Педагогические условия для эффективного развития лидерских качеств и социальных компетенций подростков в детском общественном объединении

 
 

Егорова Ирина Олеговна,

руководитель Городского отряда волонтеров ДТД УМ «Юниор»

 

Педагогические условия для эффективного развития лидерских качеств и социальных компетенций подростков в детском общественном объединении

Термин лидер происходит от английского слова «leader» – «ведущий». В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие «актив». Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей и подростков, формирования и работы с группами и коллективами позволяют выявить несколько этапов исследования лидерства в детских объединениях: ранний (начало XX в. – 30-е гг.), средний (40-90-е гг.) и современный (2000-2016 гг.).

На первом этапе (20-30-е гг.) проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» (B. П. Вахтеров, А. С. Залужный, Б. Д. Эльконин), общественная активность (А. С. Макаренко, Н. К. Крупская). В средний период (40-90-е гг.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях в последующее время практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства – социальной активности пионеров (В. А. Сухомлинский, В. Д. Иванов, Е. В. Титова, А. П. Шпона) и на ученическом самоуправлении (Н. М. Зосимов, В. П. Коротов).

В рамках современного периода (2000-2016 гг.) обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала (А. Л. Уманский, О. А. Павлова); сущностные характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).

Проведенный анализ источников, их интерпретация позволяют определить понятия «лидерство» и «лидер» в контексте условий учреждений дополнительного образования. Лидерство – один из компонентов блока общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.

Наиболее полно смысл рассматриваемого феномена отражает определение Л.И. Уманского. Ученый рассматривает лидерство как социально-психологическое явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Лидерство – одна из форм общественной активности в группе. Лидирующая личность всегда занимает активную жизненную позицию, она авторитетна для членов группы.

Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», выявляются основные признаки, по которым его можно охарактеризовать как «лидер». Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой. Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус. Третий признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы. Четвертый признак – воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей. Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С. Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы.

Лидерские качества определяются как совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского общественного объединения статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. К качествам, присущим лидеру детского общественного объединения, можно отнести: 1) компетентность; 2) активность; 3) инициативность; 4) общительность; 5) сообразительность; 6) настойчивость; 7) самообладание; 8) работоспособность; 9) наблюдательность; 10) самостоятельность; 11) организованность.

Лидерские качества складываются в итоге собственного активного отношения к жизнедеятельности объединения и лидерского поведения в группе. В различных видах деятельности детское объединение выступает как единое целое, которое обуславливает взаимодействие со всеми его членами в целом и с каждым в отдельности. Черты лидера необходимо рассматривать не изолированно от социального контекста, а в связи с ним, и не в статике, а в динамике.

Установлено, что не любая деятельность развивает лидерские качества, а лишь та, которая ставит подростка в определенное отношение к коллективу людей. Именно многообразная деятельность, направленная на приобретение лидерского опыта, способствует развитию лидерских качеств, поэтому в качестве первого условия развития лидерских качеств определено систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта.

Вторым необходимым условием эффективного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора). Надо отметить, что, решая задачу создания условий для развития лидерских качеств подростков в ДОО, важно исходить из представления, что в группе возможно наличие не одного, а нескольких лидеров, и каждый из них может иметь собственную сферу деятельности.

Еще одним условием является важность создания педагогом «ситуации успеха» в процессе работы над социальным проектом. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин. Вслед за А.С. Белкиным, ситуация успеха понимается нами как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, способствующих осознанному включению каждого подростка в зависимости от индивидуальных возможностей в специально организованную деятельность, обеспечивающих положительный эмоциональный настрой на выполнение поставленных задач и адекватное восприятие результатов своей деятельности. Это может быть организация педагогом видов деятельности, способствующих максимальной реализации лидерских качеств у возможно большего числа подростков; оптимизация стиля взаимоотношений между членами детского общественного объединения; создание обстановки сотрудничества и взаимопомощи.

В условиях тесного взаимодействия детских и молодежных активов образовательных учреждений города Новосибирска на базе ДТД УМ «Юниор» в научно-практической лаборатории «Детское движение» создаются все условия для эффективного развития лидерских качеств и социальных компетенций подростков.

Количество просмотров: 4671  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы