Развитие финансовой грамотности старших дошкольников

 
 

Панфилова Анна Андреевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 
 
 

Чернова Наталья Андреевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников

Дошкольники ежедневно сталкиваются с рекламой, деньгами, расчетами при посещении магазинов с родителями. В разной степени дети включены в экономическую жизнь семьи, общества. Овладевают ли дошкольники в подобных ситуациях финансовой грамотностью?

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят труд других людей, не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Могут ли дошкольники овладеть основами экономических знаний и участвовать в планировании семейного бюджета?

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. Включение в образовательную деятельность детского сада основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этих воспитательных задач.

Понимая важность данного направления детского развития, с сентября 2020 года наша дошкольная организация приступила к реализации Программы экономического воспитания старших дошкольников. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане формирования таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение); это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Основные задачи воспитателей заключаются в том, чтобы разъяснить основные понятия в области финансов; воспитывать у детей бережное отношение к семейному и общественному достоянию; стимулировать к разумным тратам. Содержание Программы мы реализуем в процессе актуальных для старших дошкольников видах деятельности. Прежде всего – это игра во всех ее проявлениях (дидактическая, развивающая, сюжетно-ролевая).

С целью знакомства детей с историей возникновения денег, их назначением, с видами денежных знаков и их изменениями с течением времени мы разработали дидактическую игру «Какие бывают деньги».

Игра «Положи монетку в копилку» помогает формированию знаний о номинале монет, умений компоновать монеты так, чтобы получить определённую сумму, способствует расширению представлений дошкольников о смысле и способах накопления денежных средств. формировать умение делать элементарные экономические расчёты.

В ходе игры «Размен» детям предлагаются купюры или монеты определённого номинала, им нужно набрать эту сумму деньгами разного номинала. Многие игры мы изготавливаем совместно с ребятами – это способствует их развитию и воспитывает бережливость, разумность в тратах.

Основными нашими союзниками в реализации Программы являются родители. Мы привлекаем их через информационные стенды, такие как: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и др. (с обязательными рекомендациями или заданиями для совместного выполнения). Родители активны в изготовлении дидактических и развивающих пособий, в подготовке и проведении ярмарки, в организации мастер-классов. Мы организуем мероприятия, в ходе которых родители могут поделиться положительным опытом семейного воспитания в области экономики и финансов.

Совместно с родителями мы создали дидактическое пособие «Банкомат». Данное пособие предназначено для игровой деятельности воспитанников. Дошкольники могут поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, учатся правильно пользоваться банкоматом, пластиковой картой, знакомятся с денежными купюрами. Дидактическое пособие просто в изготовлении, удобно в использовании и гигиенической обработке, легко перемещается в групповом пространстве.

Традицией дошкольной организации стало проведение осенней ярмарки, которая проходит под девизом «Осень щедра – много даров принесла!» Взрослые и дети готовятся к празднику заранее: для ярмарки мы с детьми разучиваем заклички, изучаем ярмарочные костюмы и персонажей, обсуждаем с родителями, что испечем или какие принесем овощи со своего огорода. Перед ярмаркой мы с детьми оформляем наши будущие товары, договариваемся сколько будет стоить каждый товар, оформляем ценники. После ярмарки все вместе подсчитываем прибыль и обсуждаем, на что потратим вырученные деньги (как правило, это развивающие игры, художественная и познавательная литература на группу).

Делать понятными и доступными некоторые экономические явления нам помогает сказка. Ведь она занимает особое место в жизни ребёнка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых, и ленивых, как в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Вот некоторые произведения для чтения и обсуждения с точки зрения экономического воспитания:

Сутеев В. Г. «Что за птица?»;

Михалков С. В. «Как старик корову продавал»;

Братья Гримм «Выгодное дело»;

Даль В. И. «Про мышь зубастую, да воробья богатого»;

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха» и «Федорино горе»;

русские народные сказки «Мужик и медведь» и «Как коза избушку построила».

Чем больше ребёнок погружен в практическую деятельность или игру, тем эффективнее формируются и воспитываются основные понятия, образ мыслей, стиль жизни. Нам важно, чтобы дети понимали, что труд – основа раскрытия сущности денег.

Список литературы:

1. Гусева Е. Финансовая грамотность дошкольников. // Обруч: образование, ребёнок, ученик. — 2017. — № 4: фот. — (Единое пространство детства), с. 29-31.

2. Джойлан Годфри. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. Добрая книга, 2006 г., с. 224.

3. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» М.: Педагогика-Пресс, 1996 г., с. 125.

4. Попова Т., Булавкина А. Волшебный банкомат. Детям об экономике. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г., с. 104.

5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2007г., с. 87.

6. Федин С.Н. Финансовая грамотность. М.: Вита-Пресс, 2016 г., с. 80.

Количество просмотров: 4428  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием в условиях реализации ФГОС ДО
2. «Найти себя в профессии – это большое счастье»: профориентационная деятельность в дошкольном учреждении
3. Знакомим дошкольников с профессиями
4. Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии
5. «Я – часть России!»: нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении
6. Работы по нравственно-патриотическому воспитанию, выполненные в технике выжигания
7. Инновационные подходы в развитии инициативной, творческой личности в рамках работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
8. Технология «Виртуальное гостевание» как современная форма знакомства дошкольников с профессиями родителей
9. Создание условий, способствующих развитию и поддержанию познавательно-речевой активности дошкольников
10. «Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды
11. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
12. Юные экспериментаторы
13. Современные образовательные технологии в профориентации дошкольников
14. Профориентация как способ социализации воспитанников группы комбинированной направленности
15. Тематическая неделя «Мир профессий» как одна из форм ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста
16. Роль книги в развитии речи детей раннего возраста
17. Развитие финансовой грамотности старших дошкольников
18. Воспитательная значимость фольклора в дошкольном учреждении
19. Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников
20. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы