Инновационные подходы в развитии инициативной, творческой личности в рамках работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

 
 

Кравцова Ольга Александровна,

воспитатель МКДОУ города Новосибирска

«Детский сад № 77 комбинированного вида»

 
 
 

Коваль Светлана Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска

«Детский сад № 77 комбинированного вида»

 

Инновационные подходы в развитии инициативной, творческой личности в рамках работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

Формирование функциональной грамотности одна из тем, которая актуальна уже на нашем уровне, уровне дошкольного детства. Педагоги в своей деятельности применяли и применяют и постоянно ищут новые подходы, методы или технологии. Как инновационный подход в формировании компетенций у детей и как следствие формирование предпосылок к функциональной грамотности мы выбрали для себя пространство детской реализации. Ведь известно, что в новой редакции инновационной программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин – пространство детской реализации, под которым понимается организация пространства таким образом, при котором ребенок развивается, имеет возможность выбирать, проявлять инициативу, выражать себя в видах деятельности, специфичных для его возраста, а мы, взрослые, должны организовать окружающее пространство, что называется, заглядывая вперед, чтобы сама обстановка, предлагаемые материалы и средства способствовали возникновению желаний, идей и действий развивающего характера для ребенка. От педагога мало услышать и предвидеть, нужно уметь трансформировать детскую идею для получения оформленного, готового к применению продукта.

Поэтому задача, которая стоит перед педагогом, – обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом. Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом – вовремя ее отметить и поддержать.

В нашем детском саду, как и в любом учреждении, обстановка планируется для того, чтобы ребенок всесторонне развивался и имел возможность проявлять и реализовывать себя. Каждый педагог реализует эту возможность, выбирая способы и методы, близкие пониманию, необходимые, оправданные относительно своей группы и контингента детей, учитывая специфику, интересы, желания и предпочтения детей, и делает акценты на своих умениях в профессиональном плане.

Дети играют всегда, они должны это делать и уметь. Через игровую деятельность у них формируются необходимые компетенции. А осуществить инновационный подход в организации детской игры и по-новому воплощать игровые технологии в силах педагога. В сюжетно-ролевой игре ребенок «учится жить», познает жизнь взрослого, перерабатывает впечатления и знания, полученные из окружающего мира, усваивает правила в обществе, учиться общаться со сверстниками, развивая коммуникативные умения и т.д. А главное, сюжетно-ролевая игра – неиссякаемый источник творческой деятельности детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность и, конечно же, инициативность.

Наши дети, как и любые другие, очень любят играть. Они уже самостоятельно выбирают игру, выбирают товарищей, предлагая им поиграть, или товарищи проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры. Как правило, это происходит в процессе совместного обсуждения. Хорошо знакомые игры, как правило, не требуют включения воспитателя, и мы отдаем всю инициативу и самостоятельность детям. Поддержка воспитателем в этом случае заключается в предложении подсказать возможные роли, а далее предоставить выбор в развитии сюжета и дать возможность проявить творчество. Насытить самостоятельно изготовленной атрибутикой и трансформировать имеющиеся, заменить, представить их в новом качестве.

Для того, чтоб дети лучше прочувствовали атмосферу игры, мы изготовили для них маркеры игрового пространства, современный способ организации детской игры. Они представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Они помогают поддержать игровой интерес, создают определенную обстановку, содействуют и обогащают жизненный опыт, стимулируют творческую активность. С их помощью ребенку легче окунуться в игры и легче вжиться в роль. Маркеры дети используют для игр за столом и на ковре, индивидуально либо группкой детей. У детей имеется возможность самостоятельно искать нужные атрибуты из имеющихся в группе, придумывать им замену, при отсутствии нужной вещи, или изготавливать их самостоятельно. Наша задача при этом – ненавязчиво предложить идею, если это необходимо, и предоставить материал.

Для педагога высоким показателем творчества и активности являются истории, придуманные детьми самостоятельно. Придумывание и изготовление атрибутов к играм – очень занимательный и творческий процесс, а для педагога это большая работа по предоставлению детям такой возможности, организации определенного пространства. Дети иногда даже не задумываются, откуда в группе появились предметы и оборудование к играм, они берут и начинают с ними действовать, фантазировать над сюжетом, более внимательные и пытливые удивятся находке и обязательно зададут вопросы воспитателю и у них тоже возникнут идеи, как обыграть и включить в свою деятельность новинку, разнообразить, добавить, переформатировать.

Для игр не всегда хватает необходимых атрибутов, и мы поддерживаем детскую инициативу в поиске решения данной проблемы и сами создаем эти проблемы для возможности детского поиска. Таким образом, очень эффективным оказывается метод создания проблемных ситуаций. Дети, решая проблему, проявляют свои таланты и навыки в общении, действия по инструкции, умения ориентироваться в применении полученных знаний, применять математические способности в виде синтеза, анализа, объединения и обобщения, используют закономерности естественно-научных закономерностей. Отвечают на провокационные вопросы: зачем вам тот или иной предмет, атрибут, как вы его будете использовать, а можно ли его заменить, а как можно сделать по-другому, а почему именно так, а не иначе и т.п. Дети доказывают свою правоту и необходимость в задуманной ими идее дополнить, разнообразить свои игры, опираясь на имеющийся опыт и знания. Так были самостоятельно изготовлены детьми: деньги для игр в «Магазин», собственные каталоги для «Салона красоты»; хлеб, булочные изделия для игры в «Продуктовый магазин»; из бумаги сделали 3-Д овощи и фрукты для игр в «Кафе» и «Магазин»; создали альбом в Салон Красоты «Макияж и прически» и журнал «Мод» для ателье.

Широким спектром возможностей проявить себя обладает игра в театр, театрализованная деятельность. И здесь никак не обойтись без применения инноваций в подходе организации и сопровождения данной деятельности. Театрализованная деятельность дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. В процессе работы над спектаклем дети импровизируют или инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Совместное изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. А это, в свою очередь, способствует повышению у детей уверенности в себе и своих силах, развитию навыков коллективной работы и самореализации. Вокруг детей создается обстановка для возникновения идей и их воплощения. И результатом такого труда являются постановки, которые мы воплощаем через разные виды театров, дети гордятся результатами, испытывают удовлетворенность, а авторские постановки делают уникальным приобретенный опыт. Личность, которая при этом формируется, компетенции, которые напрямую связаны с формированием предфункциональной грамотности уже сейчас, в детском саду.

На подготовительном этапе организуется очень интересная и занимательная деятельность, обсуждение идей, концепций, героев и ситуаций. Интересным приемом, которым дети овладели при организации нами образовательной деятельности, являются круги Эйлера. Мы их используем на этапе обсуждения и воплощения общего замысла театральных постановок, зарисовок. С помощью кругов Эйлера мы разбираем, сравниваем особенности героев и сюжетов готовых произведений или придуманных в ходе творческих поисков. Каким будет главный герой, его положительные и отрицательные стороны, возможный внешний вид, делая такой сравнительный анализ дети обращаются к своему уже имеющемуся опыту и одновременно могут заглянуть вперед, представляя будущего героя и предстоящее событие.

Также помогают приемы из ТРИЗ-технологии, например, игра «Волшебная дорожка. Суть игры в том, что мы берем один объект и через встречи этого объекта с другими объектами и заимствование от других объектов каких-то интересных свойств, присущих этим объектам, признаков, мы улучшаем наш объект. Такая деятельность увлекает детей, мы, педагоги, решаем многие задачи и даем возможность детям проявить себя, фантазировать, воображать, выражать смелые идеи, делать выбор, перевоплощаться, реализовывать себя в творчестве и проявить свою неповторимость.

Инновационный подход, такой как пространство детской реализации, актуален при организации процесса по решению всех вопросов, связанных с образованием, развитием, воспитанием детей. На примере нескольких видов детской деятельности мы рассказали, как это реализуется у нас и помогает формировать необходимые компетенции для предпосылок для будущей функционально грамотной личности. Ведь все мы стремимся к воплощению образа выпускника, прописанного во ФГОС ДО, его успешного и твердого шага на новую ступень образования.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336.

2. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое педагогического образования, 2012. – 144 с.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 2004.

Количество просмотров: 2690  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием в условиях реализации ФГОС ДО
2. «Найти себя в профессии – это большое счастье»: профориентационная деятельность в дошкольном учреждении
3. Знакомим дошкольников с профессиями
4. Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии
5. «Я – часть России!»: нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении
6. Работы по нравственно-патриотическому воспитанию, выполненные в технике выжигания
7. Инновационные подходы в развитии инициативной, творческой личности в рамках работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
8. Технология «Виртуальное гостевание» как современная форма знакомства дошкольников с профессиями родителей
9. Создание условий, способствующих развитию и поддержанию познавательно-речевой активности дошкольников
10. «Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды
11. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
12. Юные экспериментаторы
13. Современные образовательные технологии в профориентации дошкольников
14. Профориентация как способ социализации воспитанников группы комбинированной направленности
15. Тематическая неделя «Мир профессий» как одна из форм ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста
16. Роль книги в развитии речи детей раннего возраста
17. Развитие финансовой грамотности старших дошкольников
18. Воспитательная значимость фольклора в дошкольном учреждении
19. Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников
20. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы