Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств

Реалии сегодняшнего и завтрашнего дня бросают вызов системе образования, где дети получали готовое знание. В настоящее время наиболее востребованными в профессиональной деятельности становятся специалисты, которые умеют творчески подходить к решению задачи, создавать свой новый креатив-продукт. Человек, который способен гибко, нестандартно подходить к проблеме, обладающий огромным потенциалом творческого мышления, будет успешен не только в профессиональном, но и в личном плане.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) хороша тем, что помогает детям научиться самостоятельно искать возможности для решения проблемы, задачи, устранения противоречия. Она развивает у детей умение находить множество подходов в поставленном задании, нестандартное мышление, компетентность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Необходимые ступени метода – это умение ребенка сравнивать (находить общее и различное), овладение навыками придумывать новое, синтезировать явления и на их основе изобретать новые, воспитание отважности и смекалки в решении любой задачи, развитие способности видеть различные стороны явления и многое другое.

Теория решения изобретательских задач – это уроки, на которых ребята обретают радость творческих свершений. Игры с использованием технологий ТРИЗ способствуют расширению кругозора детей, развитию нестандартного мышления, фантазии, логики, активизации познавательной деятельности детей и интереса к изучаемому материалу.

Игра Веселые нотки

Область применения: сольфеджио подготовительный и 1 класс.

Цель: закрепить названия нот, их расположение, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, задавать вопросы по предложенной теме.

Ход игры: Заранее распределяем, кто из детей какой нотой будет. Они уже знают, в каком порядке идут ноты, и где они располагаются на нотном стане. Дирижер (один из детей) подает сигнал, и дети-нотки начинают бегать или танцевать под быструю плясовую. Вновь подается сигнал. Ноты выстраиваются в порядке и говорят слова: «Ноты выстроились в ряд – получился звукоряд». Затем поют под гамму до мажор. Далее дирижер (с помощью преподавателя) задает загадки, на которые отвечают те ноты, к которым они относятся:

1. Нота на добавочной линеечке… (ответ: до)

2. Нота между ре и фа… (ми)

3. Нота ниже си… (ля)

4. Что общего между нотой соль и ми? (они на линейках)

5. Из каких нот вырастает овощ? (фа, соль)

6. Без какой ноты повар ни один суп не сварит? (соль)

7. В каких именах спрятались нотки? (КоЛЯ, ЛюдМИла, ВаСИлий, ФАина, ФёДОр, АндРЕй, АсСОЛЬ)

8. В названиях каких сказок и рассказов спрятались ноты? (РЕпка, ФеДОрино горе. МИшкина каша, ГуСИ-лебеди, СОЛЬ дороже золота, ЛЯгушка-путешественница, ФАнтазеры и т.д.)

Затем вновь раздается сигнал, и игра продолжается.

Игра «Веселые интервалы.

Область применения: подготовительный и 1 класс сольфеджио.

Цель игры: закрепить знание о музыкальных интервалах, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, уметь задавать вопросы по предложенной теме.

Ход игры: Проводится по аналогии с игрой «Веселые нотки». Вместо гаммы интервалы поют интервальную песенку [5, с.39]. Далее дирижер задает загадки, на которые также отвечают те интервалы, к кому это относится.

В каком интервале шесть ступеней? (ответ: секста)

Какой интервал идет после терции? (кварта)

Какой интервал идет перед секстой? (квинта)

Сколько ступенек в септиме? (семь)

Сказку «Три медведя» с каким интервалом можно сравнить? (терция)

С какой сказкой можно сравнить септиму? («Семеро козлят», «Семь Симеонов»)

И т.д.

Игра «Угадай интервал»

Область применения: сольфеджио.

Цель: игра позволяет ребятам научиться находить решение по заданным признакам, воспитывает навык находить нужные признаки.

Ход игры: Один из детей кидает мяч другому ребенку и называет цифру, интервал или еще какие-то параметры, о которых мы договорились заранее. Например,

– Шесть!

– Это секста!

Или наоборот:

– Терция!

– Три!

Еще один вариант:

– Диссонанс!

– Секунда, септима! и т.д.

Игра «Собери интервал»

Область применения: сольфеджио (подготовительный, 1 класс).

Цель: закрепить количественные параметры интервалов, научить детей действовать в команде.

Ход игры: Дети быстро бегут по кругу под музыку, как только музыка останавливается, и преподаватель или ребенок-ведущий произносит название интервала – они должны выстроиться по столько человек в группе, сколько ступеней в данном интервале. Например, ведущий говорит: «Терции!». Дети выстраиваются по трое и т.д.

Игра «Да-нет-ка»

Область применения: слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература.

Цель: это игра, которая помогает детям научиться находить основополагающие признаки предмета, классифицировать, задавать вопросы, которые позволят найти решение задачи, а также учитывать вопросы других, чтобы построить свое предположение.

Ход игры: Один из детей загадывает понятие, из группы, о которой мы договорились заранее. Например, преподаватель говорит детям, что сейчас мы загадываем интервалы. Дети сначала с помощью преподавателя, а затем сами задают вопросы, на которые загадавший отвечает только «да» и «нет». Если ребенок дает ответ и не угадывает, то он на одну игру выбывает. Следующим загадывает тот ребенок, который угадал понятие. Например,

– Это интервал?

– Да.

– Он широкий?

– Нет.

– Он узкий?

– Да.

– Он резкий?

– Да.

– Это секунда.

– Правильно.

Здесь возможны самые различные варианты тем. Например, «Музыкальны инструменты»:

– Это струнный инструмент?

– Нет!

– Это духовой инструмент?

– Да.

– Это деревянно-духовой инструмент?

– Да!

– У него низкий голос?

– Нет.

– У него высокий голос?

– Да!

– Это флейта?

– Да!

Или вопросы по конкретному музыкальному произведению. Например, «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Один из детей загадывает пьесу. Остальные задают вопросы:

– В этой пьесе изображается большое животное?

– Да.

– Оно марширует?

– Нет.

– Оно танцует?

– Да.

– Его изображает контрабас?

– Да.

– Это Слон?

– Да.

И т.д.

Ребята с огромным удовольствием играют в Да-нетку, и эта игра является у нас своеобразным приятным бонусом за хорошую работу в течение урока.

Игра «Теремок»

Область применения: сольфеджио, слушание музыки, подготовительный, младшие классы ДШИ.

Цель: научиться находить общие и различные признаки в предметах.

Ход игры: Мы с ребятами заранее договариваемся, кто и кем будет. Например, это закрепление темы «Интервалы».

– Тук-тук!

– Кто там?

– Я – секунда, а ты кто?

– А я – септима.

– Пусти меня в теремок!

– Пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня похожа.

– Я, как и ты, диссонанс.

– Заходи!

Вариант этой игры: Скажи, чем ты на меня непохож?

– Тук-тук!

– Кто там?

– Я – секунда, а ты кто?

– А я – септима.

– Пусти меня в теремок!

– Пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похожа.

– Я – узкая, а ты – широкая!

– Правильно! Заходи!

Игра «Перевертыши»

Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный и младшие классы ДШИ.

Цель: нахождение главных признаков у предмета и противоположных к нему.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и называет какое-либо понятие, задача ребенка назвать противоположное. Например:

– Мажор!

– Минор!

– Низкий голос!

– Высокий голос!

– Медленно!

– Быстро!

– Скрипичный ключ!

– Басовый ключ!

Постепенно задания можно усложнять:

– Адажио!

– Аллегро!

– Главная партия!

– Побочная!

– Крещендо!

– Диминуэндо!

– Форте!

– Пиано!

– Диез!

– Бемоль!

И т.д.

Игра «Верю – не верю»

Область применения: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.

Цель: находить среди высказываний правильные и неправильные, уметь задавать вопросы.

Ход игры: Ведущий (преподаватель или один из детей с помощью преподавателя) делает различные высказываний, среди которых есть верные и ошибочные. Кто из ребят согласен – поднимает руку. Кто ошибается – выбывает на один кон из игры. Выигрывает тот, кто останется последним. Например, тема «Музыкальные инструменты»:

– Балалайка – русский народный инструмент…

– Верю!

– У балалайки четыре струны…

– Не верю!

– Гитара – струнно-щипковый инструмент…

– Верю!

– Слово фагот – в переводе означает высокое дерево…

– Не верю!

– Волка в «Пете и волке» озвучивал тромбон…

– Не верю!

И т.д.

Игра «Изобрази»

Область применения: подготовительный, младшие классы ДШИ.

Цель: развивать навык нахождения аналогичных явлений.

Ход игры: Детям раздают детские шумовые инструменты (ложки, тарелки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.).

Преподаватель: Я – гром, люблю греметь и грохотать. Сможете меня изобразить? Дети играют на барабанах. Преподаватель: Я – дятел, и стучу по дереву. Сможете меня изобразить? Дети играют на коробочке. Преподаватель: Я – фея, и умею делать чудеса. Сможете меня изобразить? Дети играют на колокольчике или треугольнике и т.д.

Игра «Придумай загадку»

Цель: развивать умение называть предметы по свойствам и придумывать загадки.

Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.

Ход игры: Преподаватель или один из детей (ведуший) говорит:

– Я – музыкальный инструмент. Я – круглая и у меня есть струны. Дети: Домра!

Тот из детей, кто первый угадал – загадывает загадку следующим.

Ведущий: Я – круглая, и у меня есть родственницы, из которых едят, в них кладут еду. Дети: Тарелки!

Ведущий: Я музыкальный лад, люблю погрустить и приношу в музыку печальное настроение. Дети: Минор!

Ведущий: Я – нотка, люблю играть в домино, всегда добрая. Дети: Нота до!

Игра «А я сомневаюсь»

Цель: развивать навык гибкого подхода, нестандартного видения явлений, умение задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.

Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.

Ход игры:

– всегда ли мажор – это веселое настроение в музыке? А сомневаюсь….

– всегда ли минор – грустное настроение? А я сомневаюсь…

– всегда ли в марше бодрый подвижный характер? А я сомневаюсь…

И т.д.

Игра «Придумай загадку»

Цель: развивать умение называть предметы по свойствам, придумывать загадки.

Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.

Ход игры:

– Треугольная, но не крыша, со струнами, но не гитара…

– Балалайка!

– Пишется на нотном стане, но не нотка, ключ, но не открывает дверь.

– Скрипичный ключ!

И т.д.

В заключение хочется отметить, что вышеперечисленные игры всегда с огромной радостью встречаются детьми на уроках сольфеджио, слушания музыки, и, конечно, можно констатировать, что использование ТРИЗ-технологий, несомненно, не только способствуют развитию мышления ребенка в целом, но и формируют интерес к предметам музыкально-теоретического цикла, а также воспитывают навыки работы в коллективе и творческий подход к решению задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гин А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое.

2. Гин С. Мир фантазии. Учебно-методическое пособие. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 176 с.

3. Кашкаров Андрей. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей. Солон-Пресс, 2017. – 124 с.

4. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. – 207 с.

5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) Изд-во: Аркти, 2010. – 76 с. (Серия: Растем умными (Технология ТРИЗ)).

6. Сиротина Т. Музыкальная азбука. М.: Музыка, 2004. – 96 с.

7. Тамберг Ю. Как научить ребенка думать.

Количество просмотров: 8194  

Добавить комментарий

Target Image
1. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)
2. «Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников
3. Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе
4. Детское движение – условие для социального самоопределения личности
5. «Открой свою Галактику!»
6. Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
7. Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»
8. Творческие способности младших школьников – основа успеха и хорошего настроения
9. Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности
10. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
11. Роль корригирующей гимнастики на занятиях классическим танцем для формирования правильной осанки у детей
1. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы