Почему в Новосибирске есть улица Челюскинцев?

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Почему в Новосибирске есть улица Челюскинцев?

Печатается по газете «Вечерний Новосибирск» от 16.06.2004

80 лет со дня пребывания в Новосибирске участников челюскинской эпопеи (16 июня 1934 год).

Спроси сегодня молодое поколение: «Кто такие челюскинцы? И почему их именем называется одна из улиц Новосибирска?» – вряд ли все ответят. А между тем, в 1934 году челюскинская ледовая эпопея вызвала такой резонанс в обществе, который можно сравнить разве что с полетом в космос Юрия Гагарина. Обратимся к истории.

Кто такие челюскинцы? В начале 30-х годов началось планомерное освоение Арктики. На север отправлялись самолеты и ледоколы, строились полярные станции. В 1933 году ледокольный пароход «Сибиряков» впервые прошел за одну навигацию Северным морским путем - из Архангельска во Владивосток. Для того, чтобы сделать путь вдоль северных берегов Сибири регулярным, было решено пройти тем же путем на обычном судне, не приспособленном к движению во льдах. В плавание отправился пароход «Челюскин», на его борту находилось 111 человек. Руководил экспедицией известный ученый и полярник Отто Юльевич Шмидт. Он был математиком, астрономом, геофизиком, возглавлял арктический институт, был начальником Главсевморпути.

 

Отто Юльевич Шмидт, руководитель «Челюскинской» экспедиции

16 июля 1933 года «Челюскин» покинул порт Ленинграда и, обойдя Скандинавский полуостров, прибыл в Мурманск. Заправившись углем, 10 августа вышел в Баренцево море, взяв курс на Владивосток. В Карском море корабль был поврежден льдами. Но с помощью сопровождавшего ледокола «Красин» он продолжал двигаться вдоль кромки льдов. Много испытаний пришлось выдержать путешественникам, но самое трудное было впереди. В Чукотском море судно было намертво зажато льдами. Пытались прорубить канал во льду к совсем близкой полынье, потом к ней вынесло само течение, но ненадолго. 13 февраля 1934 года началось сильнейшее сжатие льдов, на корабль надвигался огромный торосистый вал высотой до восьми метров. Пришлось срочно разгрузить тонущее судно прямо на лед. На льдине оказалось более ста человек. На помощь людям были посланы ледоколы, самолеты, дирижабль, аэросани и собачьи упряжки. В ожидании спасателей челюскинцы построили палаточный городок, постоянно поддерживали в готовности аэродром. Но льды могли надвинуться в любой момент.

Только через месяц погода позволила приземлиться на льдину первому самолету А. Ляпидевского, который доставил на берег десять женщин и двоих детей. Потом на долгое время полеты прервались снова из-за нелетной погоды и поломки машин. 8 апреля ледяной вал смел барак и разрушил аэродром. Его быстро восстановили. И только 13 апреля все оставшиеся челюскинцы были спасены. Благодаря выдержке и героизму, они смогли продержаться на льдине целых два месяца. Страна радостно встречала героев...

«Орденоносцев – край орденоносец должен как следует угостить?»

Вслед за ледовой эпопеей началась эпопея встречи легендарных героев. Они ехали на поезде через всю страну из Владивостока в Москву. Тысячи людей и днем, и ночью, в каждом городе и поселке, где останавливался поезд, выходили на перрон с цветами, с продуктами встречать челюскинцев. Каждый город старался перещеголять другой, чтобы «как следует» встретить героев Арктики. Новосибирск тоже готовился к встрече. Начали с железнодорожников. Между ними развернулось соревнование, кто будет обслуживать специальный поезд челюскинцев. Почетное право завоевали лучшие ударники Новосибирского вагонного депо: осмотрщики вагонов Алексей и Степан Ефремовы, Патрушев, Севастьянов, Ильященко, Грачев; слесари – Здорнов, Жилев, Муранов, Свирков, Ильин, Борзенко, Прасолов и Филипчук; лучшие главные кондукторы - Голиков и Чибриков; старшие кондукторы – Калялин и Бадаргин. А лучший стрелочник станции Новосибирск ударник Сапрыков первый открыл семафор поезду челюскинцев.

Появились стихи Виктора Гусева «Челюскинцы едут!», наиболее точно характеризующие состояние ожидающих:

«...но теперь, когда близится

поезда пенье,

Мы вдруг почувствовали –

Нету терпенья!

Мы минуты считать устали,

Прибудь же, поезд, в назначенный

срок.

Весь мир тебя ожидает,

И каждый на карте переставляет

флажок».

Про Новосибирск там есть такие строки:

«Иркутск – не хнычьте! –

Новосибирск солидным голосом

заявляет, –

Вы на такой ответьте

вопросец,

Коль вами еще не утерян стыд!

Орденоносцев –

Край орденоносец

Должен как следует угостить?»

В день приезда героев «Советская Сибирь» писала: «Сегодня лучшие представители нашего края выйдут на вокзал крепко и любовно пожать руки лучшим сынам нашей родины.

В чем величие арктической эпопеи? Оно не исчерпывается тем, что были вырваны из пасти стихии сто с лишним ценных человеческих жизней. Оно заключается в том, что они высоко подняли над миром Красное знамя Советов. Они показали всему миру – непреклонность, мужество, дисциплину.

Горе тем, кто подвергнет страну, имеющую таких сынов, военным испытаниям. Миллионы трудящихся тогда покажут, что доблесть и героизм челюскинцев – неотъемлемое свойство всей армии страны социализма». Стране были нужны герои.

«Здравствуйте, славные герои советской Арктики!»

Раннее утро 16 июня. «Перрон полыхает алым пламенем знамен, лозунгов, флагов, пионерских галстуков. Везде гирлянды свежей зелени, цветы. На крышах зданий вокзала, на прилегающих к вокзалу улицах - плотные ряды жаждущих увидеть челюскинцев». Экспресс прибывает в 6 часов 35 минут. Паровоз украшен цветами и портретами героев. Над ним реет звено самолетов. Надо сказать, что на всем протяжении пути поезд сопровождали самолеты, передавая от одного пункта к другому.

На площади маленький полугрузовичок заменяет трибуну. В ожидании замер почетный караул. Среди встречающих представители краевых организаций, члены пленума крайкома партии, который проходил в эти дни в Новосибирске. Всюду слышатся крики «Ура!», аплодисменты. С приветственной речью от имени Западно-Сибирского края к челюскинцам обратился председатель крайисполкома Грядинский: «Вы разрешаете одну из важнейших задач - освоение огромных богатств Севера для того, чтобы мы могли еще успешнее осуществлять строительство социализма. Ваш героизм воодушевляет миллионы трудящихся в борьбе за новые победы»...

Выступали и сами челюскинцы. И все они говорили об одном, что ничего сверхъестественного не сделали, героями себя не считают, просто выполняли долг перед партией, правительством и всеми трудящимися, что были уверены, что их спасут, что жизнью они обязаны своему начальнику Шмидту. «Нужно прямо сказать: не будь Шмидта, едва ли бы вернулись из нашего похода». «Вот это начальник. Вот человек! Век не забуду!». После митинга большинство челюскинцев уехало на пленум крайкома. Перед делегатами выступили заместитель начальника экспедиции Бобров, капитан «Челюскина» Воронин, герои Советского Союза летчики Леваневский, Доронин, Водопьянов, Каманин, Слепнев, Молоков. И здесь все тоже отметили, что отличительной чертой участников арктической эпопеи была скромность. Никакого хвастовства. Особенно в числе «скромников» числился Молоков. «Дядя Вася», на которого «в Сибири был большой спрос», просто прятался от поклонников и не выходил из поезда. А на перроне в это время шло общение в неформальной обстановке. Особенно усердствовали пионеры.

«А вы медведей видели?», «А поднимать «Челюскина» будут?», «А кто помогал Слепневу самолет исправлять?», «А как вы дали знать, что пароход погиб?»

Вернувшиеся с пленума Бобров и Воронин пели с ребятишками «По долинам и по взгорьям». А Иванов и Погосов даже пустились в пляс. Перед отправлением поезда в буфете вокзала челюскинцев как следует угостили. На память о Новосибирске горсовет передал комплекты снимков города. Экспресс отправился дальше в 9.30 утра. Его, как всегда, сопровождала эскадрилья самолетов. Поезд вел до Барабинска лучший машинист станции Новосибирск коммунист Грицко.

Вот тогда-то в память об этом событии Новосибирский горсовет и переименовал улицу Межениновскую, прилегающую к вокзальной площади, в улицу Челюскинцев.

А Западно-Сибирское отделение Союза кинохроники сняло встречу челюскинцев в Новосибирске и смонтировало фильм. Экстренный выпуск этой съемки можно было уже посмотреть на другой день - 17 июня в кинотеатре «Юнг-Штурм».

«Этого забыть нельзя»

Когда уже поезд отъехал от Новосибирска, кондуктор спросил Боброва: «Ну как, товарищ Бобров, вас встретил мой Новосибирск? Довольны ли вы?» Заместитель Шмидта ответил, что хотел бы еще раз поблагодарить за теплую встречу. «Ваше внимание мы чувствуем на всем пути нашего следования по Западно-Сибирскому краю. Этого забыть нельзя». Еще бы! Торжественные встречи, митинги были организованы на станциях Чик, Чулымская, Барабинская, Тебисская, Татарская. Вот как писала газета «Сельская правда» про встречу на станции Чик: «Поезд был встречен дружными возгласами «Ура!». Колхозники передали челюскинцам свои подарки: цветы, молоко, домашнее печенье и т. д. Колхоз имени Блюхера избрал Шмидта почетным колхозником и начислил ему трудодни за время пребывания его во льдах. Поездом колхозники послали Шмидту письмо, в котором просили указать, куда доставить причитающуюся ему долю доходов, а также заверили его, что будут работать, не покладая рук, по обработке полей и уборке урожая».

19 июня челюскинцы прибыли в Москву. Там их ждала не менее горячая встреча...

Количество просмотров: 6850  

Добавить комментарий

Target Image
1. Два семейных предания о переселении в алтайский округ конца XIX века
2. Крестьянское жилище глазами санитарных врачей и инженеров (новосибирское приобье и бараба, 1920-е гг.)[*]
3. Влияние миграционных процессов на становление и развитие промыслов в сибири второй половины XIX – начала XX вв.
4. Экономическое положение переселенцев западной сибири конца XIX – начала XX вв. (1893–1905 гг.)
5. Екатерина Ивановна Соловьёва – основатель научной исторической школы в НГПИ-НГПУ
6. «Вся мудрость мира входит в нас...»
7. Из истории советской школы: воспоминания учителей
8. Сибирское учительство в конце XVIII – первой половине XIX в.: проблемы социокультурной адаптации
9. Пионер авиапрома Владимир Федорович Савельев
10. Стиляги
11. Затон нашего детства. 105-летию микрорайона Затон посвящается…
12. Памятник Пушкину в Новосибирске
13. Почему в Новосибирске есть улица Челюскинцев?
14. Помощь великой актрисы
15. «Я много чего могу!» Беседы с народной целительницей Василисой Матвеевной
16. Мельница Е.А. Жернакова в Успенке
17. Всесоюзный шлюпочный поход «Новосибирск – Сталинград»
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы