Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования

 
 

Чувашова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, одна из важных задач сегодня – вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики.

Дошкольный возраст является именно тем сенситивным периодом в жизни человека, когда он начинает свое вхождение в социум. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их познавательного и всестороннего развития.

Согласно исследований В. И. Логиновой, С. А. Козловой, В. П. Кондрашова, М. В. Крулехт, А. А. Крулехт, ранняя профориентация детей дошкольного возраст – это система мероприятий в образовательном учреждении, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка, формирование представлений о современных профессиях через проживание специально смоделированных ситуаций, воспитание уважительного отношения к труду.

Актуализация проблемы ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста обозначила необходимость трансформации имеющихся подходов, методов в работе с детьми в этом направлении.

Одним из эффективных методов профессиональной ориентации дошкольников является метод «профессиональных игровых проб».

Методика реализации профессиональных игровых проб с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно:

1 этап – подготовительный: определение интересов, увлечений детей, отношения к профессиям, общей готовности к выполнению игровой профессиональной пробы;

2 этап – информационный: знакомство с современными профессиями через просмотр кинофильмов, видеороликов, слайдовых презентаций; организации дидактических и настольно-печатных игр профориентационной направленности, встреч с родителями, которые познакомят детей со своей профессиональной деятельностью;

3 этап – исполнительский: моделирование профессиональной игровой деятельности: детям дается игровое задание, оговариваются условия, определяется продукт (результат), который необходимо получить по завершении профессиональной игровой деятельности.

Основными условиями организации пробной профессиональной деятельности детей выступают:

– наличие комфортных, безопасных для детей помещений, соответствующих требованиям СанПиНов. Профессиональные пробы организуются на базе мастерских и могут реализоваться на базе социальных партнеров;

– наличие соответствующего реальным условиям профессиональной деятельности и требованиям безопасности для детей оборудования и инвентаря: в отличие от сюжетно-ролевой игры, в профессиональных пробах используется не игровой реквизит, а настоящие рабочие инструменты;

– четкая организация и педагогическое сопровождение: в ходе выполнения профессиональных игровых проб педагог выявляет, уточняет и закрепляет элементарные представления и умения детей (в соответствии с возрастными возможностями), необходимые для качественного выполнения игрового задания и планируемого результата;

– развивающая направленность профессиональных проб: ориентация на зону ближайшего развития по Л. С. Выготскому. Педагог определяет уровень потенциально возможного развития, которого ребенок может достигнуть, осуществляя игровые профессиональны пробы под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками. После приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач;

– тьюторское сопровождение: нахождение рядом с детьми родителя специалиста-профессионала, который знакомит детей со своей профессиональной деятельностью (оборудованием, инструментами), совместно с детьми выполняет игровые профессиональные пробы, например, найди инструменты для приготовления теста, подбери ткань для одежды. Тьютор оказывает помощь при необходимости в выполнении задания, контролирует соблюдение техники безопасности.

Выстроенная таким образом образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по направлению ранней профессиональной ориентации позволяет достичь следующих результатов:

– сформировать эмоционально положительное отношение к трудовой деятельности,

– расширить представленияо современных профессиях и профессиональных качествах, о предметах, облегчающих труд людей на производстве,

– сформировать комплекс умений, проявляющихся как в игровой, так и в посильной трудовой деятельности.

В системе дополнительного образования детей очень успешно используются педагогами все традиционные формы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром профессий взрослых. А также совершенствуются и современные технологии.

На базе клуба «Калейдоскоп» МБУДО ЦВР «Галактика» педагогами Студии раннего развития «Солнечный город» уже несколько лет эффективно реализуется образовательный проект «Город Мастеров».

Цель: сформировать у детей представление о существующих профессиях родителей через создание специально смоделированных игровых ситуаций.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

Предварительная работа:

Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Совместная разработка плана дальнейших действий: разработка маршрутных листов, разработка технологических карт.

Подбор наглядных пособий: картин, иллюстраций, фотографий на тему профессии.

Подбор развивающих, дидактических игр, игровых материалов.

Работа с родителями.

2 этап – практический

По каждому направлению деятельности изучаются определенные профессии.

Работа педагогов с детьми:

Беседы о пользе труда в жизни каждого человека и общества.

Совместная творческая деятельность детей на занятиях.

Проведение занятий по разработанным темам.

Организация сюжетно-ролевых игр с включением смоделированных игровых профессиональных проб.

Совместная с родителями деятельность.

3 этап – завершающий

Оформление выставки «Все работы хороши».

Организация и проведение квеста «Город Мастеров».

Итогом совместной работы стали книжки-малышки «Профессии», книжка-раскладушка «Город мастеров», выставка детских рисунков «Все работы хороши», фотовыставка «Родители-профессионалы».

Логичным завершением проекта стала интересная и увлекательная игра-квест «Город мастеров», которая объединила педагогов, детей и родителей. Педагоги совместно с родителями на игровых станциях «Кулинар», «Художник», «Инженер-связист», «Модельер» активно включили детей в профессиональные игровые пробы. Родители, как тьюторы-специалисты-профессионалы находились рядом с детьми: рассказывали о своей профессии, знакомили детей с элементарными трудовыми действии каждой профессии и оказывали помощь в выполнении простых профессиональных действий: подбери посуду для приготовления торта, нарисуй иллюстрацию к сказке, соедини датчики с проводами для сотовой связи, подбери материал для одежды, нарисуй детали к современной одежде. Дети с удовольствием погрузились в практическую деятельность и смогли примерить на себя профессию своих родителей.

Анализ реализация проекта «Город Мастеров» показал, что:

  • дети стали более инициативными и самостоятельными в играх, коммуникациях со сверстниками;
  • дети проявляют больше самостоятельности на занятиях;
  • дети демонстрируют положительное отношение к труду взрослых;
  • между родителями и педагогами установились партнерские взаимоотношения, которые создали условия для гармонизации детско-родительских отношений;
  • родители стали более ответственными и активными участниками образовательного процесса.

В целом проект «Город мастеров» стал основой для долгосрочного сотрудничества с родителями студии раннего развития «Солнечный город».

«Мир профессий мегаполиса – сложная и постоянно развивающаяся, изменяющаяся система, поэтому педагогическое сопровождение ранней профессиональной ориентации дошкольников требует высокой профессиональной компетентности, понимания ее сущности и своеобразия. Легко зайти в чужое образовательное пространство, начать форсировать развитие ребенка и потерять уникальность дошкольного детства. Важно развернуть перед дошкольником палитру многообразия профессий, помочь понять их значимость и «примерить на себя», чтобы постепенно, по мере взросления осознать, что тебе ближе, а что «не твое», ведь человеку так важно для счастья сделать самому верный выбор сферы профессиональной деятельности» (М. В. Крулехт).

Список литературы

1. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.

2. Дыбина О.В. Информационные технологии ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 4 (39). С. 7-11.

3. Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 5 (101). – С. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10067.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1978. –  № 10. с.56–63.

6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. –М.: ТЦ Сфера, 2003.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Интернет-ресурсы:

1. http://ippo.selfip.com:85/izvestia/krulekht-m-v-pedagogicheskoe-soprovozhd/

2. https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/9487/1/Маныкина%20Н.В._ППОбз_1403Д.pdf#:~:text=Ранняя%20профориентация%20детей%20дошкольного%20возраста,самостоятельного%20выбора%20профессии%20в%20дальнейшем

3. http://dou136.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2020/09/Statya-v-zhurnale-Sovremennoe-dokolnoe-obrazovanie.pdf

4. https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-ranney-proforientatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer

5. https://www.resobr.ru/article/63712-rannyaya-proforientatsiya-v-dou

Количество просмотров: 1899  

Добавить комментарий

Target Image
1. Непрерывность исторической памяти в системе воспитательной работы учреждения
2. Формирование педагогического коллектива в учреждении дополнительного образования
3. Формирование экологического мировоззрения учащихся через интеграцию разных направлений технического творчества в рамках летней профильной смены «Город будущего»
4. Благотворительная ярмарка как способ организации трудового воспитания в системе дополнительного образования детей
5. Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
6. Играем на фортепиано…Современные средства и технологии развития у детей интереса к процессу обучения
7. Проектная деятельность в школе раннего развития «Пчёлка» и студии «Умка»
8. Игровой метод при подготовке спринтера углубленного уровня обучения
9. Формирование нравственно-этических ориентиров средствами дополнительного образования художественной направленности
10. Методическая площадка для преподавателей детских школ искусств Новосибирского района
11. К вопросу об использовании приемов геймификации на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
12. Взаимодействие педагогов с родительской общественностью в системе дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы