Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей

 
 

Мартынов Константин Леонидович,

студент 4 курса, направление «Педагогическое образование»,

профиль «Технология», Факультет технологии и предпринимательства,

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск

 

Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей

Социально-экономические преобразования современного общества вызывают потребность в активных, неординарно мыслящих, творческих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи, в связи с чем, ведущее место в формировании и развитии ребенка отводится выявлению его одаренности, ведь каждый ребенок от рождения наделен потенциалом, эффективно развивающимся при благоприятных условиях, который дает ему возможность достижения высот в определенной сфере деятельности.

Так, на сегодняшний день отмечается высокий интерес к вопросам выявления и раскрытия детских дарований.

Развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения ребенком высоких, незаурядных результатов в интересующих его видах деятельности, является одаренностью. Одаренности присущи своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности ребенка.

Предпосылками одаренности служат общие способности или моменты способностей, обусловливающие широту возможностей ребенка, уровень и своеобразие его деятельности, учитывается умственный потенциал, интеллект, характеристика познавательных возможностей ребенка и его способностей к обучению, а также совокупность природных данных и выраженность природных предпосылок одаренности ребенка.

Одаренным ребенком является ребенок, который выделяется яркими достижениями, он имеет внутренние предпосылки для высоких результатов своей деятельности. Одаренность ребенка значительна, если его интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для конкретного ребенка в его возрасте, если ребенок обладает неординарными способностями в какой-либо области человеческой деятельности. Индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения, есть способность, талант же характеризуется как высокий уровень развития способностей и прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Так выделяется несколько видов одаренности в зависимости от интересов деятельности ребенка в учреждении дополнительного образования и каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности.

Практическое следствие для педагога учреждения дополнительного образования детей выражается в первостепенном создании условий формирования внутренней мотивации деятельности одаренного ребенка.

Несомненно, только благоприятные условия обеспечивают положительное влияние на возможности ребенка, и педагогу принадлежит ведущая роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности детей.

Так, при работе с одаренными детьми необходимо рассмотрение степени одаренности и разделении на актуальную и потенциальную. Актуальной одаренностью является оценка ребенка (психологическая) с достигнутыми показателями развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками, потенциальной степенью служит характеристика ребенка (психологическая), который обладает определенными возможностями, потенциалом, для более высоких достижений.

Исследования, проводимые в рамках развития детской одаренности, показали, что внедрение в образовательную среду передовых педагогических технологий, несомненно, способствует качественному и продуктивному процессу педагогической работы по обучению одарённых детей.

Однако, на сегодняшний день в системе образования одаренных детей существуют некоторые нерешенные вопросы, в частности, вопрос о том, каким должно быть образование, позволяющее полноценно развивать личность одарённого ребёнка.

Как показывает практика, работа с детьми в учреждениях дополнительного образования детей, должна быть ориентирована не только на среднестатистического ребенка, но и на одаренных детей. В системе работы с одаренными детьми, на сегодняшний день, существует необходимость целенаправленной и систематической работы по их выявлению, поддержанию и развитию, с привлечением в эту работу родителей, социальных институтов и общественных организаций.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом, развивающим систему дополнительного образования.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, в которые должны включаться разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Каждый одаренный ребенок является индивидуальностью, требующей особого подхода, а содействие в реализации одаренности требует создания особой среды. На вопрос о том, какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности ребенка могут указать педагогу на одаренность ребенка, не существует однозначного ответа.

Так, следует отметить, что выявление потенциальной одаренности детей в рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, продиктовано, прежде всего, желанием привлечь внимание детей к участию в развитии врожденных талантов и при формировании системы работы с одаренными детьми, важным является стремление к оказанию помощи в развитии творческих качеств каждого ребенка требующего внимания педагога.

При вероятной разработке программы педагогической работы с детьми одаренными актерским талантом в учреждении дополнительного образования, основными составляющими данной программы должны являться:

– использование планирования для организации систематического интеллектуального и творческого развития одаренных детей;

– использование принципа творческой нагрузки занятий (с целью оптимизации занятий применяется использование разделов дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия, а также сложных вариантов развивающих упражнений, творческих игр);

– использование в работе с одаренными детьми комплексных, комбинированных занятий, тренингов, способствующих развитию творческого потенциала по принципу интеллектуального «восприятие – мышление – воображение».

Таким образом, в работе по развитию одарённости детей, в учреждениях дополнительного образования, должен быть применен принцип максимальной реализации их потенциальных возможностей и развития творческих способностей, а от педагогов работа с одаренными детьми, на сегодняшний день, требует особых усилий, и главным в системе работы с детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренности детей, обучающихся в данных учреждениях, которые сформируют будущее общества.

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Ю. Г. Шихваргер

Количество просмотров: 4449  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проблемы технологического образования в современной школе
2. Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов
3. О проблемах создания центр-проектов в системе подготовки одаренных детей
4. Использование технических средств обучения и информационных технологий в учебном процессе
5. Современные методы оценивания результатов обучения на уроках технологии
6. Роль практических занятий на уроках технологии
7. Применение компьютерных игр в процессе обучения учащихся
8. Проблемы современного технологического образования
9. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей
10. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся
11. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники
12. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса
13. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями
15. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов
16. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки
17. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году
18. Риски страховых взносов в социальном страховании
19. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий
20. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА

Страницы

1. Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска ВЫПУСК №90-91, октябрь 2020
2. Внедрение основ робототехники в школе ВЫПУСК №64, апрель 2016
3. Педагогическое мастерство ВЫПУСК №64, апрель 2016
4. Как сильно доллар разрушает мировую экономику ВЫПУСК №64, апрель 2016
5. Проблемы повышения квалификации педагогов ВЫПУСК №64, апрель 2016
6. Безработица: причины и последствия ВЫПУСК №64, апрель 2016
7. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА ВЫПУСК №64, апрель 2016
8. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий ВЫПУСК №64, апрель 2016
9. Риски страховых взносов в социальном страховании ВЫПУСК №64, апрель 2016
10. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году ВЫПУСК №64, апрель 2016
11. Новой школе – современный учитель ВЫПУСК №65, июнь 2016
12. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки ВЫПУСК №64, апрель 2016
13. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов ВЫПУСК №64, апрель 2016
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями ВЫПУСК №64, апрель 2016
15. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики ВЫПУСК №64, апрель 2016
16. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса ВЫПУСК №64, апрель 2016
17. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники ВЫПУСК №64, апрель 2016
18. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся ВЫПУСК №64, апрель 2016
19. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей ВЫПУСК №64, апрель 2016
20. Проблемы современного технологического образования ВЫПУСК №64, апрель 2016

Страницы