«Вся мудрость мира входит в нас...»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Вся мудрость мира входит в нас...»

Исполнилось 90 лет известному литературоведу, доктору филологических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования Виктору Георгиевичу Одинокову.

Скажу вам честно, учиться на гуманитарном факультете Новосибирского государственного университета стоит только ради того, чтобы послушать лекции выдающегося ученого и педагога Виктора Георгиевича Одинокова. Студенты стараются его занятия не пропускать и как зачарованные перерисовывают с доски в свои тетрадки удивительные схемы, которые появляются из-под руки профессора при освещении творчества Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова... Такого вы точно больше нигде не увидите и не услышите! Одиноков – один из ведущих специалистов в области изучения русской классической литературы, а также русской сибирской литературы и литературы народов Сибири. Он автор более 200 печатных работ и 22 монографий.

Виктора Георгиевича наперебой приглашают почитать лекции не только во многих российских вузах, но и за рубежом: в университетах Германии, Чехии, Словакии, Польши. Ученый постоянно принимает участие в международных конгрессах, симпозиумах, семинарах.

Нужно напомнить, что Виктор Георгиевич стоял у истоков образования гуманитарного факультета НГУ. Вначале он организовал секцию литературоведения, а в 1975 году — кафедру литературы, которую возглавляет до сегодняшнего дня. 25 учеников профессора Одинокова стали кандидатами наук, шестеро — докторами. Очень многое Виктор Георгиевич сделал для развития сибирской литературы как критик и литературовед. Он один из инициаторов и организаторов издания фундаментального труда «Очерки русской литературы Сибири», получившего всемирную известность. Много лет Одиноков является членом редколлегии серийного издания «Литературное наследство Сибири», входил в состав редколлегии журнала «Сибирские огни», в котором курировал отдел прозы и критики.

Но основная деятельность Виктора Георгиевича Одинокова — преподавательская работа. Постоянно читая лекции в университете, он долгое время преподавал в гимназии № 5. Одновременно подмечал талантливых детей, которых готовил к поступлению в университет, а потом в аспирантуру.

В преддверии юбилея мы пригласили известного ученого к нам в гости — в редакцию «Вечерки», чтобы поговорить о литературе, культуре, творчестве.

«Моим учителем был секретарь Льва Толстого»

Как так получилось, что, закончив два вуза — технический и экономический, вы все-таки посвятили свою жизнь литературоведению?

— Я не попал на фронт, потому что после школы без экзаменов — был отличником — поступил в Днепропетровский военизированный институт железнодорожного транспорта. Мы учились и практиковались на поездах — ездили помощниками машиниста. В 1946 году в качестве инженера-механика приехал по распределению в Новосибирск. Один знакомый — директор филиала Московского института народного хозяйства — предложил получить экономическое образование. Ну я экстерном за год все и закончил.

Получил диплом и вернулся в Новосибирск преподавать экономику в торговом техникуме. А мне что-то неохота. Я все время, когда еще был студентом, таскал на лекции томик Блока. Мне всегда нравилась гуманитарная область. И я экстерном за год закончил еще и педагогический институт. К 1948 году у меня уже было три высших образования. Стал работать в педучилище, в одном из техникумов. В общем, как у Максима Горького, — школа жизни пошла.

Потом закончил аспирантуру и получил ученую степень кандидата филологических наук в Москве. Тема — «Трилогия Льва Николаевича Толстого». А моим наставником был секретарь Л.Н.Толстого Николай Николаевич Гусев. Учил он меня жестко, как его когда-то учил Лев Николаевич. «Что ты там написал? Да, это бы Лев Николаевич одобрил. А это что? Видишь корзинку? Брось туда!» После такой школы он меня по-настоящему выучил. На защите Гусев был моим первым оппонентом. Он сказал: «Я, характеризуя его работу, хочу заметить — ни одной ошибки в работе нет». Такая пауза повисла...

А после меня пригласили ученым секретарем в Толстовский музей. Его директором была внучка Толстого Софья Андреевна, она и подписала приказ о моем зачислении. Но тут вмешалось Министерство просвещения: «А где этот самый, за которого мы платили деньги?» Меня приглашали и в Ташкентский университет, и в другие вузы, но мне сказали: «Кто за тебя платил, туда и поедешь». И я вернулся в Новосибирск и стал работать в пединституте. У нас было очень хорошее литературное объединение, из которого вышло много толковых прозаиков, поэтов, критиков. Мои друзья — сибирские писатели Г. Кунгуров, Л. Решетников, И. Лавров, Н. Самохин — духовно поддерживали нашу организацию.

Стал заниматься критикой. Был членом Союза театральных деятелей. Печатался как театральный критик в московских журналах. Работал с Малым театром, с театром Моссовета. А в Новосибирске — «Красный факел», Театр юного зрителя. Среди моих знакомых появились И. Смоктуновский, Р. Плятт, Б. Бабочкин, И. Ильинский...

«Гениев больше нет»

Зачем нужно читать классику?

— Классику читают, потому что те писатели были умнее нас по базовому психобиологическому составу своего мозга. Они знали такое, чего мы с вами не знаем. Чего там только не было намешано! Когда я читаю классику, у меня выход на интеллектуальный и духовный микрокосм. Сейчас в коллайдере пытаются найти божественное начало — микрочастицу. Для того, чтобы её найти, нужно пройти через определенные коридоры и выйти к свету. Я открываю одну дверь, мне говорят: не туда, немножечко налево. Беру Герцена — он рассказывает о социуме, беру Кафку — он говорит: «Углубись в себя». Я познаю этот мир.

— Есть ли сейчас гении в литературе?

— Был у нас в Доме ученых кружок. Собирались историки, философы, биологи. Стали смотреть, есть ли сейчас гении. Нет! Ну что делать, нет этой гениальности. В девятнадцатом веке — один, второй, третий... Потом где-то оборвалось. Биологи сказали, что могут констатировать и подписать протокол, что гениев нет.

— А к советскому периоду хоть одного гения причисляете?

— Вот все ругают советский период. Тут надо немножко забыть об идеологии и отвлечься. Мне однажды попался роман Фурманова «Чапаев». Я открываю его и читаю... Я всегда слежу за тем, как книга сделана. Или стих — всегда смотрю, как поэт кроил его. Тот же Фадеев... Да, там идеология. Ну и что? Я читаю! А Маяковский был действительно поэт! Понятно, ежели его всего прочитать, осмотреть всю его мастерскую!

«Читать нужно всё»

— Из современных авторов кто вам нравится? Что вы сейчас читаете?

— Вы знаете, я «испорченный», беллетристику читать не могу. Я сразу начинаю писать какие-то замечания, исправлять книжку в роли литературного консультанта. А читаю газеты, желтую прессу, книги по кибернетике и даже заглядываю в математические формулы академика Сергея Соболева. Это мне помогает.

Какая самая главная книга, которую нужно прочитать, чтобы понять русскую нацию?

— Ну, русскую нацию не расколоть по одной книге. Тут многие вещи нужно читать, хотя бы того же Леонова, все его романы.

Тогда назовите хотя бы десять книг, которые обязательно должен знать образованный человек.

— Трудно сказать. Но если брать русскую культуру, то все равно начинать нужно с истока человеческой мудрости — Библии. А дальше идти по тем именам, которые заявили себя в мировом масштабе в сознании интеллектуально подготовленного, мыслящего человека. Это хрестоматийные имена: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов. Из русских эмигрантов можно выделить Марка Алданова, из советских — Шолохова, Астафьева... Да много кого. А вообще читать нужно всё, начиная с Библии до последнего политического трактата. Образования много не бывает.

«Гоголь был непонятен для меня до позавчерашнего дня»

— Студентам нравится, когда вы на лекциях рисуете схемы. Для чего они нужны?

— Я люблю эти схемы. Творческий человек всегда живет какой-то идеей. У гениальных она очень ёмкая и концентрированная. В литературоведении это называется «телеологический принцип», то есть какая-то установка. А если установка, то её нужно обязательно поискать. Разрабатывается определенная логика, системный подход к художественным явлениям.

Возьмем, например, Гоголя. Он пишет о картинах Брюллова «Последний день Помпеи» и Иванова — «Явление Христа народу». Две мысли — катастрофа и спасение. Эти идеи объединились в концепции «Ревизора». Все — греховодники, достойные жестокой кары. В финале катарсис — немая сцена. Это комедийный катарсис. Хотя, казалось бы, должен быть где-то недалеко — трагедийный. А его нет, хотя должен быть, как в таблице Менделеева. Но если внимательно поискать, он находится — это «Борис Годунов».

Гоголь написал рецензию на трагедию Пушкина, назвав ее «поэмой». Как известно, последняя ремарка в трагедии: «Народ безмолвствует». Если ознакомиться с установкой Гоголя в его рассуждениях о Божественной литургии, то можно понять, что это безмолвная молитва. И здесь, в трагедии, — идея духовного «очищения». А в «Ревизоре» в комедийном плане возникает своеобразная аналогия — все каменеют, «конец света», и должен кто-то явиться «свыше», кто и произведет соответствующую чистку. Для чиновников это начальник, а для Гоголя и читателей — божье провидение. Все это можно представить как схему, что выглядит более наглядно.

Из всех писателей, о которых вы пишете, кто для вас самый интересный и, может быть, непонятный?

— Гоголь был непонятен для меня до позавчерашнего дня. Позднего Гоголя не поняли Белинский и многие критики, потому что он был в русле православной культуры. По замыслу Гоголя, предполагался еще третий том «Мертвых душ». Это как у Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». Но в православной вере нет представления о чистилище, и писатель похоронил эту идею. Значит, позитивный ответ надо искать в другом месте. Где духовная эволюция человека раскрыта в трех частях? Если покопаться в сочинениях Гоголя, то там мы найдем «Размышления о Божественной литургии». Читаем: первая часть — очищение, подготовка к службе, вторая — литургия оглашенных — на пороге веры, третья часть — литургия верных — соединение с Богом.

В первом томе «Мертвых душ» Гоголь отразил все социальные и общественные недостатки, в том числе и недостатки личные, собственные. Произошло, таким образом, чаемое духовное «очищение». Второй том — это ступень к преображению героя. Чичиков уже все пережил и оказался на пороге будущего. А третий том — это соединение с Богом. Все очень гармонично. Но Гоголь не мог это решить художественно. И трилогия не состоялась.

— Вы занимаетесь региональной литературой. Насколько правомерно утверждение, что сибирская литература особенная?

— Когда мы делали двухтомник «Очерки русской литературы Сибири», вначале нам предложили название «История русской литературы в Сибири». Говорили: если есть сибирская литература, то должна быть рязанская, тамбовская. Но Тамбов или Рязань — это европейская история. А вот что такое Сибирь? Как она осваивалась духовно?

Духовно осваивать Сибирь начали декабристы еще до того, как попали в этот край волею обстоятельств. Пушкин тронул эту тему. Областники — Ядринцев, Потанин — писали, что и у пришлых людей здесь вырабатывается определенная локальная ментальность. Это знаменательно. Обычно центр втягивает всё, что сделано в провинции. Но нужно показать, что провинция — это та питательная почва, где всё строится по-своему. В этом отношении рассматривать общую русскую культуру вне региональной культуры невозможно. Литература Сибири — это составляющая часть системы общерусской литературы.

Чему нас учит русская литература?

— Жизни. Только этот смысл для человека и существует. Вся мудрость мира входит в нас, и мы вписываемся в духовный макрокосм.

P. S. Выпускники и студенты гуманитарного факультета НГУ сердечно поздравляют Виктора Георгиевича Одинокова с юбилеем! Здоровья, долгих лет жизни, талантливых учеников!

Количество просмотров: 8156  

Добавить комментарий

Target Image
1. Два семейных предания о переселении в алтайский округ конца XIX века
2. Крестьянское жилище глазами санитарных врачей и инженеров (новосибирское приобье и бараба, 1920-е гг.)[*]
3. Влияние миграционных процессов на становление и развитие промыслов в сибири второй половины XIX – начала XX вв.
4. Экономическое положение переселенцев западной сибири конца XIX – начала XX вв. (1893–1905 гг.)
5. Екатерина Ивановна Соловьёва – основатель научной исторической школы в НГПИ-НГПУ
6. «Вся мудрость мира входит в нас...»
7. Из истории советской школы: воспоминания учителей
8. Сибирское учительство в конце XVIII – первой половине XIX в.: проблемы социокультурной адаптации
9. Пионер авиапрома Владимир Федорович Савельев
10. Стиляги
11. Затон нашего детства. 105-летию микрорайона Затон посвящается…
12. Памятник Пушкину в Новосибирске
13. Почему в Новосибирске есть улица Челюскинцев?
14. Помощь великой актрисы
15. «Я много чего могу!» Беседы с народной целительницей Василисой Матвеевной
16. Мельница Е.А. Жернакова в Успенке
17. Всесоюзный шлюпочный поход «Новосибирск – Сталинград»
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы