Волонтерская деятельность как фактор социальной компетентности

 
 

Ерисова Галина Федоровна,

директор МБОУ СОШ № 134,

Отличник народного просвещения,

учитель истории высшей квалификационной категории

 
 
 

Рагозина Наталья Николаевна,

учитель истории высшей квалификационной категории,

руководитель стажировочной площадки

МБОУ СОШ № 134 г. Новосибирска

 

Волонтерская деятельность как фактор социальной компетентности

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация. Быть востребованным обществом, внести свой вклад в укрепление экономики государства – одна из главных позиций гражданина России. Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют развития новых форм и способов образования и воспитания подрастающего поколения. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создало точку отсчета для анализа педагогической деятельности и выявления проблем. Проблема формирования гражданской компетентности личности, вовлечение молодежи в социальную практику остается актуальной. Актуальность проблемы технологизации образования, в том числе гражданского воспитания, объясняется стремительным распространением педагогических инноваций с одной стороны, и недостаточное владение ими с другой.

На протяжении девяти лет МБОУ СОШ № 134 являлась городской экспериментальной площадкой. В 2015 г. школа вошла в новый эксперимент «Волонтёрское движение в системе социального партнёрства как направление гражданско-патриотического воспитания подростков и молодёжи». Идеей эксперимента явилось осуществление прорыва в области технологизации образовательного процесса, создание в образовательном учреждении условий для развития сети производственных площадок, расширение форм гражданского участия. На новом уровне мы подошли к решению проблем патриотического воспитания, гражданского становления, социализации учащихся, формирования толерантности через социальное партнерство, волонтерскую деятельность.

Школьный музей истории Кировского района, которому в 2015 году исполнилось 10 лет, стал центром профориентационной работы с молодежью района. Все это способствует повышению конкурентоспособности каждого конкретного ученика, школы в целом и соответствует социальным ожиданиям, образовательным запросам родителей и обучающихся.

Продуктом эксперимента стала программа «Волонтерская деятельность в системе социального партнерства». Цель деятельности в данном направлении – создание условий, способствующих самореализации личности, формирование толерантности. Волонтерский отряд «Добрыня», который активно вовлечен в социально значимую практику, направлен на формирование социальной компетентности. Педагогами школы созданы и апробированы воспитательные программы, направленные на формирование гражданственности и толерантности. В их содержание включены материалы, помогающие учащимся освоить ценности общества и культуры, в котором они живут и социализируются. На базе музея истории Кировского района ведется исследовательская деятельность по истории родного края, трудовых династий, учебных профессиональных организаций, предприятий района. Проводятся тематические экскурсии по музею, тематические классные часы, семинары-презентации, целью которых является изучение прошлого и настоящего, инфраструктуры района, знакомство с профессиями, востребованными на предприятиях. Волонтерами проводятся социально значимые акции: «Чистая территория», по уборке территории дендропарка, школы, микрорайона; «Георгиевская ленточка», «Трудовой десант», а также акции, направленные на воспитание толерантности: «Дети – детям»; «Сосед соседу руку протяни» и многие другие. Волонтерский отряд принимает активное участие в городской волонтерской профильной смене. Деятельность отряда нашла признание не только на районном, но и на городском уровне, отмечена грамотами и благодарственными письмами. Наша работа осуществляется для учащихся школ, их родителей, педагогов, представителей предприятий и организаций, заинтересованных в формировании гражданской позиции, патриотизма учащихся, их успешной социальной адаптации. Мы считаем, что уникальность нашей инновации заключается в профориентационной деятельности и воспитательной работе по формированию гражданских качеств и толерантности личности наших учащихся. Проблемы гражданского становления личности находятся в центре внимания и успешно решаются педагогическим коллективом, совместно с родительской общественностью, администрацией и органами самоуправления нашей школы.

Волонтерский отряд «Добрыня»

 

 

Количество просмотров: 2644  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы