Диагностический комплект для оценки качества реализации парциальной программы «Дорогою добра. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с произведениями детской художественной литературы»

 
 

Завьялова Татьяна Валериевна,

педагог-психолог

МКДОУ д/с № 347 г. Новосибирска

 

Диагностический комплект для оценки качества реализации парциальной программы «Дорогою добра. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с произведениями детской художественной литературы»

Современные приоритеты государственной политики в области образования отражены в национальном проекте «Образование», который нацелен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Развитие дошкольного образования как важной части российской образовательной системы сегодня направлено на повышение качества образования, которое определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,… и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность…»[1].   

Согласно тезисам резолюции XXII съезда работников образования НСО[2] мониторинг качества дошкольного образования является одной из приоритетных задач реализации образовательной политики и обеспечения эффективных условий для воспитания, обучения и профессионального самоопределения в 2022-2023 учебном году.

Разработка педагогического инструментария для мониторинга личностных результатов освоения образовательных программ относится к компетенции образовательной организации и является необходимостью, обусловленной задачами выявления динамики развития детей, динамики их образовательных достижений с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий.

Диагностическая батарея представляет собой результат инновационной деятельности педагогического коллектива ДОУ, целью которой являлась разработка и апробация технологии оценки индивидуальных результатов освоения воспитанниками образовательной программы «Дорогою добра. Воспитание духовно-нравственных основ личности дошкольника средствами детской художественной литературы».

Представленный педагогический инструментарий призван решить задачи:

– индивидуализации деятельности с воспитанниками по программе;

– формирования/актуализации содержания программы;

– анализа профессиональной деятельности педагогов по программе;

– взаимодействия с семьями воспитанников.

Краткая справка о программе

Программа «Дорогою добра. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с произведениями детской художественной литературы» разработана членами коллектива МКДОУ д/с № 347 и одобрена решением родительского комитета ДОУ. Программа способствует решению задач из образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и направлена на присвоение старшими дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству.

Ключевая идея программы основана на неоспоримой роли художественной литературы в духовно-нравственном развитии ребенка. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Сказки, рассказы, стихи «выводят» ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружают в различные ситуации с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируют в них. Художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни. Эмоционально воспринимая поступки литературных героев, дети, по словам А. В. Запорожца, приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющих оценивать эти поступки – добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т. д. Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать героям сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность.

В качестве ожидаемых образовательных результатов освоения программы авторами были определены следующие возможные образовательные достижения детей 6-7 лет:

– ребенок знаком с произведениями детской художественной литературы и авторами произведений;

– способен определить нравственные ценности, лежащие в основе сюжета и действий героев произведений литературы;

– ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру;

– способен учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников;

– может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Описание технологии оценки индивидуальных достижений воспитанников

Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Задачи педагогической диагностики:

– индивидуализация образования (в т. ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.);

– оптимизация работы с группой детей;

– взаимодействие с родителями воспитанников.

Основные принципы оценки индивидуального развития детей являются:

– соответствие возрасту и содержанию программы;

– игровая форма;

– технологичность;

– удобство;

– доступность результатов для родителей.

Педагогическая диагностика:

– учитывает обозначенные в программе ожидаемые результаты, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

– позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;

– создает условия для вовлечения родителей в деятельность по программе и содержательного взаимодействия с семьями воспитанников.

Способы организации диагностики

Для проведения диагностических процедур авторами разработаны уникальные инструменты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Инструментарий для проведения педагогической оценки образовательных результатов

Название инструмента оценки

Инструментарий

Сроки применения

Наблюдение

Диагностические карты с критериями

В течение всего срока реализации программы

Диагностическая игра «Кубик со сказками»

Куб, на гранях которого крепятся картинки с сюжетами из детских литературных произведений (картинки меняются)

В течение всего срока реализации программы. Смена стимульного материала осуществляется по мере ознакомления дошкольников с произведениями детской литературы

Онлайн-тест «Дорогою добра» (старшая группа)

Онлайн форма теста, созданная на платформе app.onlinetestpad.com

В конце учебного года (апрель/май)

Онлайн-тест «Дорогою добра» (подготовительная группа)

Онлайн форма теста, созданная на платформе app.onlinetestpad.com

В конце учебного года (апрель/май)

Онлайн-тест «Дорогою добра» (адаптированный вариант для детей с ОВЗ)

Онлайн форма теста, созданная на платформе app.onlinetestpad.com

В конце учебного года (апрель/май)

Дидактическая игра «Помоги другу» с элементами ТРИЗа

10 карточек с ситуациями, эмоциональными состояниями героев произведений;

20 карточек с сюжетами-причинами данных ситуаций;

20 карточек с сюжетами о том, как помочь или кто может помочь;

Кубик с грустными и веселыми смайликами.

В течение всего срока реализации программы. Смена стимульного материала осуществляется по мере ознакомления дошкольников с произведениями детской литературы

Описание инструментов диагностики индивидуальных достижений детей

ОНЛАЙН-ТЕСТ «Дорогою добра»

Современные информационно-коммуникационные технологии способны решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Интернет-платформа Online Test Pad (app.onlinetestpad.com), разработанная для создания и администрирования образовательных и развлекательных тестов, опросов, кроссвордов, позволила авторам оптимизировать процесс сбора данных.

Кроме того, выбранная форма теста позволяет предлагать детям задания в самых разнообразных вариантах с использованием иллюстраций, видеофрагментов, картинок, аудиофайлов, что делает работу ребенка с тестом интересной, разнообразной, позволяет удерживать внимание и высокую мотивацию дошкольника. Инновационным моментом является и вовлечение в данную работу родителей. Данный тест дошкольники проходят при помощи родителей в условиях семейного воспитания.

Каждый тест представляет собой отдельную веб-страницу, на которой размещаются инструкция к заполнению теста, стимульный материал в виде графических изображений, видео или аудиофайлов, вопросы, оценка результата в баллах.

Доступ родителей к онлайн-тесту обеспечивается двумя способами:

1. Размещение активной ссылки на официальном сайте ДОУ в тематическом разделе посвященном реализации программы «Дорогою добра».

2. Распространение активной ссылки через родительские группы WhatsApp. Родители оперативно реагируют на просьбу пройти опрос, и сроки получения данных редко составляют более 3-х дней.

В случае если у кого-то из родителей нет технической возможности воспользоваться личным смартфоном, ПК или планшетом организуется точка доступа к прохождению теста в ДОУ. В нашем случае это персональный компьютер делопроизводителя.

Работа педагога с результатами теста

Результаты прохождения воспитанниками теста формируются платформой Online Test Pad автоматически. Результаты представляются в различных форматах:

– графическом виде (диаграммы, графики);

– текстовом варианте.

Есть возможность выгрузить, сохранить полученные данные в формате excel и PDF.

Педагог может отслеживать:

– количество воспитанников, прошедших тест;

– статистику количества правильных ответов по каждому вопросу в виде целого числа и в процентах;

– статистику прохождения детьми теста в целом (в %);

– индивидуальные результаты образовательных достижений воспитанников.

Педагог, реализующий программу, анализирует полученные данные и делает выводы о том, насколько воспитанники усвоили содержание произведений, запомнили отдельные детали сюжетов, усвоили нравственные нормы, мораль. Располагая такими данные, педагог легко может скорректировать как индивидуальную образовательную траекторию по данной программе воспитанника, так в целом педагогические действия, ориентированные на группу детей (при необходимости):

– вернуться к тексту произведения (еще раз прочитать);

– осуществить театрализованную постановку;

– наполнить среду группы игровыми атрибутами для проигрывания сюжета того или иного произведения;

– показать детям мультфильм по произведению;

– послушать произведение в аудиоформате;

– провести беседу по прочитанному/просмотренному;

– использовать элементы ТРИЗа при работе с текстом произведения и т.д.

Интерактивная викторина «Аукцион знаний»

Данный инструмент разработан для использования при непосредственном взаимодействии с детьми в интерактивной форме.

Викторина «Аукцион знаний» позволяет выявить представления детей о произведениях детской художественной литературы. Все вопросы подобраны в соответствии с тематическим планом программы «Дорогою добра». Викторина включает в себе 4 кейса с заданиями (2 – для детей старшей группы; 2 – для детей подготовительной к школе группы).

Способы проведения викторины разнообразны:

Дети делятся на команды (чья команда даст больше правильных ответов).

Викторина проводится на личное первенство (кто из детей даст больше правильных ответов).

Командная игра с участием родителей (команды состоят из нескольких детей и их родителей).

Соревнование семейных команд (команда состоит из ребенка и его родителя).

Соревнование команд детей из разных групп.

Диагностическая игра «Кубик со сказками»

Следующий инструмент – диагностическая игра «Кубик со сказками» представляет собой куб, на гранях которого размещаются картинки, иллюстрирующие сюжеты детских литературных произведений, с которыми педагог познакомил детей. Картинки меняются в зависимости от диагностических целей, преследуемых педагогом.

Алгоритм применения инструмента:

1. Ребенок (или педагог) бросают кубик.

2. Рассматривают картинку на выпавшей грани.

3. Педагог задает диагностические вопросы:

– герои какого произведения изображены на картинке?

– кто автор произведения?

– о чем эта сказка/рассказ/стихотворение?

– расскажи о характере героя/ев

– что было до?

– что произошло после? и т.п.

Варианты использования куба:

Куб может быть использован в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с детьми.

Моно-куб (на гранях куба размещены сюжеты из одного произведения или сюжеты на одну тему: куб «Русские народные сказки», куб «Цветик-семицветик», куб «Стихи А.Барто», куб «Герои С.Михалкова», куб «По рассказам Н. Николая Носова» и т.п.

Ассорти-куб (на гранях куба размещаются совершенно любые картинки с одним требованием – эти программные произведения должны быть уже знакомы детям).

Куб-ошибка (на гранях этого куба располагаются картинки с намеренными ошибками, например, Емеля едет в автомобиле, или девочка Женя из сказки В.Катаева летит на ракете, или стоит рядом с Эйфелевой башней в Париже или на приеме у Айболита Баба-Яга и т.п.). При работе с кубом-ошибкой педагог задает вопросы: «Что перепуталось на картинке?», «В чем ошибка?», «Назови как правильно» и т.д. Интересно получается добавлять в серию ошибочных картинок верную/правильную картинку без ошибки.

Диагностическая игра «Помоги другу» («Причины и следствия») (с элементами ТРИЗ)

Играют дети 5-7 лет.

Количество игроков до 4 без взрослого, до 10 с педагогом.

Материалы: по 10 карточек с положительными и отрицательными ситуациями или эмоциональными состояниями героев произведений; 20 карточек с сюжетами-причинами данных ситуаций (не только по произведениям); 20 карточек с сюжетами о том, как помочь или кто может помочь (не только по произведениям); все карточки в разных коробочках. Кубик с грустными и веселыми смайликами.

Ход игры: Первый игрок выбирается считалкой. Он катит кубик со смайликами. Если выпал грустный смайлик, он берет вслепую карточку с отрицательной ситуацией, а если веселый – с положительной. Он кратко описывает ситуацию, выбирает из коробочки сюжет-причину (что могло привести к такой ситуации на его взгляд), кратко объясняет. Кладет карточку-причину слева от карточки-ситуации. Следующий по часовой стрелке игрок обдумывает ситуацию и выбирает подходящую картинку с решением ситуации, объясняет своё мнение. Другие игроки могут помогать, вместе искать и обосновывать решение. Сыгравшая ситуация убирается в сторону, а причины и решения возвращаются в свои коробочки. Игрок, искавший решение, катит кубик со смайликами.

Например: Миша катит кубик, ему выпадает грустный смайлик, он вытягивает ситуацию «портрет злой Снежной королевы». Миша говорит: «Это Снежная королева. Она злая. Интересно, почему она такой стала?» Он ищет карточку-причину. Показывает картинку с плачущей девочкой, поясняет: «Ее часто обижали в детстве, поэтому она стала злой». Следующий игрок, Артем, обдумывает ситуацию, советуется с игроками, выбирает картинку «детский праздник» и объясняет, что надо пригласить Снежную королеву на детский праздник, развеселить ее, и она станет добрее.

Артем катит кубик, ему выпадает веселый смайлик. Он вытягивает ситуацию «звери веселятся в лесу». Находит карточку «дракон» и говорит: «Звери радуются, что дракон улетел и больше никто никого не обижает». Следующий игрок выбирает картинку «торт» и объясняет: «они теперь торт испекут и всех лесных жителей угощать будут».

Ситуаций может быть неограниченное число, со временем их можно менять.

Используемые источники

1. Сайт Минпросвещения России. Нацпроект «Образование» (https://edu.gov.ru/national-project/)

2. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.

4. Рыкова М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М. А. Рыкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 16 (120). – С. 377-379. – URL: https://moluch.ru/archive/120/33247/ (дата обращения: 11.01.2023).

5. Таксономия Блума // https://4brain.ru/blog/blooms-cube/ 

6. Кубик Блума // https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA+%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B0&clid=2411726&lr=65

7. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

8. XXII съезд работников образования НСО «Патриотическое воспитание и развитие личности — приоритет государственной образовательной политики» // сайт Минобрнауки НСО // proekt_rezolyucii_sezda_2022.pdf (nso.ru)


[1]ст. 2 п.29 Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

[2] XXII съезд работников образования НСО[2] «Патриотическое воспитание и развитие личности — приоритет государственной образовательной политики»

Количество просмотров: 1192  

Добавить комментарий

Target Image
1. Нескучные биографии
2. Интегрированный урок как средство повышения активности и развития творческих способностей на уроке истории
3. Использование ресурсов «Российской электронной школы» для оценивания функциональной грамотности
4. Методические рекомендации для подготовки учащихся 7-х классов к ВПР по английскому языку: из опыта практической деятельности
5. Опыт проведения совместных уроков младших и старших школьников
6. Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства. 3 класс
7. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения во 2 классе
8. Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями
9. Квест-игра «Мой любимый город»
10. Развлечение в бассейне «В подводном царстве»
11. Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»
12. Мини-музей в подготовительной группе «Жилища и быт народов Сибири»
13. Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО
14. Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
15. Сценарий спортивного праздника «День мяча» для детей старшего дошкольного возраста
16. «К истокам старины»
17. Квест-игра «В поисках национального десерта»
18. Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ
19. Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея в ДОУ
20. Снежный арт в работе с детьми ДОУ

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы