Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии

 
 

Дударева Марина Валентиновна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 346»

 

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии

Ребенок должен играть, даже

когда делает серьёзное дело.

Вся его жизнь – это игра.

А. С. Макаренко

Развитие и улучшение речевых и коммуникативных способностей дошкольников, воспитание личностной культуры является одной из основных задач современного образования. Культура речи содержит в себе владение родным языком, умение грамотно пользоваться многообразными средствами родного языка при взаимоотношении с людьми.

В наше время удивить детей все сложнее и сложнее. Это чрезвычайно влияет на общее развитие ребенка, его индивидуальность, привычки и психическое развитие в целом. Педагог, чувствуя всё усиливающееся воздействие разнообразных электронных машин, просто обязан идти в ногу со временем и применять в своей практической деятельности новые способы обучения и развития, интересные педагогические методики и программы, различные оригинальные виды педагогической деятельности. Ярким представителем современной технологии становится КВЕСТ-игра.

Количество детей с особенностями в речевом развитии растет каждый год. Это проявляется в её различных аспектах – выразительности, эмоциональности речи, темпе (замедленный или ускоренный) и т.д. Причины могут быть различны: как нерешительность ребенка, которая появится вследствие дефицита прямого общения, так и отставание общей и речевой моторики. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть все вытекающие проблемы, нужно создать условия, в которых он мог бы выразить свои переживания, чувства, не стесняясь чужих людей. Одной из таких возможностей, которая приводит к самораскрепощению ребенка – это «обыгрывание» литературных произведений с использованием КВЕСТ-технологий.

КВЕСТ-игры – это интересный, любопытный и веселый вид деятельности. Как правило, они искренне любимы всеми детьми. КВЕСТ-игры способствуют воспитанию созидательной, активной, убежденной в себе личности. КВЕСТ-игры на основе литературных произведений формируют неизменный интерес, любовь к литературе. Поэтому нами была разработана парциальная программа «Развитие речевого творчества дошкольников (средней, старшей и подготовительной группы) с использованием квест-технологии».

Инновационность предлагаемой педагогической инициативы заключается в том, что погружение в процесс творческого поиска во время КВЕСТ-игры способствует развитию мышления, восприятия и учит детей бесконфликтному взаимодействию, умению достигать соглашения и принимать общее решение в процессе игры, эмоциональному приобщению к литературным героям. Накапливается опыт поведения, приемлемого в обществе.

Особенно неизменной любовью у детей пользуются КВЕСТ-игры на основе сказок, где добро всегда побеждает зло, где в красочной, выразительной форме формируется готовность ребенка к сопереживанию, эстетическому восприятию красоты народного слова, литературной классики; закладываются основы гуманного отношения к природе, людям.

Каждый дошкольник в КВЕСТ-игре является активным участником в содержании своего образования. Образовательные занятия в виде КВЕСТ-игр хорошо вписываются в педагогическую деятельность, становятся хорошей возможностью для воспитателей и детей создать в детском саду увлекательную и оригинальную образовательную деятельность. Неограниченные возможности КВЕСТ-игр дают потенциал педагогу сделать образовательный процесс необычным, увлекательным, игровым для каждого ребенка. Это достаточно новая форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ. КВЕСТ-игры способствуют воспитанию активной позиции ребенка в его жизнедеятельности. При проведении КВЕСТ-игр переплетаются содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Использование КВЕСТ-игры в дошкольном возрасте обусловлено возрастными особенностями детей:

1. В этом возрасте велика потребность детей в движении, во время КВЕСТ-игр они имеют возможность реализовать данную потребность.

2. В данный период в ребенке формируются многие личностные аспекты. Вырабатываются все моменты становления -позиции: самостоятельность, самоорганизация, самовыражение. КВЕСТ предусматривает самостоятельный поиск, самостоятельное выполнение заданий.

3. Важной особенностью этого является формирование самооценки и умение оценивать других людей, анализируя их поступки.

4. Ребенок испытывает желание к совместной деятельности со сверстниками в различных видах деятельности, к работе в команде.

Программа выполнена в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данная парциальная образовательная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

В основу программы заложены следующие принципы:

1) принцип приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

2) принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) принцип развивающего обучения при формировании познавательного интереса и познавательных действий при решении различных задач, поиске в КВЕСТ-играх.

Основополагающими подходами к формированию образовательной деятельности в данной программе стали:

– системно-деятельностный подход, обеспечивающий целенаправленное обучение детей при проведении КВЕСТ-игр; основополагающее при данном подходе – это осуществление перехода от совместной деятельности воспитателя и ребенка к формированию самостоятельной деятельности в процессе решения различных задач при осуществлении поиска;

– гуманитарный подход, при котором развитие личности ребенка – это главная цель образовательной деятельности; при проведении КВЕСТ-игр в детском коллективе складываются гуманистические взаимоотношения, при них каждый ребенок осознаёт себя личностью и учится видеть личность в других;

– культурологический подход – важнейший при организации образовательного процесса у дошкольников, он предполагает решение поставленных воспитательных задач данной программы на основе культурных традиций, сложившихся в нашем обществе, которые в полном объёме отражены в предлагаемых детям литературных произведениях, лежащих в основе проводимых КВЕСТ-игр.

Инновационность представленной проблемы заключается в обозначении основных существующих противоречий как для системы общего образования и отдельной образовательной организации, так и для отдельного педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. К таким противоречиям мы относим:

– между необходимостью активно использовать личностно-ориентированную технологию в процессе образования детей и уровнем готовности всех участников образовательных отношений к деятельности;

– между потребностями детей дошкольного возраста и содержанием современного образования;

– между требованиями нормативных документов и реалиями образовательного процесса;

– между усложнением современного социального мира и необходимостью успешной социализации в этом мире детей.

Все указанное выше побудило к поискам новых эффективных педагогических практик, применяемых в процессе воспитания, образования и социализации детей. Степень новизны представленной педагогической инициативы для всех участников образовательных отношений в МКДОУ д/с № 346 видим:

– в понимании важности включения всех детей в процесс воспитания, образования и социализации на каждом этапе дошкольного образования;

– в апробации инновационных подходов при организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Каждая образовательная программа, технология рассчитывает в качестве ожидаемого результата освоение воспитанниками некоторого комплекса знаний, умений, навыков. Данная образовательная программа не исключение. Программа предусматривает, чтобы ребенок по окончанию каждой КВЕСТ-игры приобретал планируемые этой игрой знания, улучшал свои речевые умения и коммуникативные способности; совершенствовал личностные качества. Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. При использовании технологии дети эмоционально непосредственно проходят все стадии КВЕСТ-игры: от заинтересованности, сопереживания до азарта, удовлетворения, знакомятся с образовательным материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им использовать, обсуждать и осознанно применять новые знания и отношения в реальном мире, строить новые отношения к окружающей действительности, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.

Квест-технология имеет ряд особенностей: 

– образовательные задачи решаются через игровую деятельность и носят поисковый характер;

– целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка;

– образовательная деятельность может быть организована как в форме обучающей, творческой, познавательной игры, так и при реализации поисковой деятельности детей совместно с родителями;

– может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Проанализировав разработанную Сокол И. Н. обобщенную классификацию КВЕСТ-игр и адаптировав ее к реалиям современного дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что возможность реализации образовательных задач в формате квест-игр вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми 4-6 летнего возраста.

КВЕСТ-игры можно разбить на три группы:

– линейные, т.е. задания выполняются по цепочке, одна за другой;

– штурмовые, когда дети получают задание, несколько подсказок для решения, но пути выполнения находят самостоятельно;

– кольцевые – это линейный квест, но выполненный в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

Реализация данной парциальной программы предполагает ежемесячное встраивание тематического материала программы в поэтапное решение основных задач речевого развития во взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений.

Структура занятий данной парциальной программы позволяет использовать предлагаемый материал ежемесячно в рамках взаимодействия взрослого и детей. При этом воспитателям предоставляется возможность определить целесообразность проведения каждой конкретной образовательной ситуации в определённый период месяца, недели, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников группы. Также предполагается возможность повторения, усложнения и дробления представленного образовательного содержания.

Любая образовательная ситуация, возникающая в процессе реализации заданий при проведении КВЕСТ-игр, решает и воспитательные задачи, дети учатся договариваться, совместно бесконфликтно принимать решения. У дошкольников совершенствуется как умение мылить, так и правильно выражать свои мысли в широком смысле этого понятия, вырабатываются нравственные качества и этические представления, принятые в обществе, происходит усвоение и принятие социальных норм поведения

В процессе КВЕСТ-игры дети используют различные виды речи, наблюдается тесная взаимосвязь монологической и диалогической речи. Также при выполнении заданий, решении поисковых задач совершенствуется взаимосвязь коммуникативных и речевых умений детей. КВЕСТ-игры способствуют формированию и совершенствованию таких коммуникативных умений, как инициативность в диалоге, самостоятельность, способность правильно вступить в разговор, терпеливо выслушивать собеседника, активность, эмоционально-оценочное реагирование и т.д.

Квест-игры как один из самых увлекательных для детей видов деятельности, проводимых на различные темы, несомненно способствуют расширению знаний в различных образовательных областях, развитию творческих способностей дошкольников. Все эти умения дадут ребенку возможность в элементарных формах прогнозировать своё общение, правильно ориентироваться на статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер, как сверстник, так и взрослый).

Перспективное планирование образовательных ситуаций в каждой группе состоит из разделов: период проведения, тематика, краткое содержание образовательной ситуации (литературные произведения) и итоговое мероприятие – КВЕСТ-игра.

Основные результаты реализации программы заключаются в развитии положительных тенденций в формировании самосознания ребенка, выработке как общепринятых гуманных форм и способов общения с природой, так и норм человеческих взаимоотношений, в развитии его коммуникативных способностей за счет органического единства воспитательного и образовательного процесса с использованием современных инновационных программ.

АДРЕСАТЫ

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Родители

Получение помощи в педагогической диагностике по возрастам.

Понимание родителями необходимости включения детей в различные виды образовательной деятельности.

Создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми во время квест-игры.

Дети

Развитие произвольности в различных видах детской деятельности.

Речевое и сенсорное развитие, формирование игровой деятельности.

Педагоги

Решение возникающих проблем на доступном для каждого ребенка уровне.

Создание методической, дидактической и материально-технической базы.

Реализация основных принципов ФГОС ДО.

Критериями эффективности реализации инновационной деятельности является наличие нормативно-правовых, материально-технических, методических ресурсов, обеспечивающих создание условий для развития речевого творчества дошкольников (средней, старшей и подготовительной группы) с использованием квест-технологии.

Направление

результативности

Качественные

показатели

Количественные

показатели

научная

размещение информации, публикации на сайте МКДОУ д/с № 346 и в научных изданиях

количество публикаций

методическая

разработка методических рекомендаций, семинары, конференции, авторские программы

количество рекомендаций, разработок, проведённых конференций и семинаров

создание сборника методических рекомендаций (содержание игр, конспекты мероприятий и т.п.)

количество публикаций

усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды

обновление соответственно тематическому планированию

постепенное увеличение уровня профессиональных знаний и умений в области применения новейших современных программ, технологий, приемов и методов

количество публикаций

социальная

доступность продуктов инновационной деятельности

обновление информации на сайте МКДОУ д/с № 346 – не реже 1 раза в три месяца, публичный отчёт о реализации программы инновационной деятельности – не реже 1 раза в год

Планирование работы по Программе осуществляется на основе анализа проблемы и полученных результатов. В ходе реализации парциальной Программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии» в МКДОУ д/с № 346 допустимы риски и неопределенности. Программа основана на постоянной обратной связи, позволяет выяснить конкретные риски, скоординировать систему мер, направленную на минимизацию рисков.

Риски

Меры для минимизации рисков

Рост перегрузки воспитанников

Четкое выполнение режима.

Психологическая неготовность родителей к дополнительной подготовке детей (чтение литературы, костюмы) для активного участия в КВЕСТ-игре

Консультирование, родительские собрания, направленные на формирование родительской активности.

Недостаточная подготовка педагогов к реализации проекта

Проведение предварительной подготовки, тщательного подбора кадров для реализации Проекта.

 

Разработанная система позволит заинтересованным образовательным организациям быстрее ввести в систему своей работы преобразования для более продуктивного развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, – М.: Сфера, 2012. – 63 с.

2. Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». № 2 2015, стр. 48-59.

3. Осяк, С. А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

4. Ошкина, А. А Квест-игра – культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018, 279-282 с.

5. Сокол, И. Н. Классификация квестов [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // И. Н. Сокол. – Молодой ученый. – 2014. – Вып. №6 (09). – с. 138-140.

6. Шеина, Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439-441.

Количество просмотров: 4026  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием в условиях реализации ФГОС ДО
2. «Найти себя в профессии – это большое счастье»: профориентационная деятельность в дошкольном учреждении
3. Знакомим дошкольников с профессиями
4. Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии
5. «Я – часть России!»: нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении
6. Работы по нравственно-патриотическому воспитанию, выполненные в технике выжигания
7. Инновационные подходы в развитии инициативной, творческой личности в рамках работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
8. Технология «Виртуальное гостевание» как современная форма знакомства дошкольников с профессиями родителей
9. Создание условий, способствующих развитию и поддержанию познавательно-речевой активности дошкольников
10. «Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды
11. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
12. Юные экспериментаторы
13. Современные образовательные технологии в профориентации дошкольников
14. Профориентация как способ социализации воспитанников группы комбинированной направленности
15. Тематическая неделя «Мир профессий» как одна из форм ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста
16. Роль книги в развитии речи детей раннего возраста
17. Развитие финансовой грамотности старших дошкольников
18. Воспитательная значимость фольклора в дошкольном учреждении
19. Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников
20. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы