Медиапроект как инструмент современной профориентации в средней школе

 
 

Красноусова Инна Константиновна,

магистрант Института филологии, массовой информации и психологии

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

направление «Медиаобразование»

 

Медиапроект как инструмент современной профориентации в средней школе

Проблема выбора профессии встает сегодня перед человеком очень рано, уже за время получения среднего общего образования ситуация на рынке труда может успеть измениться коренным образом так, что выбранный несколько лет назад профиль подготовки окажется уже не столь востребованным. Уточнение выбора, его коррекция или даже смена – реальная практическая задача, которая встает перед человеком несколько раз в его трудовой жизни. Однако результаты относительно недавних опросов показывают, что существенное количество выпускников школ продолжают выбирать профессию случайно или вообще не могут хоть сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор [1]. Возникает вопрос о методах современной профориентации и ее эффективности.

В словаре педагогической психологии дано следующее понятие профориентации – «это информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда [2]».

Профориентацию молодежи можно рассматривать в двух основных аспектах. С одной стороны, это система подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, включая такие структурные элементы, как профинформирование, профконсультирование, профотбор, трудоустройство и адаптация на производстве. С другой стороны, это социальный процесс выбора индивидом, в данном случае молодым человеком, профессии (специальности). Правильный выбор человеком профессии в любом обществе опирается на три основных требования: хочу, могу, надо [3].

Еще в 90-е годы существовал такой предмет в школе, как УПК (учебно-производственный комбинат). Несмотря на ограниченность направлений УПК, у школьника была возможность попробовать себя непосредственно в профессии, изучить ее особенность и соприкоснуться, хотя бы отдаленно. В основном УПК предлагал те профессии, которые несложно освоить, например: столяр, повар, швея и пр. Сейчас данные профессии не пользуются особой популярностью.

Госзаказ тоже сыграл определенную роль в профориентации советского времени. Для работы на заводах и госпредприятиях требовались конкретные специалисты, был понятен объем и направление для профориентационной работы.

Сейчас же большинство заводов и государственных производств упразднены. Нет необходимости на государственном уровне контролировать количество выхода тех или иных специалистов. Да и мир изменился, требует современных методов решения проблемы профориентации. Старые методы уже не работают, новые методы не имеют системы и носят точечный характер, в результате рано говорить об их эффективности.

Эффективность профориентации в современной школе напрямую зависит от того, какие новые инструменты используются в ней с учетом особенностей нынешнего поколения и запросов современности [4, с.10]. Достаточно новыми технологиями в школе являются: тьюторство, коучинг и форсайт.

В современной школе наблюдается тенденция на определение конкретных навыков и их развития у каждого учащегося в отдельности. Класс не как масса учащихся, а как совокупность уникальных качеств каждого ученика. Речь идет об индивидуальных особенностях каждого подростка и ребенка.

Несмотря на эффективность новых технологий, которые помогают подростку в самоопределении и развитии индивидуальности, пока четкого алгоритма работы не наблюдается. Нет целостного понимания, как эта система должна работать. Не во всех школах ведется работа подобным образом, с участием тьюторов, коучей и прочих технологий.

В связи с развитием компьютерных технологий одними из самых доступных для подростка методов профориентации являются профориентационные медиапроекты, которые можно найти в открытом доступе сети интернет. Профориентационные медиапроекты существуют как программы федеральных служб и частных производителей. В связи с особенностями современного ребенка, такими как клиповое мышление, зависимость от интернет-контента, интерес к социальным сетям – медиапроекты является хорошим дополнением к школьным методам профориентации и профессионального самоопределения. Например, портал «Проектория», который представляет собой цифровую площадку, где можно выбрать профессию, поучаствовать в конкурсах и опросах.

Во многих регионах России федеральные профориентационные проекты пользуются особой популярностью. Например, медиапроект «Билет в будущее» активно реализуется в таких областях как Брянская, Вологодская, Воронежская, в Алтайском крае и других регионах.

Несмотря на проводимую работу как на федеральном, так и на местном уровне, подросток продолжает метаться, не имея уверенности в том, что та или иная профессия для него подходит. В России, по данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50 % старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46 % ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема связана с отсутствием многоуровневой системы профориентации учащейся молодежи [5, с. 5].

На данный момент все методы профориентации разрозненны и не имеют определенной системы. Не в каждой школе можно увидеть тьюторов и коучей, оказывающих помощь в самоопределении. Подростку приходится изучать материалы в интернете, потому как именно туда доступ не ограничен. При это не надо забывать о том, что не все проекты могут быть одинаково полезными.

В тоже время доступ к интернету свободный и при активной работе над медиапроектами по профориентации на федеральном и местном уровнях, подросток сможет выполнять тестовые задания по самоопределению самостоятельно, осваивать актуальную информацию по профессиям в том или ином регионе. Нет необходимости привлекать дополнительно педагогов и родителей, подросток может быть честным с самим собой при изучении контента.

Таким образом, важная задач в данном вопросе – обеспечить ребенка безопасной информацией, которая не нанесет вред психике, будет изложена в удобной форме, заинтересует подростка и побудит желание исследовать профориентационный медиапроект досконально.

Список литературы

1. Молодежный рынок труда: профессиональное самоопределение и современные трудовые предпочтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42983977. – Дата доступа: 12.08.2020.

2. Справочник-словарь по педагогической психологии // Академик URL: https://pedagogic_psychology.academic.ru/ (дата обращения: 18.09.2020).

3. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Сyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-molodyozhi-v-sovremen... (дата обращения: 13.09.2020)

4. Паринова Г.К., Цикунов С.Ю. Профориентация в современной школе: новые инструменты. // Воспитание и развитие личности в современном социуме. – 2019. – №№4 (20). – С. (12-17).

5. Каптерев А. Профориентация старшеклассников. - Саарбрюкен, Германия: LAM LAMBERT, 2014. – 287 с.

Количество просмотров: 2113  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы