Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92

 
 

Шишкина Любовь Васильевна,

педагог-организатор, руководитель музея истории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Гурова Марина Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Турова Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92

Организация летнего отдыха детей в условиях города – задача непростая. Одной из актуальных форм её решения становится работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Каникулярный период деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием создаёт благоприятные условия для общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов. Ценность такой формы работы с детьми состоит в том, что и ребёнок и взаимодействие с ним всегда уникальны и неповторимы для педагога. Особую уникальность в этом плане представляет атмосфера лагеря с дневным пребыванием при школе. Многообразие видов детской деятельности в лагере помогают ребёнку найти своё место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои гражданские права и свободы.

Продуктивная организация летнего отдыха включает в себя:

– оздоровление ребёнка (физическое, психологическое, социальное, духовное);

– расширение для ребёнка поля социального взаимодействия, изменения круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

– реализация интересов, способностей, возможностей ребёнка;

– получение ребёнком нового опыта в организации собственного досуга.

Достичь вышеизложенного, реализовать потребность участников смены в позитивных впечатлениях, радости совместных приключений, азарта неожиданных открытий в мире и в себе возможно посредством организации продуктивного отдыха детей. Ведь, по окончании смены у каждого из её участников останется на память собственный продукт – «фильм», состоящий из наиболее ярких кадров каждого дня первого летнего месяца.

Провести летние каникулы в пришкольном лагере выражают готовность самые разные дети: из благополучных семей и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; школьные «звёздочки» и те, кто нуждается в повышенном педагогическом внимании; желающие беззаботно отдохнуть и стремящиеся к профессиональному самоопределению в качестве помощников вожатых. Отличаются и возрастные особенности, ведь в сменах задействованы дети от 7 до 15 лет. Некоторые из них отдыхают при школе каждое лето, другим предстоит впервые приобщиться к этому способу проведения летних каникул. В любом из описанных случаев есть объединяющий элемент – стремление за короткий срок до начала нового учебного года успеть получить  как можно больше незабываемых впечатлений. Эта идея воплощена через игровую киностудию «Режиссёры собственного лета».

В год российского кино дети смогут «посетить» культурные объекты города и страны, узнать какое влияние на культуру российского народа оказывает волшебный мир кино, а также связать полученные знания с предстоящим 30-летием родной школы, посвятив ей отдельные кадры в собственном незабываемом фильме.

Цель программы: создание условий для личностного развития детей через участие в коллективно-творческой деятельности по приобщению к культурному наследию города и страны.

Задачи:

1. Организовать педагогически обоснованную развивающую среду.

2. Способствовать разновозрастному общению и взаимодействию в процессе коллективно-творческой деятельности.

3. Внедрить в работу педагогов способы выявления, реализации, педагогической поддержки и совершенствования личностного потенциала участников летнего отдыха.

4. Содействовать формированию активной жизненной позиции отдыхающих.

Содержание программы. Игровая киностудия «Режиссёры собственного лета» – это способ превратить привычное для детей школьное здание с его территорией в пространство безграничного творческого поиска. Благодаря игровой терминологии каждый отряд превращается в отдельную киностудию, где воспитатели  становятся кинопродюсерами, помощники вожатых – ассистентами главных участников смены кинорежиссёров, а лагерь в целом Домом кино.  Холлы, лестничные пролёты и рекреации примут причудливые формы благодаря сценаристам и декораторам, дни смены для каждого её участника станут кадрами удивительного кинофильма о первом месяце лета.

Кино позволяет любую мечту сделать реальностью, остановить мгновение. Участники смены получат возможность прикоснуться к столь удивительному миру, ежедневно самые яркие моменты, какими именно будут эти моменты каждый вправе решать самостоятельно. 

Учитывая требования возрастной психологии, воспитание творчески активной личности будет проходить с акцентом на сюжетно-ролевую игру и общественно полезную деятельность как ведущие типы деятельности для возрастов участников смены.

Сюжетно-ролевая игра, заложенная в основу программы, помогает создать ситуации выбора, ведь ребёнок выбирает не только направление и степень своего участия в ней, но и способ достижения цели.

Программа ориентирована на продуктивный отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию разнообразных способностей. Здесь каждый сможет почувствовать себя не только фантазёром и выдумщиком, участвуя в творческих играх и конкурсах, но и стать настоящим режиссёром собственного лета.

Основной задачей директора Дома кино, продюсеров и их помощников является организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется проделанная работа и, при необходимости, вносятся корректировки в уже намеченные дела.

Стратегию участия в деле «киностудий» (отрядов) вырабатывают продюсеры. Каждая киностудия утверждает символику, выпускает отрядный листок в виде киноленты, где серия – это один день, прожитый в летнем лагере. В конце лагерной смены пройдёт кинофестиваль, на котором подводятся итоги и вручаются награды победителям в разных номинациях.

Номинации могут быть самые разные: за лучший фильм (отрядный листок), декорацию (отрядный уголок), лучшую женскую или мужскую роль и т.д. Отдельная награда вручается в конце смены самому креативному режиссёру и активному члену Дома кино.

С помощью оформления отрядных мест и общелагерных территорий осуществляется поддержание информационно насыщенной, ежедневно обновляемой среды, которая бы живо откликалась на каждое событие летних дней. Её необъемлемой частью также станет «нематериальная» сторона жизни лагеря: соблюдение традиций и обычаев, наличие символических мест и объектов, личностный и культурологический характер содержания. По итогам смен именно информационная среда станет достоверным источником кандидатур для поощрения (ведь все результаты, открытия, достижения будут фиксироваться в ней объективно и планомерно).

Киностудия, наиболее удачно снявшая одну из серий (победившая в общелагерном деле), получает переходящий кубок в форме «звезды», девиз которого: «Если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно!», и красочно оформляет снятую серию на главном информационном стенде, в зависимости от темы дня. Киностудия (отряд), снявшая наибольшее количество серий, размещённых на главном информационном стенде и творчески подошедшая к снятию фильма, в конце сезона получает главную кинопремию на кинофестивале – «Сибирскую берёзовую ветвь». Отследить эту работу можно будет также на информационном стенде, где каждый кадр отдельной киностудии будет отмечен символикой этой киностудии. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной киностудией (отрядом).

Оценить, насколько созданная среда отвечает заявленным целям, поможет Галерея настроения, где каждому участнику смены предлагается раскрашивать звезду с собственным именем в зависимости от настроения, с которым он пришёл в начале дня, а затем повторять процедуру в конце дня.

Работниками Дома кино разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый актёр может ежедневно получать награду «Звезда славы» за активное участие в жизни своей киностудии и Дома кино в целом:

– голубые – за добрые поступки;

– зелёные – за трудовые дела;

– фиолетовые – за творческие дела;

– оранжевые – за победы в конкурсах, эстафетах, викторинах и т.д.

Если у работника киностудии набирается 10 «Звёзд славы», его имя вносится в Звёздную аллею. Также предусмотрена система дисциплинарных взысканий. В случае нарушения членами одной из киностудий законов Дома кино, у них может быть произведён вычет «Звёзд славы».

В центральном коридоре пространства лагеря отводится место для Стены пожеланий. Режиссёры и их помощники (вожатые) продумывают варианты оформления Стены пожеланий своей киностудии (своего отряда). Каждому члену киностудии в начале смены вручается именной «Оскар» (изображение статуэтки с именем и фамилией). Каждый из участников киностудии (причём как своей, так и из других киностудий) будет иметь возможность написать обладателю «Оскара» что-то хорошее (пожелание, благодарность) или поддержать в случае какой-то неудачи. После окончания смены, каждый участник имеет возможность забрать свой именной «Оскар» с собой домой на память о состоявшейся премьере этого лета.

Механизмы реализации программы. Программа работы ориентирована на режим дня, стандартный для работы смен с трёхразовым питанием. Каждый день смены имеет тематику, отражающуюся по возможности во всех режимных моментах. Например, неотъемлемым событием июньского отдыха является включение в дела Пушкинского дня. Разумеется, на общегородской праздник в Первомайском сквере поедут лишь те, кто заранее принимал участие в литературных конкурсах и готовится получать за них заслуженные награды. При этом провести интересный день с любимыми книгами, посетить библиотеки и т.п. смогут все желающие. Аналогичным образом можно проследить и логику остальных дней.

Таблица 1.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результат

(в соответствии с целью и задачами)

Критерии и показатели

Способ фиксации

Педагогическое сопровождение развития личности детей

Педагоги знают и используют в работе стимулирующие развитие методики и приёмы работы

 

Дети включены в процессы самопознания и самореализации

 

 

 

Выявление и поддержка талантливых детей, планирование их участия в конкурсах и иных событиях 2016-2017 учебного года

Составление «методических копилок»

 

 

Ведение «Дневников работы над фильмом» и создание «Серий кинофильма»

 

 

Создание Банка талантов

Заполнение Звездной аллеи

 

 

Система личностного роста

позволяет  ребятам полнее раскрываться в коллективе, в спорте, в мероприятиях, в общественно-полезном труде.

Предполагается повысить социометрические статусы замкнутых детей, а у лидеров развить их организаторские способности.

Наличие развивающей культуросообразной среды

Динамичное информационное пространство, отражающее культурные ценности города и страны, а также ключевые события смены

Оформление отрядных мест и общелагерной территории (афиши, экраны, календари, выставки и т.п.)

Формирование культуры коллективно-творческой деятельности

Педагоги способны делегировать полномочия помощникам вожатых и отдыхающим детям

 

Школьники осознанно и ответственно включаются в подготовку,  проведение и рефлексию событий

Разработка памяток самостоятельного творчества детей;

 

 

 

Карты педагогического наблюдения

 

 

Повышение общей и частной культуры участников летнего отдыха

Соблюдение норм и правил поведения

Педагогическое наблюдение; разработка и внедрение собственных законов, традиций и т.п.

Таким образом, предполагается на протяжении смены создать такой психологический климат, чтобы каждый ребёнок мог в полной мере отдохнуть, восстановить свои силы, раскрыть творческие способности, которые не смог реализовать в течение учебного года и пообщаться со своими друзьями и учителями в более неформальной обстановке. Причем наиболее желательным является такой вариант, при котором будет налажен контакт не только между членами одного отряда, но и между большинством ребят, отдыхающих в лагере.

Количество просмотров: 4737  

Комментарии

Молодцы,отличная работа!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Летняя экспедиция юных экологов (XX экспедиция юных экологов Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН)
2. Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»
3. Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92
4. По тайным тропам Робинзона. Игра-путешествие МБУДО ЦДТ «Содружество»
5. Новосибирск – мой любимый город: информационно-исследовательский проект МБОУ СОШ № 151
6. ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»
7. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!»: партнёрский проект для лагерей с дневным пребыванием школ Кировского района МБУДО «ДДТ «Кировский»
8. Биолого-технологическая школа «Sintez»: районная профильная смена МБОУ СОШ № 23
9. Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ
10. Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
11. В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого
12. Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы