Мифологический образ Новосибирска

 
 

Шамов Владимир Викторович,

писатель, вице-президент гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу»

 

Мифологический образ Новосибирска

Мифология Новосибирска – это часть его культуры. В то же время она является, пожалуй, самой неразвитой его составляющей. На прошедшей в феврале 1998 г. в Санкт-Петербурге научной конференции “Мифология и повседневность” подчеркивалось, что “в основе городской мифологии” лежит “освоение городского пространства как пространства культурного, семиотически насыщенного”. Однако городскую мифологию все-таки не следует сводить лишь к одной из вариаций городского фольклора и даже “своего рода культурной игры, завязывающейся между индивидом и городом”. Вероятнее всего, городская мифология является частью всеобщей мифологии, некогда служившей главной “наукой”, объясняющей окружающий мир. На смену мифотворчеству пришли другие способы и методы познания. Однако чем дальше продвигается “расколдовывание” мира, тем скучнее становится жизнь индивида, тем чаще он возвращается к мистическим способам объяснения явлений. И чем выше темп развития “технократической религии”, тем выше степень страха перед технократизмом, разрушающим духовное в жизни человека. Страх, встреча с необъяснимым всегда были истинными причинами мифотворчества. Жизнь российского общества в настоящее время подтверждает это. С каждым днем все большее количество людей обращается к мистике, чтобы убедить себя в том, что дальнейшая жизнь будет лучше. Другими словами, мифология, порожденная необъяснимым, рождает веру в лучшую жизнь. Этому же основному закону мифотворчества подчинена и городская мифология.

Возьмем, к примеру, два любимых мифа новосибирцев. Первый: Новосибирск – столица Сибири; второй: Новосибирск – центр державы. Почему эти понятия так легко и быстро приняты людьми, объясняется просто. Жить в столице всегда лучше, чем в провинции. Кто из россиян не уверен в том, что москвичи живут лучше всех остальных и за счет труда всех жителей России? Или еще пример. Совсем недавно в Союзе писателей я стал невольным участником разговора о переименовании площади Свердлова в Александровскую площадь. (Кстати, необходимо заметить, что существующее название никак не хочет запечатлеться в памяти жителей города. Можно опросить сотни люден на Красном проспекте, как пройти на площадь Свердлова, и лишь единицы объяснят, что это площадь между областной администрацией и Картинной галереей). Мотивировка же моих коллег была удивительно простой и, казалось бы, логичной. Наш город некогда носил название “Александровск” в честь государя Александра III, начавшего строительство транссибирской железнодорожной магистрали. Первый каменный собор, возникший при основании города и первой городской площади – это собор Александра Невского. “А как расценивать то обстоятельство, что на эту же площадь “перебрался” Александр Покрышкин!” – воскликнул один из участников разговора. Существование тайного смысла, особой предназначенности – это тот же основной закон мифотворчества, только с другой стороны.

Рассуждения, приведенные выше, позволяют сделать вывод, что городская мифология, как специфическая часть всеобщей, порождена совместным проживанием большого количества людей на довольно небольшом пространстве и подчинена как всеобщим законам, так и специфике города вообще и каждого города в частности. Во время моей юности по центру города во все времена года ездил на велосипеде человек в мотоциклетном шлеме. У всех эти необычные встречи вызывали добрую улыбку. Феномен такого ощущения прост: городской чудак делает город понятнее и ближе всем его жителям. В целом, в новосибирской мифологии можно исходить из нескольких уже сложившихся мифотворческих принципов: появление городских талисманов, создание ритуальных мест, приписывание отдельным зданиям магических свойств, обеспечивающих внутреннюю пульсацию города, поиск тайных знаков судьбы города и, наконец, особые свойства городского населения, городской толпы, создание особенных городских розыгрышей, шуток и т.д.

Хотел бы в этом контексте рассмотреть или, вернее, рассказать о собственных попытках мифотворческой работы, которой посвящаю часть своего времени, начиная с 1987 г., с первого осеннего (4 октября) Дня города. Долго раздумывал, какую хронологию событий все же выбрать. С одной стороны, первым из мифологических фигур на свет появился Городовичок, как мужской персонаж праздника “День города”. Но потом изучение основ мифологии прежде всего двух российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, а также и других городов убедили меня в том, что в конечном счете мифотворчество всегда обращается к истокам, к рождению, к образованию названия. Например, факел, увиденный Андреем Первозванным на месте, где позднее возникла северная столица, стал предзнаменованием появления града Петра. Всем известна легенда об основании Киева и т.д.

В советское время мифологию воспринимали как некий реликт прошлого и поэтому, пожалуй, никто не задумывался над мифологией рождения такого чуда XX века, каким является Новосибирск, хотя тому и соответствовали объективные обстоятельства, ведь уходящий век – это эпоха научно-технического прогресса, в самой сути которой были предложения заменить всеобщую идею счастья теоретическим стремлением к всеобъемлющей рационализации, которая зачастую приводила к полностью секуляризованной конструкции предметов. Но возникшие в последнее время тенденции к переустройству мира, его неуравновешенность постепенно возвращают нас к мифическому осознанию непознанного. Все эти размышления заставили меня обратиться к хронологической попытке построения местного мифотворчества.

Новосибирск обязан своим рождением выбору места для строительства моста через реку Обь. Значит, зачатие города, неизбежность его появления надо искать во времени, в котором появилась та самая “гранитная полутруба”, на которую и встали “быки” моста, а под город был заложен гранитный фундамент. Произошло это около 25 миллионов лет назад в третичный период, когда заново возрождались Алтайские горы, поднимался Салаирский кряж, граниты почти вышли из земли на месте нынешнего Новосибирска. Это реальность.

Теперь миф:

I. Господь Бог, осматривая созданную им землю, облюбовал место в середине огромного материка и закладывает фундамент под будущую азиатскую столицу. Для того чтобы у города была счастливая судьба, он отправляет на землю Посланника, ангела-хранителя будущего града сибирского. Но природа всегда борется за свободу принятия собственных решений и противостоит даже замыслам Всевышнего. Из ее недр появляется Тайна, она накладывает покрывало на гранитное основание города, и люди не могут распознать божий замысел до поры до времени, хотя и совершают к этому попытки. Но об этом несколько ниже, сейчас же подведем итог:

– город задуман и заложен божьей волею;

– у города есть свой ангел-хранитель (Посланник – в либретто балета “Обская легенда”);

– природа, препятствуя повелению Господнему, родила Новосибирскую Тайну;

– открытие, познание ее является полем настоящего и будущего мифотворчества.

Например:

Реальность. Князь Александр Невский держал путь в Каро-Корум на поклон к татаро-монгольскому хану.

II. Миф. Князь Александр Невский встречает на месте нынешнего Новосибирска русичей, гонимых в полон. Несмотря на то, что едет за титулом Великого князя, он вступает в бой с татарами со своей небольшой дружиной. Освобождает пленников. Князь очарован просторами этой земли. Он велит полоненным русичам остаться здесь на жительство. У него возникает любовь к простой русской девушке Евдокии. Князь помечает это место, вогнав в землю свой богатырский меч, который, окаменевая, превращается в крест, в судьбу города (либретто балета “Обская легенда”).

Реальность. Миф о старце Федоре Кузьмиче.

III. Миф. Старец Федор Кузьмич (император российский Александр Благословенный) непросто пришел в Сибирь. Его цель – найти пуповину российскую. Место для будущей азиатской столицы России. Ему это не удается при жизни, ибо на нем тяжкий грех – смерть отца. Открытие приходит с помощью волшебства (сказы “Легендные россыпи”).

Миф рождает миф по методу самого себя. (А.Ф. Лосев). Хотя, конечно, мифология – наука для сциентически настроенного уха.

Вторая категория мифов, по моему представлению, связана, если следовать хронологическому принципу, с названиями населенных пунктов, существовавших на территории нынешнего Новосибирска и оставшихся в сегодняшних его названиях улиц, площадей, районов.

Реальность. Существование деревни Гусевка.

IV. Миф. В деревне Гусевка первожителями были двое Гусевых, рыбак и земледелец, которые часто вели споры о том, в честь кого названа деревня. Однажды они заспорили между собой на берегу реки Каменки. К ним подошла тетка Варвара, благодаря которой в каждом дворе в деревне были гуси. Предложила она спорщикам перейти через реку в самом неглубоком месте. После того, как земледелец нашел брод по колено, рыбак перешел реку в менее глубоком месте. Но на берегу появились гуси. Они перешли реку, не замочив перышка. Отсюда – Гусиный Брод и от обилия гусей в деревне – Гусевка (сказы “Легендные россыпи”).

Реальность. По разным берегам реки Оби в одном конце – березовая роща (Бугринская), в другом конце – сосновый бор (Заельцовкий). Были в наших местах и разбойники, что грабили местных купцов и служивых людей.

V. Миф. Известный разбойник Гришутка Воля встретил в колке возле деревин Бугры красавицу Ирину да и полюбил ее. Отец не дал благословения Ирине на замужество. Ушла Ирина от родителей и жила со своим возлюбленным в шалаше в незатопляемом логу, который так и назывался Сухой лог. Смирился, пожалел отец дочь и решил дать благословение молодым. В это время жандармы арестовывают Гришутку. Знают люди, что повезут его на лодке в Барнаул. Вся деревня Бугры вышла проводить удалого разбойника. Когда баркас с арестованным поравнялся с жителями деревни, стоящими на берегу, бросилась в воду Ирина и поплыла к своему суженому. Гришутка со связанными руками тоже бросился в воду. Доплыли влюбленные друг до друга и утонули. На утро в память об этой дивной любви появилась на одном берегу березовая роща и на другом берегу встал могучий сосновый бор (сказы “Легендные россыпи”).

Глубоко убежден, что формирование новосибирского “туземца” будет происходить через принятие города душой, посредством освоения мифотворчеством городского пространства, его улиц, его переулков, набережных и площадей.

В середине семидесятых я служил в Советской Армии в Забайкалье. Молодые парни, оторванные от дома, очень хотели расспросить, как живет город. Но вот КАК спросить и о ЧЕМ – не знали. Однако у всех с уст срывался в конечном счете один и тот же вопрос: “Как там гостиница “Новосибирск”, достроилась?” Гостиница “Новосибирск” в то время – самый высокий долгострой в городе. Вокруг нее сложено было много небылиц. Это и ошибки проекта, из-за которых ее придется разобрать, а потом построить заново. Она и накренялась на бок, то на левый, то на правый. Но, главное, она была тем образом в своем времени, который притягивал внимание людей, неким символом города.

Не знаю, о чем сейчас спрашивают друг друга солдаты-новосибирцы разных сроков призыва, встретившись за тысячи километров от родного дома. Надеюсь, что и о Дне города тоже. Для меня участие в подготовке и проведении первого Дня города надолго определило и, я бы сказал, изменило мою судьбу. В одной из моих книжек есть легенда, что Царица Обская притягивает к себе людей неравнодушных и одухотворяет их любовью к городу. Иногда мне кажется, что со мной так и случилось. Мы, организаторы первого Дня города, сразу поставили вопрос перед собой: как сделать так, чтобы День города стал душевным праздником всех горожан. Пришлось обратиться к истории праздников, к исследованиям различных традиций. Праздники дохристианской Руси были всецело подчинены смене времен года, которыми обусловливались занятия людей, обрабатывающих землю. Принятие христианства обозначило новую эпоху в жизни Руси, и в ней родились, упорядочились свои праздники, хотя и унаследовавшие многое из языческих традиций славян. Нельзя было не учитывать, что в последнее время уменьшается численность сельского населения, которое является живым носителем народных обычаев, обрядов, праздников. Городам еще только предстоит унаследовать, а вначале познать, в чем суть русского духа в городском празднике.

Как же выстроилась пока еще неполная, но уже можно утверждать, историко-культурная логика русского праздника в городе? Первое – это связь с природой. Появление на празднике Царицы речной – Обинушки – создало нам праздник с языческими традициями. Здесь соединились сразу же два мифа. Миф о центре России, азиатской столице России, и Миф о царице Оби, которая расположила свое подводное царство рядом с главным городом Сибири. Соединение этих двух мифов породило главную легенду об Обинушке.

Реальность. Гроб с телом инженера Тихомирова, обнаруженный в начале семидесятых в соборе Александра Невского, перенесен на Заельцовское кладбище.

VI. Легенда. Царица Обская замечает на своем берегу красивого статного новосибирского первостроителя Иванушку. Иван мечтает о городе-красавце, богатыре. Между Иванушкой и речной царицей возникает любовь. В первом городском пожаре Иванушка погибает, спасая женщин и детей. Строители хоронят его на кладбище. Но Обинушка, подмыв берег, переносит тело своего возлюбленного на высокий обской яр, откуда он мог бы видеть, как воплощается в жизнь его мечта. Каждый год Обинушка и все ее подруги, царицы рек, обращаются лебедушками и прилетают на могилу Иванушки.

Разбирая праздник на отдельные составляющие и складывая их в единое действо, мы пришли к выводу о необходимости целого ряда элементов праздника. Прежде всего праздничных персонажей, Городовичка и Обинушки, единого праздничного застольного блюда, коим может быть рыбный пирог (ведь город пошел от реки), необходимости поклонения природе; праздник должен начинаться у воды и заканчиваться на просторной набережной Оби. День города в Новосибирске может и должен быть не похож на аналогичные праздники в любом другом городе мира, и тогда мы сможем гордиться им. Этого можно достичь, серьезно, я бы сказал, чрезвычайно серьезно относясь к новосибирскому городскому мифотворчеству. Потому как, если логика есть наука о формах правильного рассудочного мышления, то и миф есть наука о формах продуктивного воображения. Опыт мифов всех народов и всех времен убедительно свидетельствует об этом.

Количество просмотров: 5970  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы