Формирование нравственно-этических ориентиров средствами дополнительного образования художественной направленности

 
 

Свинарева Любовь Борисовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО Центр детского творчества «Мечта»

 р.п. Коченево Новосибирской области

 

Формирование нравственно-этических ориентиров средствами дополнительного образования художественной направленности

В настоящее время в эпоху геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурно-этических изменений видоизменяется система ценностей. Утрата ценностей становится глобальной проблемой. Само существование мировой цивилизации зависит от гуманитарной культуры личности как системообразующего элемента общества. Важная роль в формировании нового образа личности, способной воспроизводить и приращивать содержание гуманитарной культуры, принадлежит системе образования. В концепции развития дополнительного образования персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования XXI века. На современном этапе развития дополнительного образования особую актуальность приобретает процесс формирования у обучающихся нравственно-этических качеств. Механизмом передачи правил этикета из поколения в поколение служит обычай, обряд, ритуал. Нравственно-этическая культура нашего народа богата и имеет специфические черты и особенности. Не случайно 2022 год в Российской Федерации объявлен «Годом культурного наследия народов России». Высокой духовностью пронизаны традиции как русского, так и других народов, приобщение обучающихся к системе образов, языка, форм праздничной жизни, одной из которых было празднование именин.

День рождения оставался незаметным, многие о нем даже забывали, а вот день Ангела, или именины, праздновались каждым, кому позволяло материальное состояние.

Непосредственно дни рождения в России стали отмечать в XIX веке только дворяне и богатые купцы. И лишь с XX века традиция распространилась среди народа. В современном мире именины и день ангела постепенно начали утрачивать общие черты. День рождения сегодня – это торжество, которое объединяет детей и взрослых. От праздника ожидают сюрпризов, сладких и творческих подарков, веселых игр. Для того чтобы праздник прошел увлекательно и незабываемо, взрослые проявляют творчество и изобретательность.

Кому, как не педагогам дополнительного образования, свойственно творчество и изобретательность, любознательность и эмоциональность, поэтому мы продолжили наше знакомство с ценностями традиционной культуры и обратились к любимому жанру детей и взрослых – сказке, а точнее к дагестанской сказке. Дагестанские сказки – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. В народной культуре национальные обряды, песни, танцы, сплетаясь в одну «радугу», сохраняют самобытность, неповторимость и оригинальность и становятся при этом еще ярче.

Перед детьми и взрослыми возник вопрос, что общего может быть у двух разных творческих объединений; как сделать так, чтобы простые выступления стали связующим звеном в концертной программе; чтобы родители и дети ощутили и осознали значимость своей деятельности; и уж совсем «высший пилотаж» – гордились тем, что они делают! Итак, мы обратились к сказке, а точнее посмотрели советский мультфильм 1959 года «День рождения», режиссёры Валентина и Зинаида Брумберг. В одном дагестанском ауле, наблюдая, как дедушка записал в домовую книгу родившегося барашка, маленький мальчик Мурат с удивлением не нашёл в этой книге себя. Оказывается, повелось с давних времён, что днём рождения человека считается не тот день, когда он рождается бессильным, как барашек, а день, когда он заслужит своё рождение. Связующее звено, объединившее юбилейные даты двух творческих объединений – Мастерской конферанса и художественного слова «Аплодисменты» и объединения народного пения «Ромашка» было найдено. Учащиеся объединений «доказывали» зрителям, что заслужили свое рождение, рассказывали о приметах и о том, как празднуют дни рождения в разных странах. Одна из примет – в этот праздник звучат поздравления, которые привлекают удачу на целый год!

Новизна такого интегрированного подхода проявляется в объединении возможностей двух творческих коллективов – народного пения и объединения по изучению конферанса посредством празднования Дня рождения коллективов. Важным фактом является то, что наш опыт послужил стимулом для объединения – сообщества педагогов, детей и родителей, различных направленностей.

Еще 100 лет назад народные традиции, обычаи передавались из поколения в поколение. Сегодня же они частично утеряны, соответственно, потеряны многие духовные ориентиры. Без бережного отношения к традициям молодое поколение не сможет сохранить и тем более передать опыт прошлого будущим поколениям. Поэтому организация таких любимых детьми мероприятий, как Дни рождения, является актуальным, особенно для формирования нравственно-этических ориентиров и культурных традиций. Дети эмоционально и с живым интересом знакомятся с традициями и приметами разных народов.

Концертная деятельность является мощным стимулом к развитию и совершенствованию навыков ребенка, что позволяет самоопределиться, самоутвердиться в мире увлечений. В этом и заключается главный педагогический смысл – развиваться можно только в творческой атмосфере и окружении, а праздник – и есть площадка для возникновения эмоционального подъема, увлеченности познанием, чувства вдохновения и формирования общекультурных ценностных ориентаций. Дети с большим удовольствием раскрывают свои возможности и талант, особенно перед родителями и близкими родственниками.

Педагогическая целесообразность проведения таких мероприятий – в передаче детям знаний и навыков традиционной культуры. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, половозрастные), всего жизненного уклада. Поэтому приоритетная задача – в бережном сохранении и развитии традиций как русского, так и других народов. Праздник объединил детей и взрослых, замотивировал всех участников образовательного процесса на то, чтобы творчество стало потребностью. Ведь сейчас, как никогда, Россия нуждается в активных, творческих людях!

Одна из главных целей мероприятий – помощь педагогам, воспитателям в создании условий для духовно-нравственного воспитания детей средствами традиционной культуры. Организация и проведение мероприятий такого плана строится на принципах:

– коллективности творчества и живой преемственности;

– равных возможностей – закон равноправия всех участников;

– нравственных приоритетов – подчинение всей деятельности ценностям традиционной культуры;

– взаимосвязи различных видов искусства.

Успех любого мероприятия зависит от того, насколько точно оно продумано и спланировано. Очень важна предварительная работа – по приглашению родителей, педагогов, классных руководителей, социальных партнеров; создание афиши, логотипов; отбор работ для выставки декоративно-прикладного творчества. Привлечение коллег-художников для оформление сцены, инициаторами создания подарков для ребят могут выступить родители.

Для проведения мероприятия необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации:

– организовать работу творческой группы по подготовке праздника;

– распределить обязанности по блокам подготовки и проведения праздника: создание афиши, рекламная акция, подготовка номеров, работа с социальными партнерами (приглашение), изготовление подарков (именинных пирогов), работа со средствами массовой информации, оформление благодарственных писем, подбор музыкального сопровождения;

– праздник пройдет с большим успехом, если программу составлять по принципу нарастания: ближе к финалу поставить номера более динамичные, яркие, так как зрители любят разнообразие и зрелищность;

– точку о проведенной работе можно поставить лишь после того, когда будет проведен анализ мероприятия;

– обязательно о проведенном мероприятии разместить статью на сайт учреждения, в средства массовой информации.

Результаты деятельности показывают, что целенаправленная работа по воспитанию детей посредством приобщения к традиционной народной культуре способствует созданию благоприятной «внутренней среды» личности, делающей личность ребенка более отзывчивой на педагогическое воздействие (возникновение эмоционального подъема, радости, нравственного и эстетического отклика). Степень развитости нравственно-этических начал человека характеризует его гуманную культуру. От степени сформированности гуманистической культуры зависит личностное становление обучающихся.

Мероприятие проходит, а воспоминание о нем мотивирует как детей, так и взрослых делать все для того, чтобы заслужить свое рождение! Долг современного педагога – научить чтить традиции; помочь детям узнать историю своей страны, расширить кругозор и эрудицию.

Россия всегда удивляла и удивляет мир своей духовностью, своей культурой, у которой за века сложилась мощная корневая система – народное творчество! Вы скажете и в чем же новизна формы организации воспитательного процесса? В чем привитие высокого культурно-художественного вкуса? И уж причем здесь совершенствование принципов? А нам хочется сказать словами Генри Джона Хайнца: «Делать обыкновенные вещи необыкновенно хорошо – вот самый короткий путь к успеху».

Список литературы

1. Внешкольник. – № 2, 2014.

2. Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием/ под общей редакцией Б.П. Черника. – Новосибирск: Агенство «Сибпринт», 2019. – 260 с.

3. Дополнительное образование и воспитание. – № 3, 2013, № 1, 2014.

4. История праздника {Электронный ресурс}. http://lefutur.ru/blog/istoriya-prazdnika-den-rozhdeniya/ (дата обращения 30.03.2022).

5. Народное творчество. – № 4, 2011.

6. Организация и проведение мероприятий, методические рекомендации. Отдел культуры и молодежной политики Администрации муниципального района Усольского районного/ Сост. Васильева А.С.

Количество просмотров: 1822  

Добавить комментарий

Target Image
1. Непрерывность исторической памяти в системе воспитательной работы учреждения
2. Формирование педагогического коллектива в учреждении дополнительного образования
3. Формирование экологического мировоззрения учащихся через интеграцию разных направлений технического творчества в рамках летней профильной смены «Город будущего»
4. Благотворительная ярмарка как способ организации трудового воспитания в системе дополнительного образования детей
5. Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
6. Играем на фортепиано…Современные средства и технологии развития у детей интереса к процессу обучения
7. Проектная деятельность в школе раннего развития «Пчёлка» и студии «Умка»
8. Игровой метод при подготовке спринтера углубленного уровня обучения
9. Формирование нравственно-этических ориентиров средствами дополнительного образования художественной направленности
10. Методическая площадка для преподавателей детских школ искусств Новосибирского района
11. К вопросу об использовании приемов геймификации на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
12. Взаимодействие педагогов с родительской общественностью в системе дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы