом учащихся. Задача педагога дополнительного образования – использовать этот потенциал для улучшения качества образовательного процесса.

Количество просмотров: 1910  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы