Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»

 
 

Брынькина Елена Викторовна,

педагог-организатор, руководитель ДОО «ШОК»,

учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» г. Новосибирска

 
 
 

Ваккер Инна Борисовна,

организатор летнего отдыха детей начального уровня образования,

учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» г. Новосибирска

 

Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»

По традиции название и идея смены определяется путём анкетирования детей и родителей вожатским отрядом. В 2016 году наибольшее признание получила идея «Сон длиною в лето. За гранью реальности». Её основная линия это – предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребёнка, создание условий для формирования социально-активной личности, для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

«Сон длиною в лето. За гранью реальности» – это не просто название лагерной смены, это погружение в мир приключений и фантастики. Многие поколения мальчиков и девочек с радостью и интересом следят за тем, как их любимые герои преодолевают препятствия, борются за свое счастье, помогают другим, совершают подвиги. В любом возрасте дети интересуются динамичными сюжетами, в которых одно яркое событие рождает другое, они чувствуют сопереживание, сопричастность тому, что происходит в лагере. Подростки сами берутся за перо и пробуют развить ту или иную линию сюжета. Знакомство с приключенческим жанром обогащает фантазию детей, вызывает их любопытство, пробуждает интерес к загадкам природы, науки, искусства. Вообще приключения для детей помогают молодому поколению решить для себя проблему добра и зла, ведь этот сложный философский вопрос по-своему раскрывается в том, как герои ведут себя в экстремальной ситуации, какие чувства они переживают, какой делают выбор.

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даём ему возможность открыть в себе положительные качества личности, возможность ощутить национальную гордость и значимость собственного «Я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения.

Цель программы: создание условий для организованного отдыха детей, обеспечивающих взаимодействие всех участников лагерной смены, способствующих приобретению детьми знаний и опыта социально значимого действия; личностному развитию и сознательному стремлению к ведению здорового образа жизни.

Задачи программы:

– содействовать укреплению здоровья детей и удовлетворения социокультурных потребностей детей, таких как: потребность в приключении, движении, радости, проявлении инициативы, созидательности, стремлении к подражательности, любознательности, общительности, событийности, соревновательности;

– предоставить ребёнку возможности для самореализации на основе раскрытия его индивидуального личностного потенциала;

– организовать разнообразную общественно значимую досуговую деятельность детей;

– продолжить формировать навыки восприятия культурного наследия, культуры поведения, чувство национальной гордости, санитарно-гигиенической культуры, навыки общения и толерантности;

– сформировать умение социально, востребовано и продуктивно организовывать свою деятельность в свободное время;

– обогатить стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества всех участников лагерной смены;

– расширить развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.

Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей работает коллектив из числа лучших учителей образовательной организации совместно с работниками учреждений дополнительного образования, МЧС, ГИБДД, учреждениями микро-социума. Традиционно осуществляется постоянный ежедневный медицинский осмотр (фельдшер) и психолого-педагогическое сопровождение (психолог школы и социальный педагог).

В организации досуга детей активно принимает участие вожатский отряд «Спички» – ребята 8-10 классов, которые традиционно проходят школу вожатского мастерства в школе и очно-заочно в центре СОЛО. В 2015 году «Спички» стали победителями Новосибирского слёта вожатских отрядов школьников «Стриж».

Описание идеи программы.

Легенда смены. Каждый день мы ложимся спать, и нам снится огромное количество ярких сновидений. И все люди иногда сталкиваются с таким явлением как ночные кошмары. К счастью, это явление довольно редкое. Но, почти никто не задумывается, кто же контролирует наши сны и не пускает в них зло. А этим вот уже много лет подряд занимается таинственная организация под названием «Ловцы снов». Эти смелые ребята стоят на страже Мира сновидений и стараются спасти каждого человека от неприятных снов. Но в последнее время ситуация вышла из-под контроля. Злой волшебник Кромешник украл тайное оружие ловцов снов, и теперь Мир сновидений находится под угрозой. Миллионы людей по всему миру просыпаются из-за ночных кошмаров. Это катастрофа глобального масштаба, ведь дурные сны отрицательно сказываются на здоровье людей и их настроении. Ловцы снов не могут в одиночку справиться с Кромешником, им срочно нужна помощь отважных ребят из лагеря «Сибирячок». Они рассказывают детям свою историю и просят их о помощи. На протяжении месяца все ребята будут проходить специальную подготовку ловца снов, чтобы овладеть всеми приёмами этой организации. Вместе они найдут и восстановят секретное оружие и будут бороться со злыми существами, которых Кромешник пустил в Мир сновидений.

Ритм смены. Каждый день в лагере – это погружение в таинственный мир легенд и мифов, где ребята ищут способ помощи добрым ловцам в борьбе со злом. Каждая неделя в лагере – это выполнение модульной части смены:

I. Магическая мастерская.

II. Пиковая Дама, уйди!

III. Сказки для тролля.

IV. Бессонница для беса.

V. Экзамен. Пробуждение.

Лагерная смена в целом – это развитие детской фантазии и получение ребёнком жизненного опыта по самоорганизации, самореализации, результата личностного роста.

Отражение жизни ЛДП «Сибирячок» в наглядной информации. Ведущий символ смены – большой ловец снов, сонник и личные ловцы каждого участника смены. Каждый день дарит возможность разместить на страницах сонника фотографии, информацию о делах в отрядах, названия интересных дел, событий, путешествий. Фантазия, которую воплотил, к которой прикоснулся. Вожатые будут подвешивать на личные ловцы волшебные красные бусины особо отличившимся ребятам, только четыре в день. У каждого ребёнка за время летней кампании появится чувство причастности к победе над злом, умение быть членом приключенческой команды, способной совершать собственные открытия.

Формы и методы работы. Программа смены ориентирована на детей младшего и среднего школьного возрастов, но предполагается разграничение мероприятий в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, а также кураторство вожатского отряда старшеклассников в проведении творческих дел во временных детских коллективах. Основной формой работы в ЛДП является коллективно-творческое дело (КТД).

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием:

– традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);

– проектного метода (музыкальный проект, создание учебника);

– метода интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии).

Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления – самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Содержание деятельности.

Коллективно-творческие дела. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд. Координирует работу по организации КТД воспитатель отряда. КТД развивает творческие способности детей и подростков. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения.

Спорт и физкультура. Работа по вовлечению детей и подростков в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию принципов здорового образа жизни, преодолению вредных привычек.

Работа психологической службы. Намечает и реализует программы личностного развития детей и формирования временных коллективов через следующие формы: групповые психологические тренинги, индивидуально-психологическое консультирование, психологические игры.

Механизм реализации программы. Реализация программы идет через целенаправленную совместную деятельность воспитателя, детей, обслуживающего персонала (поэтапно).

Подготовительный этап осуществляется через следующие мероприятия:

– проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

– участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Главным управлением образования мэрии города Новосибирска;

– проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;

– проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;

– издание приказов по школе о проведении летней кампании;

– разработка программы деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

– подготовка методического материала для работников лагеря;

– отбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;

– оформление и разработка нормативно-правовой, организационной документации для деятельности лагеря.

Организационный этап проходит через проведение следующих видов деятельности: встречу детей; проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов; запуск программы; формирование органов самоуправления; знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; оформление информационных стендов.

Основной этап включает в себя реализацию основной идеи смены и вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

Заключительный этап ориентирован на подведение итогов смены; выработку перспектив; выработку рекомендаций по дальнейшей деятельности организации; анализ предложений детей, родителей, воспитателей, внесенных по организации деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская».

Работа в отряде. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах по 25 человек. На уровне отряда развитие позитивных жизненных навыков происходит через реализацию программы отрядной работы. Программы формулируются воспитателями и вожатыми лагеря на основе диагностики особенностей и потребностей детей. Упор делается на развитие жизненных навыков ребёнка, таких как: коммуникативные, способность к рефлексии, преодоление конфликтных ситуаций, организаторская деятельность по сохранению здоровья и профилактике заболеваний и т. п. Каждый отряд имеет свои атрибуты в смене «Сон длиною в лето. За гранью реальности»: дневник отряда, отрядный уголок, а также личные ловцы снов.

Лагерь в целом. Еженедельно контролирует и координирует работу ЛДП в целом, Штаб «Лето» (включающий начальника ЛДП, директора ОО и заместителя директора по ВР, заведующую столовой и заведующую школьным хозяйством). Штабу подчиняется совет лагерной смены (воспитатели, руководители клубов и кружков в лагере, начальник ЛДП, заместители начальника ЛДП по воспитательной работе и безопасности жизнедеятельности в лагере, психолог, социальный педагог), оперативно решающий каждодневные вопросы. Органы самоуправления – Вожатский Отряд «Спички», совет отрядов также участвуют в процессе.

Диагностика, проводимая в течение смены. В течение подготовки и всей смены в ЛДП организуются следующие мониторинговые мероприятия:

– анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

– анкетирование в основной период для выявления степени сформированности временного детского коллектива, установления коммуникативного потенциала отряда.

– анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

Содержание программы подразумевает создание единого информационного пространства оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Средства получения и передачи информации в условиях реализации

программы «Сон длиною в лето. За гранью реальности».

Средства и получения и передачи

информации

Периодичность

 

Предоставляемая

информация

Народный форум:

линейка и общее собрание лагеря.

Ежедневно.

О внутренней жизни

каждого отряда и лагеря в целом; о мнениях, отзывах, предложениях членов лагеря.

Экран дня: стенд.

Ежедневно.

Информация о жизни

лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

Рейтинг:

Экран соревнований.

По мере достижения результатов.

Результат деятельности отрядов; индивидуальные достижения.

СМИ лагеря: стенд «Сибирячок»;

газета лагерной смены «Яркие мечты»;

сайт школы;

мультимедийные презентации; фоторепортажи; тематические

листовки.

Ежедневно.

Информация о событиях лагеря, достижениях и

победах индивидуальных,

отрядных, лагерных.

 

Количество просмотров: 4929  

Добавить комментарий

Target Image
1. Летняя экспедиция юных экологов (XX экспедиция юных экологов Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН)
2. Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»
3. Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92
4. По тайным тропам Робинзона. Игра-путешествие МБУДО ЦДТ «Содружество»
5. Новосибирск – мой любимый город: информационно-исследовательский проект МБОУ СОШ № 151
6. ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»
7. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!»: партнёрский проект для лагерей с дневным пребыванием школ Кировского района МБУДО «ДДТ «Кировский»
8. Биолого-технологическая школа «Sintez»: районная профильная смена МБОУ СОШ № 23
9. Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ
10. Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
11. В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого
12. Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы