ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»

 
 

Антипина Надежда Матвеевна,

психолог ДСОЛКД «Тимуровец»
 

ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»

Здоровье формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов. С 2003 года в «Тимуровце» реализуется комплексная оздоровительная программа «Педагогика здоровья». Программа не является сводом неизменных конкретных указаний и правил. Она постоянно совершенствуется с учётом новых научных разработок, регионом проживания отдыхающих детей, количеством детей, требований времени и социальных заказов.

Согласно данной комплексной программе здоровье формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов. Здоровый образ жизни в нашем понимании – это, прежде всего, здравомыслие, разумный, активный образ жизни. Понятие здорового образа жизни шире, чем формирование собственного здоровья. Это стиль жизни, характер поступков, поведения, межличностных отношений, основанных на нормах общечеловеческой морали. К показателям здоровья при целостной его оценке относятся:

– уровень и гармоничность физического развития;

– резервные возможности организма;

– уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;

– наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;

– способность выводить метаболиты (шлаки);

– уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Уровень эмоционально-волевых и ценностно-мотивационных установок по отношению к своему здоровью играет важнейшую роль и реализуется через такое понятие как психологическое здоровье и психическое здоровье.

Психологическое здоровье понимается как здоровье эмоций, и профилактика факторов стресса, приводящих к снижению уровня здоровья человека. Психическое здоровье – здоровье разума, так как именно позитивное или негативное отношение к жизни влияет на здоровье человека. Психологическое здоровье детей – это одна из актуальных составляющих данной программы, которая на современном этапе требует активного развития, разработки педагогических и психологических методов и технологий, формирующих ценностное позитивное отношение к своему внутреннем миру и внутреннему миру других. Психологические особенности нового поколения детей и подростков можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определённых психологических синдромов.

Во-первых – это гиперактивность. Сейчас происходит рост числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чём-то одном, они очень непоседливы, расторможены, гиперактивны. Причинами называют недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь с матерью, и избыток информации, который обрушивается на ребёнка с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вырастая, такие люди отличаются большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

Второй чертой современного детства становится склонность к аутизации. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится всё больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества (теория Д. Скрипникова). Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

Прогнозируема ещё большая инфантилизация населения. Эта тенденция заметна уже сейчас на подростках и молодёжи, составляющих отдельную потребительскую и социально-психологическую группу, описанную как «кидалты», или «взрослые дети». Для них характерен «синдром Питера Пэна», или «вечного ребёнка»: они не хотят взрослеть и обременять себя взрослыми обязанностями и ответственностью. Соответственно, они настроены вести потребительский «детский» образ жизни. Поэтому ещё одной отличительной чертой нового поколения может стать интровертированный индивидуализм. Так как они становятся менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии (более интравертированными) и более эгоцентричны. Данная тенденция проявляется уже в возрасте 11-13 лет, сопровождаясь обидчивостью, повышенной чувствительность к несправедливости, ранней замкнутостью, склонностью к интроверсии, конфликтностью, «милитаризацией» детей (агрессивное и гиперагрессивное поведение).

Система психологического сопровождения в лагере основной своей задачей, как правило, ставит коррекцию эмоционального состояния участников смены ситуативную регуляцию тревожности, плохого настроения. Однако создание систематизированных программ укрепления психологического здоровья выступает профилактикой проявления данных и многих других психологических синдромов. Анализируя актуальные тенденции современного детства в системе дополнительного образования детей в условиях временного детского коллектива должны развиваться программы гармоничного психологического развития участников. Программа «ПсихологиЯ» в основе своей содержит задачу гармонизации эмоционально-личностной сферы участников младшего и среднего школьного возраста и развивает навыки психологической безопасности, эмоционального самосохранения, позитивного толерантного принятия себя и окружающих.

Возраст участников программы: 8-10, 11-13 лет.

Цель программы – создание системы укрепления и развития психологического здоровья у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях детского оздоровительного лагеря посредством системы психологического сопровождения.

Ожидаемые результаты программы. В соответствии с целью и задачами программы у участников произойдут следующие результативные изменения:

– повышение адаптационных возможностей у гиперактивных участников временных детских коллективов;

– сохранение и укрепление психоэмоциональной сферы, развитие позитивной «Я-концепции» участников, повышение самопринятия;

– снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение позитивного психологического климата в отрядах;

– развитие навыков психологической безопасности, способности к эмоциональному самоконтролю;

– рост психосоциальной компетентности и эмоциональной устойчивости как способности человека эффективно действовать в любых жизненных ситуациях сохраняя себя и сохраняя окружающих;

– формирование ценностного отношения к своему внутреннему эмоциональному миру и особенностям внутреннего мира других детей.

Тематические блоки программы:

Блок 1. Час психолога «Я и мои эмоции». Возраст: 8-10 лет, 10-12 лет.

Предполагаемый результат: понимание детьми младшего школьного возраста эмоций человека. Время проведения занятия: 40 минут. Время для итоговой рефлексии вожатым: 15–20 минут.

План занятия:

1. Знакомство. Игры на знакомство: Никто не знает, что Я. Я горжусь тем, что я, «Я и Моя тень».

2. Мини теория: Какие бывают эмоции? Какую пользу несёт каждая эмоция?

3. Игра «Крокодил»: Покажи эмоцию.

4. Игра «Эмоции животных»

5. Аутогенная тренировка «Котик» на снятие напряжения, гармонизацию внутреннего мира.

6. Игра «Море» – мини релаксационное упражнение на ощущения.

7. Завершение. Игра «Комплименты по кругу».

Рефлексия для вожатых: Какие детки включены в процесс общей игры? Кто из ребят не может проявлять эмоции, стесняется, делает это неуверенно? Каков общий эмоциональный фон до и после занятия?

Блок 2. «Игры в песке». Возраст: 8-10 лет, 10-12 лет. Предполагаемый результат: гармонизация внутреннего мира ребёнка, снижение уровня агрессивности и тревожности, нормализация психоэмоциональной сферы.

Проективный метод песочной терапии не является инновационной методикой, однако преимущество песочной терапии всё же идёт к диагностике и коррекции особенностей и нарушений психоэмоциональной сферы детей. Песочная терапия как психологический метод арт-терапии имеет серьёзную историю и научное обоснование в теории юнгинианской песочной терапии, игры в песке или «песочные шоу» – популярное творческое хобби. Объединяя творческий и психотерапевтический подход, блок программы дополнительного образования «Психолог и Я» «Игры в песке» имеет ряд качественных преимуществ, для развития психоэмоциональной сферы ребёнка:

– формирование установки на положительное самоотношение и на коммуникативные навыки. Равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;

– развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

– формирование коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движения, пластику (стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь);

– гармонизация психоэмоционального состояния, релаксация и медитация (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

Ход занятия:

Организационный момент. Знакомство с техникой безопасности. При работе за световыми столами следует избегать попадания песка в глаза и в рот (это может быть опасно для жизни). Запрещено сдувать песок со столов, тереть глаза, отряхивать руки перед собой и перед лицом других участников занятия.

Знакомство с различными техниками рисования песком на световых столах. Психолог на своём столе показывает основные приёмы рисования песком: насыпание из щепотки, насыпание из кулачка, рисование по готовому фону, украшение рисунка при помощи дополнительных средств: кисточки, шариков, камешков. Затем ребятам предлагается выполнить первое задание – нарисовать и украсить первую букву своего имени. После выполнения задания дети знакомятся: по кругу называют свои имена и представляют рисунки.

Задание на координацию движений. Дети встают к столу по двое. Стоящий справа убирает за спину левую руку, стоящий слева – правую. Необходимо вместе в полной тишине нарисовать симметричную картинку: бабочку, божью коровку.

Основное задание (рисунок в динамике). В зависимости от времени года можно выбрать сюжет: новогодний пейзаж, весенние цветы, кораблик на море или осенний лес. Например, игра – задание на эмоциональную разгрузку. Правила игры просты: каждый участник задумывает какое-нибудь животное, не называя его вслух, и начинает рисовать его за своим столом (пару линий). По сигналу психолога участники переходят по часовой стрелке за следующий стол и дорисовывают несколько штрихов к тому, что они увидели.

Завершающий этап – рефлексия и уборка помещения. Ребята делятся впечатлениями о занятии, предлагают идеи для следующих мастер-классов и рисунков.

Основные темы занятий: Основы построения песочного мира; прорисовывание негативных и позитивных эмоций; нарисуй свой страх; игры на взаимодействие в песке; Я и моя тень; мои песочные радость и грусть, и другие.

Блок 3. Занятия в сенсорной комнате «Пятая стихия». Возраст: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет. Предполагаемый результат: гармонизация внутреннего мира ребёнка, снижение уровня агрессивности и тревожности, нормализация психоэмоциональной сферы, обучение методам расслабления и релаксации.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащённой мультисенсорной среды. Она создаёт ощущение безопасности и защищённости, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей.

В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств. Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части: вводная (ритуал приветствия, разминка); основная (релаксация, игра); завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;

6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);

7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).

Принцип комплектования группы: добровольное участие.

Метод работы: релаксация.

Методики работы:

1) цвето- , светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко- , музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние своё и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.

Блок 4. Проект «ДоброTerra». Возраст: 8-10 лет. Предполагаемый результат: дружелюбное отношение друг к другу, мотивация и самомотивация на позитивное отношение к себе и окружающему пространству, посредством проективной практики высаживания цветов.

Стартовая история: Есть про Тимура и его команду много разных историй. И одна из них связанна с двумя словами, которые «земля» и «добро». Дело в том, что занимаясь полезными делами, Тимур и его команда, сажая цветы, заметили, что летом и весной, если цветок посадил человек в плохом настроении, то он или не всходил или быстро засыхал. Напротив, если «тимуровец» сажал цветок в хорошем настроении, желал добра, вырастало красивое растение.

В современном мире, создание доброго дела своими руками не менее важно, чем во времена «Тимура и его команды». Поэтому в праздничное лето 2016 года в «Тимуровце» стартует проект «ДоброTerra» или «Земля Добра». Каждое посаженное семечко цветка в клумбу «ДоброTerra» – это не просто цветок, это загаданное желание себе и пожелание своему отряду – команде важного послания.

Ход занятия: Каждый участник, прослушав историю, думает, что хорошего он хотел бы пожелать себе и другим, какое загадать желание в «Тимуровце» так, чтоб оно непременно сбылось. После легенды и объяснения сути проекта в шерринге происходит выбор смыслового конверта каждым участником. Есть пять пакетиков семян с надписями: добро, дружба, позитив, радость, команда. Пять простых понятных эмоциально положительных понятий, к развитию которых стремится каждый отряд во время летней оздоровительной смены. И происходит высадка семечек в клумбу «ДоброTerra». Отряд в течение смены поливает свой участок клумбы и растит команду, добро, дружбу, позитив и радость каждый день.

Количество просмотров: 3481  

Добавить комментарий

Target Image
1. Летняя экспедиция юных экологов (XX экспедиция юных экологов Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН)
2. Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»
3. Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92
4. По тайным тропам Робинзона. Игра-путешествие МБУДО ЦДТ «Содружество»
5. Новосибирск – мой любимый город: информационно-исследовательский проект МБОУ СОШ № 151
6. ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»
7. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!»: партнёрский проект для лагерей с дневным пребыванием школ Кировского района МБУДО «ДДТ «Кировский»
8. Биолого-технологическая школа «Sintez»: районная профильная смена МБОУ СОШ № 23
9. Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ
10. Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
11. В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого
12. Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы