Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ

 
 

Маляревская Ольга Анатольевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 73 г. Новосибирска

 

Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Современное общество ставит перед педагогами задачи, направленные на совершенствование речевой активности детей. Использование наглядных пособий на коррекционных занятиях существенно увеличивает результативность логопедической работы, так как опирается на мысленные представления ребёнка, делает материал более понятным, а его усвоение более успешным [1, с.280]. К наглядным методам обучения может относиться демонстрация образца задания и способа его выполнения, которые позднее становятся самостоятельными действиями ребёнка.

Опираясь на данные понятия, для более успешного развития активного словаря детей, автоматизации шипящего звука [Ж] мной было изготовлено панно «Весёлый ёжик». Данное пособие выполнено из фетра размером 50 см х 35 см и является многофункциональным, помогает развивать представления ребёнка о цвете, форме, величине. В центре композиции расположился большой ёж с прочными ягодками на иголках. На его иголки мы можем закрепить разнообразные листья, фрукты. Выбор происходит в зависимости от лексической темы или от развития лексико-грамматических категорий на занятии. Для этого изготовлены листья разные по цвету (желтые, красные и зеленые), разные по форме. В комплекте есть фруктовые плоды – желтые и красные груши и яблоки. На этой композиции сверху находятся разъёмные насекомые: бабочка, божья коровка и пчела. Внизу – фиксированные жёлуди и дубовые листья.

Целью создания данного пособия является закрепление навыков словообразования и словоизменения: согласование имён существительных с прилагательными; совершенствование слухового восприятия; развитие временных представлений, логического мышления, мелкой моторики; отработка математических навыков; обогащение словарного запаса, и тем самым выполнение главной задачи – расширение и активизация словаря ребёнка, чистое произношение.

Задача учителя-логопеда, учитывая возраст (учеников начальной школы 7-10 лет с различными видами нарушений, в том числе и с ОВЗ), заинтересовать детей так, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Сказочный мир часто помогает на занятиях объединить теоретические знания с практическими. Всё вышеперечисленное и легло в основу создания мной этого развивающего пособия.

Данным пособием с успехом могут пользоваться и учителя-дефектологи, и учителя начальных классов, и воспитатели детских садов; словом все те, кто занимается развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия «Весёлый ёжик»

На коррекционных занятиях в школьном логопункте детям предлагаются следующие задания:

1. «Скажи по образцу»: лист дуба – это дубовый лист, лист яблони – это …. лист.

2. «Так бывает?» Посмотри, что так/не так. Докажи свои идеи.

3. Найти на панно лишние предметы, которые не соответствуют данному сюжету.

4. На основе анализа сюжета на панно определить, какие нужные предметы отсутствуют.

5. Скажи наоборот: шумный –…, колючий –….

6. Времена года (лето, осень). Панно позволяет выделить основные признаки, кроме того развивает представления о том, что каждое время года имеет свой определённый признак.

Следующее задание вызывает у младших школьников, имеющих нарушения речи, определенные трудности, связанные со сложностью высказывания и построения предложений:

1. Закончи предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.).

У детей с нарушением речи особые трудности возникают и в составлении описательных рассказов по картине. Чтобы преодолеть их, можно составлять картину из готовых объектов природы и получать так называемые «конструированные рассказы». Основой для таких занятий может служить данное панно «Весёлый ёжик». Ребята выбирают картинку, составляя необходимый сюжет, и объясняют свой выбор. Затем проходит анализ полученной картины. Ученики отвечают на вопросы: Чем она отличается от обычных картин? и др. В заключение составляется коллективный описательный рассказ.

Кроме речевых нарушений, у ряда детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Обнаруживаются некоторая скованность, отсутствие лёгкости [2, с.224].

Представленное панно «Веселый ёжик» решает ряд указанных проблем в моторной деятельности ребёнка. С его помощью ребёнок учится сжимать и разжимать кулаки, учится поочередно сгибать и разгибать пальцы правой и левой руки и другим моторным действиям, что в дальнейшем положительным образом скажется как на развитии устной речи, так и на письме.

Мы можем попросить ребёнка собрать/разложить предметы красного цвета одной рукой, а жёлтого – другой.

При работе с данным пособием выставляем различные задачи: развитие познавательной деятельности; закрепление правильного произношения; развитие грамматической и лексической сторон языка; развитие плавности и связности речи [1, с.282].

Варианты заданий:

1. На столе лежат предметы одной формы и величины (листья или плоды), но отличаются окраской. По словесной инструкции ребенок должен отобрать и прикрепить на липучки указанные предметы, озвучивая свои действия (согласование числительных и прилагательных с именем существительным).

Одна красная груша, два жёлтых яблока…

2. Научить детей отсчитывать, выкладывать, прикреплять или убирать определенное количество предметов по образцу или названному слову, например, лист (отрабатываются математические понятия: больше/меньше/ столько же).

3. Задание «Веселый счёт», задание «Один-много».

4. Развиваем пространственные понятия – лево, право, вверху, внизу.

С помощью этого пособия происходит автоматизация звука [Ж]. Мы с детьми играем в игры.

Доскажи ЖИ.

В лесу бегают колючие е... (жи).

По траве ползут е... (жи) и т.д.

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Платье красное, в горошек.

В чёрной шапочке головка.

Этот жук вполне хороший,

Это – … (божья коровка)

Загадываем и отгадываем загадки:

Катится по лесу колючий клубок,

Не видно ни головы, ни ног ... (ёжик).

По тропинке идёт, лес на спине несёт (ёжик).

Глазки угольки, ножки коротки (ёжик).

Можно играть в игры «Живое-неживое», «Жадина» и другие.

Наглядный материал улучшает работу самостоятельного мыслительного процесса: углубленного анализа с понятием обобщения. Данный подход ориентирует педагога не только на использование наглядности как средства иллюстрации, но и на самостоятельную работу с образом. Такая работа с наглядностью обостряет внимание учащихся, формирует и развивает их речевую деятельность.

Учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их принять участие в этом. Когда учиться интересно – легко учиться, хочется учиться, радостно учиться.

Список использованных источников:

1. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева [и др.] – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.

2. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

Количество просмотров: 1086  

Добавить комментарий

Target Image
1. Нескучные биографии
2. Интегрированный урок как средство повышения активности и развития творческих способностей на уроке истории
3. Использование ресурсов «Российской электронной школы» для оценивания функциональной грамотности
4. Методические рекомендации для подготовки учащихся 7-х классов к ВПР по английскому языку: из опыта практической деятельности
5. Опыт проведения совместных уроков младших и старших школьников
6. Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства. 3 класс
7. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения во 2 классе
8. Начни с себя: воспитание ответственного отношения учащихся к собственному поведению в процессе взаимоотношений с одноклассниками и учителями
9. Квест-игра «Мой любимый город»
10. Развлечение в бассейне «В подводном царстве»
11. Исследовательский проект обучающихся с нарушением слуха «Старинные русские меры длины»
12. Мини-музей в подготовительной группе «Жилища и быт народов Сибири»
13. Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда ДОО
14. Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
15. Сценарий спортивного праздника «День мяча» для детей старшего дошкольного возраста
16. «К истокам старины»
17. Квест-игра «В поисках национального десерта»
18. Роль дидактического пособия в автоматизации звуков у детей с ОВЗ
19. Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея в ДОУ
20. Снежный арт в работе с детьми ДОУ

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы