Хочу стать космонавтом! Экспресс-курс подготовки в космонавты для старших дошкольников

 
 

Плеханова Светлана Геннадьевна,

методист первой квалификационной категории

МКУ ДО ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска

 

Хочу стать космонавтом! Экспресс-курс подготовки в космонавты для старших дошкольников

У маленьких детей интерес к теме космоса просыпается уже в 3-4 года. Рано? Думаю, что нет. Детям этого возраста интересно все. В том числе, почему звезды светятся? Далеко ли до Солнца? Какие есть планеты? Кто на них живет? Как можно добраться до соседних звёздных миров?… Космос для них простой и таинственный, недосягаемый и близкий. Изучая тему Космоса, дети не только узнают, как устроен окружающий мир, но и осваивают опыт социокультурной деятельности, накопленный поколениями, постигают, что такое хорошо и плохо, осваивают нормы человеческих взаимоотношений в коллективе, формируются как личности. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы эта тема была интересна и доступна для малышей сейчас, и вместе с тем, не утратила интереса в будущем?

Сегодня информации по любой проблематике не счесть. Тема космонавтики не является исключением. Издается масса книг. Интернет-ресурсы изобилуют статьями, яркими картинками, видео-трансляциями, в том числе, с Международной космической станции. В таком потоке информации не просто разобраться даже взрослому человеку, что говорить о ребенке. Кроме того, картинки из книги или экрана монитора не дают ребенку опыта эмоционально-чувственной деятельности, не пополняют его багаж взаимодействия с окружающими его людьми и миром.

Что же тогда делать? Играть.

Специально для дошкольников, посещающих Большой новосибирский планетарий, мы разработали игровую познавательную программу «Хочу стать космонавтом!». Большое количество положительных отзывов дает нам право говорить об успешности этого опыта. Нашу программу мы проводим в Звездном зале. Вместе с тем, нет сомнения, что эта методическая разработка может быть полезна воспитателям детских дошкольных учреждений, так как ее легко можно адаптировать к условиям детского сада и проводить с малышами в группе или на детской площадке.

Вся программа условно разделена на 7 блоков, каждый из которых позволяет детям проявить себя в разнообразных видах деятельности, и способствует решению задач, связанных с формированием и развитием различных качеств личности дошкольника. Задания, применяемые в игре, могут быть заменены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Предлагаем программу Вашему вниманию.

Экспресс-курс космической подготовки.

Цель: содействие процессу формирования и развития личности старшего дошкольника средствами досуговой деятельности

Задачи:

– формирование познавательного интереса дошкольника;

– содействие процессу формирования эмоциональной сферы личности ребенка;

– развитие познавательных психических процессов;

– формирование навыков взаимодействия в группе;

– развитие двигательной сферы личности дошкольника;

– организация содержательного досуга.

Возраст детей: 5-6 лет.

Ход программы

Педагог: Добрый день, ребята! На нашей планете много интересных мест, а сколько их в Космосе – вообще не счесть! А потому, здорово было бы отправиться в космическое путешествие, не правда ли?

На сегодняшний день за 56 лет освоения космического пространства более 500 космонавтов побывали в Космосе и смогли с Орбиты взглянуть на нашу голубую планету. Получается, что примерно 10 космонавтов в год отправляются в Космос. Потому как дело это не легкое, требующее особой подготовки. И не многие способны пройти все испытания, выдержать все экзамены. Поэтому Центр Подготовки Космонавтов в этом году объявил экстренный набор в отряд будущих космонавтов и передал нам право отбирать кандидатов. Есть среди вас те, кто желает попробовать свои силы? Возможно, кто-то из вас сможет стать самым молодым космонавтом за всю историю Космонавтики. Ну, раз желающих много, то мы начинаем наш экспресс-курс космической подготовки.

Для начала проверим, сколько у нас девочек-космонавтов и мальчиков-космонавтов. Все вместе повторяйте за мной слова и движения.

Раз звезда, два звезда (поочередно показывают ладони)

Мы – космонавты хоть куда (показывают большой палец)

Мы науки изучаем, (делают вид, что читают книгу)

На ракете мы летаем! (выпрямленные руки по сторонам)

Мы не белочки! Мы девочки! (произносят только девочки)

Мы не зайчики! Мы мальчики! (произносят только мальчики)

Блок № 1. Физическая подготовка

Педагог: Подготовка космонавта к космическому полету длится около 10 лет, и каждый день расписан буквально по минутам. Прежде всего, для полета в Космос нужно очень хорошее здоровье, а потому начнем мы с физической подготовки. Дружно за мной все слова повторяйте, и движения делать не забывайте.

Игра «Хочешь в космос полететь, то делай так..»

(Проводится игра по принципу «Если нравится тебе, то делай так…»)

Хочешь в космос полететь, то делай так (щелкаете пальцами)

Хочешь в космос полететь, то делай так (щелкаете пальцами)

Хочешь в космос полететь, то выполняй все хорошо.

Хочешь в космос полететь, то делай так (щелкаете пальцами)

Хочешь в космос полететь, то делай так (хлопаем в ладоши, топаем ногами, дергаем за ухо, за нос и т.д.)

Заканчиваем игру словами: Хочешь в Космос полететь, то делай все! Все движения, которые вы делали в течение игры, повторяются друг за другом.

Блок № 2. Работа в команде

Педагог: Чаще всего космонавт живет полгода на борту Международной космической станции. Это дом космонавтов, космическая лаборатория, из которой выйти космонавты не могут. В таких условиях, конечно, требуется умение работать очень дружно, всегда приходить на выручку друг другу. Сейчас посмотрим, насколько вы – дружная команда!

Конкурс «Доставка лунного грунта»

Формируем из ребят две команды, которые располагаются в две линии напротив друг друга. Каждая команда должна передавать камешек друг другу от первого участника до последнего. Команда, быстрее справившаяся с этим заданием объявляется победителем.

Блок № 3. Дружба

Педагог: Конечно, когда отряд так долго находится вместе – завязывается крепкая дружба. А способны ли вы так дружить?

Игра: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Ребята встают с мест в общий круг. Ведущий проговаривает слова и показывает движения. Ребята повторяют слова и движения:

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева.

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева.

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч "Я"!

Блок № 4. Управление кораблем

Педагог: Итак, мы с вами сейчас пройдем еще один этап подготовки. Это управление космическим кораблем.

Игра: «Космический полет»

Ребята садятся на стульчики. Все, кто сидят на боковых местах – поднимают руки в стороны – это крылья нашего корабля. Все, кто сидят посередине – двигатели, поэтому все игроки имитируют их звуком «вж – вж – вж». При этом всем ребятам необходимо выполнять команды ведущего: «метеорит слева» – все дружно наклоняются вправо (и наоборот); «горючее» – означает, что все (кроме «двигателя») должны глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; «невесомость» – взяться за руки, чтобы не улететь; «перегрузка» – наклониться вперед и т.д. Начинается отсчет: 10, 9, 8 … пуск! Команды нужно произносить четко и быстро, сопровождая «полет» «космическим пейзажем».

Блок № 5. Знания

Педагог: Что ни говори, но чтобы быть космонавтом нужно знать очень много и обо всем! Изучать разные науки и хорошо в них разбираться! Кажется, что космонавты могут ответить на любой вопрос! А вы можете? Сейчас узнаем.

Игра: «Что хотите говорите..»

Ведущий задает вопросы, а дети хором на них отвечают, да или нет.

Что хотите, говорите, а у вишни красный цвет….

Что хотите, говорите, спутников у Марса два….

Что хотите, говорите, рыбий жир вкусней конфет…

Что хотите, говорите, есть на карте города…..

Что хотите, говорите, спутник у Земли – Луна…

Что хотите, говорите, в море сладкая вода….

Что хотите, говорите, а хвостатая комета – есть летящая планета…

Что хотите, говорите, в космосе стоит жара….

Что хотите, говорите, до ближайших к нам планет доберемся без ракет…

Блок № 6. Внимательность

Педагог: Весь день космонавта на корабле расписан по минутам. Массу дел нужно успеть сделать. Это: и провести научные опыты, и отремонтировать пробоины в случае попадания метеорита, и сделать различные замеры, графики и записи, и посмотреть на Землю, как бы там чего не происходило, и в случае опасности предупредить землян об этом, и много всего. И это при том, что нужно еще и управлять самим кораблем! И конечно, несмотря на загруженность, космонавт обязан быть очень внимателен при выполнении всех этих заданий. А вы достаточно внимательные?

Игра: «Летает/не летает»

Ребята садятся на стульчики. Ведущий задает вопрос. Когда дети услышат название предмета или живого существа, способного летать, они должны развести руки в стороны, имитируя полет. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях.

Летит, летит ракета? Летит, летит конфета?

Летит, летит комета? Летит, летит котлета?

Летит, летит планета? Летит, летит карета?

Летит, летит Луна? Летит, летит сосна?

Летит, летит метеор? Летит, летит помидор?

Летит, летит оса? Летит, летит колбаса?

Летит, летит орел? Летит, летит осел?

Блок № 7. Космос

Педагог: Ну, вы многому уже научились и проявили себя как настоящие космонавты. Поэтому пора отправиться в Космос!

Игра: «Ракета хорошего настроения»

Ведущий произносит реплику, сопровождая ее движением, а зал отвечает, повторяя то же самое движение:

- К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).

- Есть приготовиться!

- Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)

- Есть надеть скафандры!

- Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)

- Есть пристегнуть ремни!

- Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)

- Есть контакт!

- Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)

- Есть ключ на старт!

- Включить моторы!

- Есть включить моторы!

- Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)

- Вжик, вжик, вжик.

- Начать отсчет времени! (все вместе считают: "10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1")

- Пуск!

- Ура! (бурные аплодисменты)

Заключение

Педагог: Теперь, когда вы так достойно прошли все испытания, могу с уверенностью сказать, что вы – дружная команда! Каждый из вас как настоящий космонавт, сильный, смелый, ловкий, умелый! С вами точно можно в Космос полететь! Теперь нужно только немного подрасти и не переставать заниматься, тренироваться и конечно мечтать о полетах! Удачи, вы на правильном пути!

Завершить такое занятие мы предлагаем детям показом любой из серий проекта «Космос 360».

Количество просмотров: 7940  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы