Современные методы оценивания результатов обучения на уроках технологии

 
 

Игнатьева Регина Алексеевна,

студентка 4 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Технология»,

Факультет технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

Новосибирск

 

Современные методы оценивания результатов обучения на уроках технологии

Система оценивания эффективности процесса обучения и его результатов имеет важное значение в образовательном процессе. Вопросы выбора метода и средств оценивания являются одними из актуальнейших вопросов на протяжении всей истории педагогики. Сейчас эта педагогическая проблема выделена в отдельную науку – доцимологию, которая изучает эффективные и объективные методы оценивания. Существующая 5-бальная система оценивания противоречит требованиям, которые предъявляет ФГОС. Во-первых, отсутствует критериальный подход оценивания, т.е. отметка выставляется не за результат, достигнутый учащимися, а за урок, устный ответ, контрольную работу и т.д. Ученик плохо осознает, за что он получил отметку. Во-вторых, цифровая отметка учитывает только предметный уровень результатов, игнорируя то, что для оценивания личностных метапредметных результатов необходимы другие выразительные формы. В-третьих, выставляет отметку учитель, не имеющий четко разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Все это требует более эффективных решений и разработок. Сравнивая Российскую систему оценивания с зарубежными, где основой обучения является компетентностный подход, а шкала оценивания имеет больше единиц, как например в США, определена 100-бальная система, во Франции – 20-бальная система, в Украине – 12-бальная система, в Белоруссии – 10-бальная система оценивания, можно сделать вывод, что необходима более дробная система отметки.

Педагоги и учителя нуждаются в новых, более информативных методах оценивания. И образование не стоит на месте. В последнее время в методической литературе можно найти описания совершенно разнообразных методов, которые могут усовершенствовать процесс обучения. Это такие методы, как тесты, портфолио, проекты. Рассмотрим, каким образом можно применить каждый из методов на примере уроков технологии.

Тест – оценка результатов усвоения общего для всех обучаемых программного курса. Тест ориентирован на выявление знаний каждого учащегося. Тестированием можно заменить такие устаревшие методы оценивания как, допустим, самостоятельная или контрольная работа, например, в конце темы или по окончанию года.

Такой метод оценки личностных достижений, как портфолио, в последнее время весьма распространен. Портфолио позволяет учитывать не только достигнутые учеником результаты разных видов деятельности. Предположим, что всю четверть учащиеся изучают вышивку. Каждый урок технологии сопровождается новыми знаниями и новым видом вышивки. Для удобства учащимся предлагается завести папку, в которой они могли бы классифицировать информацию по темам урока. Например, перед контрольной работой учащиеся могут просмотреть свое портфолио и легко справиться с задачей.

Одним из популярных методов оценивания результатов обучения в современном мире является проект. Проект это сформулированная учителем проблемная задача, которую учащимся необходимо решить. В ходе ее решения у учеников есть отличная возможность сделать что-то интересное и индивидуальное самостоятельно, проявить себя, обнаружить и развить творческие качества, а в итоге продемонстрировать достигнутый результат. Этот метод оценивания наибольшим образом соответствует специфике технологического образования и способствует развитию мышления, активности, социальной адаптации, развивает познавательные навыки и творческие способности, учит ориентироваться в информационном пространстве, формирует чувство ответственности за свои действия, учит прогнозировать свою деятельность. Учителю данный метод предоставляет отличную возможность отойти от традиционных методов, форм учебной деятельности и создать качественный и креативный процесс обучения. Хорошим примером использования метода проектов на уроках технологии является проектирование интерьера кухни, где учащиеся самостоятельно, опираясь на знания, полученные на уроке, делают работу, а затем ее защищают, комментируя каждый этап выполнения.

Вместе с тем, при разработке методов оценивания и оценочных средств для уроков технологии, остро встает проблема объективности в определении уровня сформированности необходимых на различных этапах обучения компетенций.

Существует определенная сложность в составлении корректных тестов, которые бы обеспечивали объективность оценки знаний, а также позволяли бы зафиксировать уровень приобретенных компетенций. Необходим банк заданий, распределенных на несколько уровней сложности для различных блоков учебной программы, который мог бы быть положен в основу автоматизированного генератора тестов. Такой генератор мог бы создавать множество вариантов параллельных тестов для оценки уровня знаний у обучающихся. Важно отметить, что такие тесты могут способствовать самостоятельной проверке своих знаний учениками. В связи с этим актуальной сейчас становится задача формирования фонда оценочных средств, которым бы могли интерактивно пользоваться как учителя, так и ученики. Целесообразнее всего было бы расположить такой фонд на едином интернет-портале оценочных средств образовательной области «Технология».

Это позволит совершенствовать критериальные параметры тестовых заданий за счет их многократной апробации, а также автоматической фиксации и аналитики этих параметров. При этом, учителя и ученики могут предложить фонду оценочных средств свои варианты тестовых заданий, которые после экспертной оценки пополнят фонд. Так же формирование персональных портфолио обучающихся в личных кабинетах портала позволит школьникам продемонстрировать свои достижения широкой аудитории и представить к оценке независимой комиссии, состоящей из зарегистрированных пользователей портала (учителя, ученики разных школ). Можно предположить, что такая система оценивания делает школьников активными участниками образовательного процесса, способными осознанно выстраивать свою образовательную деятельность от целеполагания до саморефлексии и осуществлять продуктивную и творческую деятельность в предметной области «Технология».

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Шихваргер Ю.Г.

Количество просмотров: 8351  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проблемы технологического образования в современной школе
2. Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов
3. О проблемах создания центр-проектов в системе подготовки одаренных детей
4. Использование технических средств обучения и информационных технологий в учебном процессе
5. Современные методы оценивания результатов обучения на уроках технологии
6. Роль практических занятий на уроках технологии
7. Применение компьютерных игр в процессе обучения учащихся
8. Проблемы современного технологического образования
9. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей
10. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся
11. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники
12. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса
13. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями
15. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов
16. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки
17. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году
18. Риски страховых взносов в социальном страховании
19. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий
20. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА

Страницы

1. Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска ВЫПУСК №90-91, октябрь 2020
2. Внедрение основ робототехники в школе ВЫПУСК №64, апрель 2016
3. Педагогическое мастерство ВЫПУСК №64, апрель 2016
4. Как сильно доллар разрушает мировую экономику ВЫПУСК №64, апрель 2016
5. Проблемы повышения квалификации педагогов ВЫПУСК №64, апрель 2016
6. Безработица: причины и последствия ВЫПУСК №64, апрель 2016
7. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА ВЫПУСК №64, апрель 2016
8. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий ВЫПУСК №64, апрель 2016
9. Риски страховых взносов в социальном страховании ВЫПУСК №64, апрель 2016
10. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году ВЫПУСК №64, апрель 2016
11. Новой школе – современный учитель ВЫПУСК №65, июнь 2016
12. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки ВЫПУСК №64, апрель 2016
13. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов ВЫПУСК №64, апрель 2016
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями ВЫПУСК №64, апрель 2016
15. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики ВЫПУСК №64, апрель 2016
16. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса ВЫПУСК №64, апрель 2016
17. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники ВЫПУСК №64, апрель 2016
18. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся ВЫПУСК №64, апрель 2016
19. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей ВЫПУСК №64, апрель 2016
20. Проблемы современного технологического образования ВЫПУСК №64, апрель 2016

Страницы