Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере

 
 

Двуреченская Софья Евгеньевна,

вожатая МБУДО ДООЦ «Кировский»

 

Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере

Адаптационный период в лагере – это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми [1]. Для некоторых детей период адаптации проходит очень тяжело – звонки домой, плачь, уход, истерика, бойкот. Не дать уехать домой, находить как можно больше дел для него, защищать от нападок детей, создание благоприятного психологического климата детского коллектива. С первых же минут взаимодействия педагога с детьми, необходимо осуществлять данную задачу. От того, как хорошо вожатый сможет наладить жизнь в первые три дня, зависит то, как быстро ребенок сможет привыкнуть к лагерю и другой атмосфере.

Цель моей исследовательской работы – создать систему мероприятий по адаптации детей в лагере.

Адаптация. Как часто мы слышим это слово. Но что же это такое? Адаптация – реакция любого организма на новую или измененную среду. Она может быть ярко выраженной или более сглаженной. Это зависит от условий изменения среды (степень ее новизны, узнаваемости) и от наших с вами особенностей. Если при попадании в новую среду вы не замечаете в себе никаких изменений, чувствуете себя хорошо, ни на что не жалуетесь, то это совсем не означает, что адаптация не протекает.

Загородный центр представляет для ребенка новую среду, в которой предъявляются новые требования, правила поведения, новый режим дня, система отношений и, конечно, новый коллектив. Адаптация начинается с момента прибытия ребенка в лагерь и длится от двух дней до недели. Продолжительность и легкость адаптации зависит от различных факторов: психологических особенностей (характера, темперамента, самооценки), возраста, опыта пребывания в загородных лагерях или вдали от родителей; опыта и личности вожатого; организации мероприятий в отряде и лагере.

Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. После прибытия ребенка в лагерь в течение 2-5 дней идет адаптация ребенка к новому месту и коллективу. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй-третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере [2].

Но в эти первые дни очень многое зависит от вожатого, который будет с ребенком. Именно от этого вожатого и зависит, как будет вести себя ребенок. Делясь своими наблюдениями, могу сказать, что быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.

Самой большой проблемой представляется адаптация к новому коллективу. Что говорить о детях, если даже взрослые люди, приходящие на новое место работы или едущие отдыхать с незнакомой компанией, думают о том, как сложатся взаимоотношения с новыми людьми. Дети в силу своей большей эмоциональности более остро на все реагируют. Одной из причин конфликта в коллективе может стать то, что ребенок чем-то выделяется среди других детей (ходит в очках, рыжеволосый, толстый, высокий и прочее). В этом случае надо задействовать ребенка, показать его недостатки в другом свете. Например, если ребенок высокий и рыжеволосый – достаточно показать другим что благодаря своему росту он достал до солнца, которое и наградило его золотыми (рыжими) волосами. Другой причиной может быть несогласие с общими коллективными нормами и правилами. В данной ситуации стоит объяснить ребенку, что есть определенные устои, которые ради его прихоти меняться не будут. И нужно просто это принять как данное.

Что же должен сделать вожатый за это время:

– формирование временного коллектива – одна из первейших задач, стоящих перед вожатым во время организационного периода;

– формирование норм и правил – сюда входит и общие правила лагеря, и те правила, которые вы хотите ввести в отряде;

– «вживание» и снятие напряжения – ребенок, приехавший в лагерь, неважно впервые или нет, так или иначе, испытывает эмоциональный шок. Задача вожатого, как можно раньше снять это напряжение. Показать ребенку, что вокруг друзья, что будет интересно, что никто не обидит;

– постановка задач на смену – предварительное планирование и корректировка плана работы [3].

Чтобы адаптационный период прошел без заминок, для себя я выработала определенную систему действий в разных ситуациях. В этом мне помогал "экран настроения", который я запускала с первого же дня работы с детьми. С первого дня заезда дети сами вписывали свои имена в заранее заготовленный экран настроения. Регулярно по экрану я проводила анализ настроения не только всего отряда, но и конкретно каждого ребенка. По экрану настроения я смотрела, как дети реагируют на игры, и корректировала мероприятия на следующий день. Также я наблюдала, как дети в игре на знакомство проявляют себя, как рассказывают о себе. Это помогло составить мне картину о каждом ребенке.

По экрану настроения в первой смене я вывела такую особенность: дети в первые три дня писали:

настроение ниже среднего – 40%;

нормальное – 30%;

все хорошо – 20%.

Рисунок 1 – Сравнительный анализ «Экрана настроения»

Это заставило меня задуматься о причинах и подвигло провести наблюдения в работе с детьми, используя при этом экран настроения как обратную связь. Особенно ярко выражалось настроение, когда отметку на экране нужно было сделать вечером перед отбоем, многие говорили, что они скучают по дому и все дневные мероприятия при этом меркли. В этих случаях большая роль отводилась огонькам, на которых вспоминались мероприятия дня, частично проигрывались ситуации и, конечно, проводились тактильные игры перед отбоем: от кругового рукопожатия до «капусты».

Также для улучшения настроения детей я решила использовать нестандартные игры в организационный период. В первый день заезда для знакомства ребят я использую игру «Уличное знакомство». Игра проходит так: все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком. Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость. Нужно узнать имя и любимое занятие. 2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова. В конце игры участники делятся своими впечатлениями и определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца».

В этой игре отлично проявляется темперамент каждого игрока, характер, особенные черты и «фишки» каждого ребенка. В конце первого дня нужно проводить маленькие беседы с детьми в общем кругу. Чтобы они высказали, что произошло за день, как они на это отреагировали, какие эмоции получили. Из этого тоже можно составить определенный психологический портрет ребенка.

Переходим на второй день заезда, когда можно знакомить детей друг с другом не только по именам, но и на взаимодействие. Для этого существует ряд игр, в которые я играю с детьми: либо в "Башню", либо в "Яйцепад", либо в "Мост".

Игра «Башня». Необходимо: набор для каждой группы: 1 пачка скрепок, 2 набора соломки для коктейля, 10 листов бумаги, 1 скотч. Группам выдается одинаковый набор материалов для строительства «башни». Группе необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой. 10 минут дается на обсуждение задания, 10 минут на постройку башни, при этом все члены группы должны сохранять молчание. Затем идет представление моделей башни.

Инструмент: спичечные коробки.

Упражнение выполняется молча. По команде ведущего участник подходит к столу и ставит один коробок, с другим пустым коробком возвращается к команде и передает его следующему участнику. Тот должен положить его на предыдущий и т.д. Если башня падает, упражнение выполняется с начала.

Все участники делятся на 2-3-5 команд (чем их больше, тем лучше) по 3-5-7 человек (в зависимости от общего количества участников на игровой поляне. Количество участников в каждой команде должно быть одинаково, четно/нечетно).

Главная задача игры для команд: при помощи данного им инструмента и инвентаря (только то, что дано, ничего добавлять нельзя), необходимо построить самостоятельно устойчивую (без посторонней помощи человека, без посторонних предметов и без крепления к стенам, стульям, потолку или другим сооружениям) башню, которая должна быть выше всех, по сравнению с башнями других команд, а на момент ее проверки, по окончанию игры, удержать свою высоту и устойчивость. Форму строительства башни и взаимодействие участников между собой во время строительства, каждая команда вырабатывает самостоятельно, но, не нарушая своей роли, данной каждому участнику.

Каждой команде для строительства дается: 4 листа офсетной бумаги формата А-4, четыре одинаковых фломастера, 50 трубочек для коктейля, один тонкий скотч, 1 пару ножниц, кусочек канцелярской клейкой резинки или пластилина для закрепления к полу.

Перед началом игры, каждому участнику в команде нужно получить роль (это лучше сделать по жребию: роль написана на отдельных карточках, которые перевернуты информацией вниз. Каждый участник вытягивает карточку и сообщает о том, какая роль ему досталась, которой он должен придерживаться в течение всей игры, не нарушая, таким образом, правил игры).

Каждая роль имеет свои ограничения физического характера при строительстве башни (важно понимать, что для детей роли в игре должны идти по кругу, чтобы они могли почувствовать себя в разных ролях):

– «сварщик» (название роли для детей) или «слепой» (название роли для взрослых, старше 16 лет) – по этой роли нельзя будет открывать глаза на протяжении установленного времени игры,

– «плотник» – «безрукий» (не использует в работе руки),

– «рабочий» – «безногий» (не использует ноги),

– «прораб» – «немой» (не говорит),

– «инженер» – «инвалид» (не использует руки и ноги, но может использовать зрение и слух),

– «архитектор» – «здоровый человек» (наделен всеми физическими качествами и имеет право без каких-либо ограничений участвовать в строительстве башни),

– «наблюдатель» (эту роль можно вводить, а можно и не вводить в игру). Его задача – ничего не делать и не говорить, а просто наблюдать за работой внутри команды, когда по кругу до него дошла такая роль. А в конце игры, в момент обсуждения, иметь возможность что-то добавить.

Если участников меньше или больше, то роль «рабочий» добавляются или убираются другие роли, но «архитектор» должен обязательно оставаться. Для наилучшего результата «вживания в роль», можно руки, ноги, глаза и рот завязывать шарфами или бумажным скотчем (но только если каждый участник играет одну роль в течение всей игры).

Ведущий дает старт игры, которая не должна по времени превышать 1 часа, но и быть меньше 30 минут (это зависит от количества участников команд. Чем их меньше, тем больше времени им дается на строительство. Или, если в игре применяется «игровой ход», в котором, каждый участник должен попробовать все роли команды на себе – тогда время игры должно соответствовать кратному числу участников: например, 6 участников/30 минут при минимуме и 60 минут при максимуме игры). В последние пять минут, ведущий ведет обратный отсчет, чтобы команды успели закончить свою работу. В эти последние минуты, все участники убирают роли и доделывают свое сооружение как обычные участники игры. На этом этапе игры они могут вплести в строительство не только листочки ролей, но и ножницы и бабину от скотча, которые могут стать хорошим подспорьем для укрепления, удержания или возвышения башни (об этом участники в начале игры должны сами догадаться по условиям игры, но в эти последние 5 минут, ведущий должен об этом сказать, как напоминание, чтобы у команд был шанс доработать идею башни).

По окончании строительства башни, ведущий замеряет «линейкой-рулеткой» высоту каждой башни всех команд, особенно если некоторые башни выглядят одинаково. Если «на глаз» видно, что одна команда со своей башней вырвалась вперед всех команд по высоте своей башни, то замер производить не обязательно.

В игре выигрывает та команда, у которой самая высокая башня и устойчиво стоит без посторонней помощи рук/ног и других частей тела участников; без дополнительных устройств, не выданных команде в начале игры и не прикреплена к стенам, стульям, потолку помещения или столбам и сооружениям любого характера вне помещения, если игра проводится не в помещении.

Затем все участники садятся в круг и анализируют игру, обсуждая свои роли в ней: какая роль была самой интересной для себя, а какая нет и почему; трудно ли было свыкнуться с ролью и как тебя принимали, или не принимали с ней в команде; что понравилось и не понравилось в игре.

Педагогический аспект игры заключается в том, что само строительство башни не так и важно, как важно взаимодействие людей между собой в игре, чтобы понять, насколько иногда тяжело что-то делать, если у тебя есть какой-либо физический недостаток, который так же влияет и на психологические особенности принятия/непринятия командой. Игра обучает вырабатывать понимание «особых возможностей» как у себя, так и у членов команды.

Как должны выглядеть карточки с ролями для игры (вариант для детей):

Вы – «Архитектор» строительства этого строения. У Вас нет никаких ограничений.

Вы – «Сварщик». Вы выполняете свою работу с закрытыми глазами.

Вы – «Плотник». Вы выполняете свою работу без помощи рук.

Вы – «Инженер». Вы работаете, не вставая с места, и не помогаете команде руками и ногами. А слушать и говорить можете.

Вы – «Прораб». Вы выполняете свою работу без единого звука.

Вы – «Рабочий». Вы повредили обе ноги и не можете работать с их помощью.

Игра «Яйцепад» (основа игры прописана выше – в игре «Башня», меняется задача игры и материалы для нее).

Главная задача для команд: при помощи данного им инструмента и инвентаря, необходимо построить самостоятельно устойчивое (без посторонней помощи и без посторонних предметов) устройство, по которому должно спустится в свободном падении с высоты 50 см. (спинка стула) сырое яйцо (само яйцо не должно быть упаковано во что-либо) и не быть разбитым\поврежденным. Подвесным сооружение делать нельзя. Яйцо должно скатиться вниз, на пол. Форму строительства устройства и взаимодействие участников между собой во время строительства, каждая команда вырабатывает самостоятельно, но, не нарушая своей роли, данной каждому участнику. Каждой команде для строительства дается: сырые яйца – 2 штуки; полиэтиленовый пакет – 1 штука (2 штуки, если пакеты небольшие); скотч маленький – 1 штука; бумага А-4 – 5 листов; ножницы – 1 пара; воздушные шарики – 2 штуки; стул со спинкой, высота которой не менее 50 см от основания стула (пола). В игре выигрывает та команда, у которой сброшенное ведущим яйцо с указанной высоты на пол (подвесным сооружение делать нельзя. Яйцо должно скатиться вниз, на пол!) и не разбилось; устройство яйцепада держится без посторонней помощи рук/ног и других частей тела участников; без дополнительных устройств, не выданных команде в начале игры и не прикреплена к стенам, потолку помещения или столбам и сооружениям любого характера вне помещения, если игра проводится не в помещении.

Игра «Мост» (основа игры прописана выше – в игре «Башня», меняется задача игры и материалы для нее). Главная задача игры для команд: при помощи данного им инвентаря, построить самостоятельно устойчивый (без посторонней помощи и без посторонних предметов) мост, который должен соответствовать определенным размерам: высотой – 50 см, длиной – 70 см, шириной – не менее 5 см., а также удержать определенный вес на протяжении 1 минуты. Форму строительства моста и взаимодействие участников между собой и командами во время строительства, каждая команда вырабатывает самостоятельно, но, не нарушая своей роли, данной каждому участнику в команде. Каждой команде для строительства дается: 7 листов офсетной бумаги формата А-4. Остальное: тонкий скотч, ножницы, линейка дается командам в пользование на 3 минуты и распределяются между командами (если их 3) или находятся у ведущего (если команд меньше или больше 3). Или, можно дать все материалы командам (на усмотрение ведущего). В игре выигрывает та команда, у которой мост соответствует максимально приближенным размерам (не менее оговоренных) и держит вес в момент проверки 1 минуту; стоит без посторонней помощи рук/ног и других частей тела участников; без дополнительных устройств, не выданных команде в начале игры, и не прикреплена к стенам, стульям, потолку помещения или столбам и сооружениям любого характера вне помещения, если игра проводится не в помещении.

В третий день заезда я даю детям уже самостоятельно сделать проект по тематике смены. Сам же проект проходил по одной простой схеме: разделить ребят по командам (можно и не делить), дать задание в тематике смены, сделать рекламную компанию и презентацию от каждой группы. И потом уже сама реализация проекта как такового. Это помогает детям самим адаптироваться либо внутри коллектива полностью, либо внутри определенной группы. Для вожатого это покажет, на что более направлен каждый ребенок. Кто-то хорошо рисует, кто-то хорошо придумывает, кто-то хорошо управляет и т.д.

Все эти занятия с ребятами я проводила на следующей смене. Анализ экрана настроения показал следующее:

– настроение ниже среднего – 15%;

– нормальное – 25%;

– все хорошо – 60%.

На мой взгляд, качественные изменения произошли, потому что была выстроена система мероприятий по адаптации детей. Начиная от нестандартного знакомства, до совместной коллективной деятельности. Именно то, что дети были заняты интересными и новыми для них делами,  не давало ребятам заскучать. А также это улучшало их настроение.

Итак, в адаптационный период самым основным для детей является то, что их нужно заинтересовать тематикой смены. Занимать их время различными играми и интересными программами для их развития и не только. Благодаря анализу экрана настроения и правильно подобранных мероприятий внутри отрядной работы в первые три дня заезда детей в лагерь, можно сделать смену для детей незабываемой. Нужно больше уделять внимая занятости детей, помогать им в чем-то, что у них не получается, показать другие варианты работы. Тогда ребенок сам включится в процесс и начнет полностью участвовать в деятельности отряда с полной отдачей.

Список используемых источников:

1. http://happymama.ru/semya/251114/mama-ya-hochu-domoy

2.http://summercamp.ru/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4

3. 20 дней из жизни вожатого. – Москва, Айрис-Пресс, 2010 г. – 224 с.

Количество просмотров: 12933  

Добавить комментарий

Target Image
1. Летняя экспедиция юных экологов (XX экспедиция юных экологов Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН)
2. Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»
3. Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92
4. По тайным тропам Робинзона. Игра-путешествие МБУДО ЦДТ «Содружество»
5. Новосибирск – мой любимый город: информационно-исследовательский проект МБОУ СОШ № 151
6. ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»
7. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!»: партнёрский проект для лагерей с дневным пребыванием школ Кировского района МБУДО «ДДТ «Кировский»
8. Биолого-технологическая школа «Sintez»: районная профильная смена МБОУ СОШ № 23
9. Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ
10. Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
11. В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого
12. Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы