Логосказки как способ коррекции и развития речи у дошкольников

 
 

Дзюба Лариса Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида»

 

Логосказки как способ коррекции и развития речи у дошкольников

Речевая патология – это нарушение важных психических функций человека. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующее круговое замыкание – два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка одного компонента (мышления или речи) может вызвать или задержку всего развития или даже его остановку. В последнем случае процесс становится необратимым – уже нельзя какой-либо усиленной стимуляцией догнать упущенное время.

Анализируя речевые нарушения, имеющиеся у воспитанников детского сада, могу отметить увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минимальной мозговой дисфункцией), алалией, ДЦП (детским церебральным параличом), нарушениями слуха, зрения и др. Часто у таких детей нарушены основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), словарный запас отстает от возрастной нормы, у многих отсутствует речь. Это может быть обусловлено следующими причинами: органические, функциональные и социально-психологические нарушения, а именно большая занятость родителей на работе вызывает дефицит общения с детьми; большой поток визуальной информации (телевизор, компьютер и т.д.), которую получают дети без словесного обсуждения, комментариев взрослых; малое количество грамматически и орфоэпически правильной речи (отсутствие образца речи); мало внимания уделяется чтению книг.

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, нужно повышать результативность коррекционной работы, делая каждое занятие разнообразным и творческим.

Это все зависит от желания и возможностей логопеда. Общение логопеда с детьми должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне. Поэтому нужно организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть и стремиться сделать свою речь правильной, грамотной и красивой. Решить все это поможет инновационный метод – логосказки. Разнообразие в преподнесении учебного материала будет способствовать спонтанному развитию связной речи, поддержанию эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, улучшению результативности в усвоении знаний.

Методы работы со сказками активно используются в коррекционной педагогике. Использование сказочного материала позволяет достичь определенного эффекта при коррекции психологических проблем личностного развития ребенка. Достаточно активно сказочный материал может применяться в содержании педагогической работы, в том числе и в логопедической практике. В сказочном материале изначально содержатся элементы, которые привлекательны для детей дошкольного возраста, обладают воспитывающим, развивающим и образовательным потенциалом. Малыш с радостью погружается в воображаемый нереальный сказочный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его.

Способы работы со сказкой разнообразны, как сама жизнь. Все, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», – писал В. А. Сухомлинский. Участие детей в игровой деятельности на основе сказочного материала может использоваться в логопедической работе как диагностический способ, который позволяет выявить и оценить следующие качественные и количественные характеристики в развитии детей: активность/пассивность, миролюбивость/агрессивность, уверенность/беспокойство, хорошо/плохо, внимательность/невнимательность.

Использование сказочных сюжетов помогает речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Проведение сказочных занятий, на которых они знакомятся с чувствами, эмоциями, побуждениями, повышает двигательную активность ребенка. Использование сказок в коррекционной работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений, событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторы системы.

«Логосказки» решают множество задач. В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Есть невидимая, незаметная на первый взгляд работа, а именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Наиглавнейшими действиями являются развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

Мне, как логопеду, известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбужденным, двигательно расторможенным ребенком. У него непослушный не только язык, но не послушно все тело. Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много. Очень нелегко автоматизируются звуки. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других. Проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет гораздо успешнее. Ребенок меньше устает на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у гиперактивного ребенка проснется живой интерес и разовьется чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возрастная чувствительность очень поможет логопеду в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

В «сказочных» занятиях уделяется внимание не только речи, но и активизации процессов мышления, улучшения моторики пальцев рук, также большое внимание уделяется общему движению тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (вглядывание в постоянно изменяющееся движение куклы, вслушивание в звуки природы), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабления с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состоянием. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Особенность «логосказки» состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи. «Логосказки» – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных, эмоциональных состояний.

Развитие личности и речи дошкольников по «логосказкам» осуществляются по следующим направлениям:

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамики музыкальных образов через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове через совместное состояние словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления «логосказки» логически связаны и осуществляются в комплексе. «Логосказки» представляют собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения и музыкальные зарисовки.

Подготовка к занятиям.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого я предлагаю три техники расслабления: расслабления по контрасту с напряжением; расслабление с фиксацией внимания на дыхании; расслабление-медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением я привлекаю внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловище, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: твердый – мягкий, сильный – слабый, холод – тепло, сосулька – водичка, движение – сон, страх – доверие, злой – добрый.

Использую следующие варианты упражнений:

Руки. Детям предлагаю максимально напрячь и сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра»). Подержать в таком положении. Обхожу детей, проверяю, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем предлагаю расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми («мягкие лапки»).

Лицо. Детям предлагаю крепко-крепко зажмурить глазки, подержать их в таком положении, почувствовать, как трудно удерживается напряжение, а затем открыть глазки, расслабить мышцы, ощутив в них легкость и спокойствие.

А теперь – стиснуть зубы, прищурить глазки или нахмуриться, сделать лицо злым и грубым и почувствовать появившиеся напряжение. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

Тело. Детям в положении «стоя» предлагаю «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваюсь до каждого ребенка, проверяю, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково глажу каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагаю «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловище, голова легонько падает на грудь. Проверяю расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамические упражнения, игры и танцы рекомендую заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться. Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредотачивать на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше, если это происходит в положении лежа.

Расслабление – медитация. Для перевоплощения в сказочных героев детям нужно как можно ярче и выразительнее передать заданный образ. Для этого я предлагаю как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние.

В своей работе я использую различные игровые методы и приемы:

I. Словесная режиссерская игра, в которую включаю и решаю три задачи:

а) воспитываю умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев, природных явлениях. Спрашиваю у ребенка: «какая музыка, грустная или веселая, быстрая или медленная, что можно делать под такую музыку, весело играть на полянке или плакать?» По характеру музыки дети начинают вспоминать, что происходит с героями сказки;

б) с помощью лексических средств (прилагательных, наречий) помогаю детям определить свои эмоции, чувства и выразительно интонировать голоса героев с разной силой голоса;

в) знакомлю с образными выражениями и сказочными повторами, активизирую в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Широко применяю игры, в которых ребята продолжают высказывание взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова. Старшие дошкольники продолжают фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

II. Психогимнастика.

В использовании данного метода решаю две задачи:

а) побуждаю к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний детей, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Дети показывают не только эмоциональные состояния героев, но и передают через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления;

б) вместе с детьми отображаю эмоциональные образы в темпоритме. Выполняем упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки, что способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

III. Совместная импровизация с детьми.

Предлагаю разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

IV. Рисование.

Рисуем с детьми сказочных героев и ситуации для воссоздания мыслительно-представляемых эпизодов и эмоциональных. Обсуждаю с детьми, как можно воссоздать образ героя с помощью красок. Дети проникают в сферу мыслей героев, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого эмоционального подтекста.

Метод «логосказок» универсален и в том плане, что с его помощью можно решать проблемы детей любой социальной категории, будь это ребенок из социально-неблагополучной семьи, с задержкой психического развития или тяжелым нарушением речи.

«Логосказки» оказывают психокоррекционное воздействие как на внутренний, так и на внешний мир ребенка, что обеспечивает необходимую эффективность работы. Предложенная мною методика способствует формированию у детей интереса к сказке, сказочным героям и речевой деятельности, поддерживает положительные отношения к занятиям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционной работе, обучении и воспитании.

Количество просмотров: 10793  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы