«Найти себя в профессии – это большое счастье»: профориентационная деятельность в дошкольном учреждении

 
 

Хорева Ольга Александровна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 405 «Детство» г. Новосибирска

 

«Найти себя в профессии – это большое счастье»: профориентационная деятельность в дошкольном учреждении

Каждый человек рождается для какого-то дела.

Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.

Э. Хемингуэй

Профориентация – это выбор профессии или ориентация на профессию, которая является в настоящее время важным направлением работы в детском саду. Профессиональная деятельность каждого человека занимает в жизни важное место. Уже с самого раннего детства ребенка родители задумываются о его будущем, стараются предопределить его профессиональную деятельность.

Одним из глобальных вопросов у выпускника школы является выбор будущей профессии. Многие подростки самостоятельно затрудняются с выбором, отдают предпочтение своего будущего родителям, что потом сказывается на дальнейшем в их жизни нежеланием работать по выбранной профессии.

Дошкольное учреждение – это первая ступень в формировании базовых знаний о разных профессиях. В дошкольном возрасте закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Поэтому основное направление в работе с детьми дошкольного возраста – это выявление на ранних ступенях развития склонностей и способностей дошкольника к разным видам деятельности.

В настоящее время для дошкольных образовательных учреждений разработан федеральный образовательный стандарт, и в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» стандарт направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду, первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в обществе.

Да, изменился мир, жизнь не стоит на одном месте, постоянно появляются новые запросы государства, новые профессии (менеджер, юрист, бизнесмен…). И если спросить любого ребенка, то он в разном дошкольном возрасте примеряет на себя различные профессии, которые окружают его мир.

Оглядываясь назад, в восьмидесятые годы, можно вспомнить, что в детском саду дошкольники играли в сюжетно-ролевые игры, которые в основном отражали рабочие профессии. Не так много было в продаже готовых пособий, детской игровой мебели. Педагоги самостоятельно изготавливали атрибуты для детских игр, родители помогали в изготовлении соответствующей мебели для сюжетно-ролевой игры. Каждая группы детского сада имела в оформлении свой имидж. Оформляли группы различными декоративными росписями (хохлома, гжель), соломкой, выжиганием на дереве.

И сегодня, рассматривая архив детского сада, я предлагаю путешествие в прошлое сюжетно-ролевой игры.

Из архива детского сада, 1985 год

«Почта»



«Ателье»

«Больница»

«Плотники-работники»

 «Школа»

Да, эти профессии и на сегодняшний день актуальны, но требуют постоянно принимать новые вызовы, осваивать новые технологии, продвигаться в профессиональной среде. Обществу еще неизвестно, какие профессии будут востребованы через 10-20 лет. Значит, эволюция профессий неизбежна!

Педагогам по ранней профориентации детей дошкольного возраста важно ставить адекватные их возрасту задачи, реализовывать их посредством социально-культурных практик детства, уважая интересы и желания, склонности и возможности детей, а также приоритеты родителей (законных представителей).

Официальное признание дошкольного образования первой ступенью в системе непрерывного образования предполагает формирование таких компетенций у ребенка, которые позволили бы ему жить в постоянно изменяющемся мире и мире профессий, в том числе развиваться в логике перемен и быть готовым к профессиональному самоопределению в будущем.

Ребенок будет знакомиться с богатым миром профессий, учиться ориентироваться в них, что является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Для подготовки ранней профориентации в дошкольном учреждении необходимы следующие условия. Профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников. Большое место имеет сотрудничество с семьей, социальное партнерство с различными учреждениями. Благоприятно влияет на ребенка развивающая игровая среда профессиональной направленности, качественный образовательный процесс.

В настоящее время изобилие пособий дает возможность для расширения знаний о профессиях. Это и плакаты «Профессии», тематические словари в картинках «Мир человека», «Азбука профессий», игровые наборы кукол по социально-нравственному воспитанию, книги с иллюстрациями, которые знакомят с богатым миром профессий.

В дошкольном учреждении для профориентационной работы используют следующие формы работы с детьми.

– Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности, который дает возможность представления профессии взрослых.

– Экскурсии – форма работы, которая знакомит детей с профессией в реальных условиях. Дошкольник может получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами своего дела.

– Наблюдение за работой разных специалистов – наглядное представление о мире профессий (младший воспитатель, повар, врач, медицинская сестра, водитель, продавец, учитель).

– Рассматривание иллюстраций «Профессии» – знакомство с разнообразием незнакомых профессий людей.

– Беседы с детьми о профессиях – это расширение и систематизация знаний детей о мире профессий в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

– Моделирование, компьютерные технологии – знакомство детей с разными видами труда взрослых.

– Театрализованная деятельность – формирование у детей уважения к людям труда, развитие интереса к выбору будущей профессии.

– Посещение кружков – выявление у детей способностей, которые могут качественно повлиять на дальнейший выбор профессии.

– Профессиональная гостиная – приглашение в гости родителей, знакомых с презентацией своей профессии.

– Изготовление лэкбуков – закрепление у детей полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Таким образом, профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Чем больше ребёнок узнает о труде взрослых, тем легче ему будет сделать выбор, который определит его жизнь.

Выбор профессии – одно из наиболее серьёзных и важных жизненных решений.

Список литературы

1. Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении, Челябинск, 2021.

2. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – Москва, 2005.

3. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. – Академия педагогических наук, Москва, 1957.

Количество просмотров: 3102  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием в условиях реализации ФГОС ДО
2. «Найти себя в профессии – это большое счастье»: профориентационная деятельность в дошкольном учреждении
3. Знакомим дошкольников с профессиями
4. Развитие речевого творчества дошкольников с использованием квест-технологии
5. «Я – часть России!»: нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении
6. Работы по нравственно-патриотическому воспитанию, выполненные в технике выжигания
7. Инновационные подходы в развитии инициативной, творческой личности в рамках работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
8. Технология «Виртуальное гостевание» как современная форма знакомства дошкольников с профессиями родителей
9. Создание условий, способствующих развитию и поддержанию познавательно-речевой активности дошкольников
10. «Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды
11. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
12. Юные экспериментаторы
13. Современные образовательные технологии в профориентации дошкольников
14. Профориентация как способ социализации воспитанников группы комбинированной направленности
15. Тематическая неделя «Мир профессий» как одна из форм ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста
16. Роль книги в развитии речи детей раннего возраста
17. Развитие финансовой грамотности старших дошкольников
18. Воспитательная значимость фольклора в дошкольном учреждении
19. Лэпбук как средство развития познавательной активности дошкольников
20. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы