Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе

 
 

Румянцева Анастасия Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе

Каждый человек любого возраста является частью того или иного коллектива. Именно в коллективе происходит активное развитие личности, формируются общественные отношения, и развивается совместная деятельность всех участников. Среди многообразия коллективов особую роль играет детский коллектив, так как в детском возрасте развивается процесс формирования базисных качеств личности и закладываются культурно-нравственные ценности ребенка. Именно поэтому теория развития детского коллектива остается весьма актуальной темой для обсуждения и на сегодняшний день.

Одной из важных характеристик детского коллектива является климат. К сожалению, на сегодняшний день нет ясного понимания этого термина. Не существует и общепринятого смысла понимания как проявляется позитивный и негативный микроклимат в коллективе. В связи с этим каждый педагог в силу своих накопленных знаний и фантазии вкладывает свое определение в термин «микроклимат». Одним из первых определил содержание социально-психологического климата В.М. Шепель: «психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [5.c18]. Также необходимо отметить, что микроклимат включает в себя не только отношение членов коллектива между собой, но и то, как человек себя ощущает в этом коллективе, насколько удовлетворен от совместной деятельности. Ведь только в благоприятной атмосфере ребенок может развиваться и получать позитивный опыт от взаимодействия со своими сверстниками. Неслучайно известный педагог А.С. Макаренко придавал большое значение «мажорному тону (стилю)» взаимоотношений в коллективе. Бодрость, готовность к полезным действиям, сплоченность детей ради общей цели приводят не только к развитию коллектива, но и к совершенствованию личности ребенка. Еще один из выдающихся педагогов А.Н. Лутошкин указывал на «эмоциональный потенциал» коллектива. Если есть некая «жизненная энергия» в каждом ребенке, то в дальнейшем она может стать хорошим стимулом для реализации успешной деятельность коллектива в целом [4. C.36].

Рассуждая о важности «психологического климата», «мажорного тона» или «эмоционального потенциала», прежде всего педагогу необходимо задумываться о том, как и с помощью чего будет достигаться положительная атмосфера, которая будет отражением состояния каждого из детей в коллективе. Так как микроклимат должен выполнять две основные функции: стимулировать продуктивную совместную деятельность коллектива и определять самочувствие каждого ребенка, то на основе этого были определены следующие способы по формированию позитивного микроклимата.

Одним из главных способов является коллективная творческая деятельность. Данный способ представляет совместные творческие дела: участие детей в конкурсах, соревнованиях; совместные походы, экскурсии, поездки; цикл театрализованных представлений, игр; создание творческих поделок, рисунков. Этот способ направлен на становления групповой сплоченности и установление взаимоотношений ребят в коллективе. Перечисленные виды творческих дел способствует развитию общей цели коллектива, где каждый из участников не только несет ответственность за общее дело, но и вносит свой индивидуальный вклад. Тем самым каждый ребенок развивает свои собственные способности и становится частичкой коллективной творческой системы. Так же возможно создание определенных традиций, обычаев присущих коллективу. К примеру, подготовка поздравлений каждому участнику коллектива на день рождение. Создание «Дней добрых дел», «Дней улыбок и объятий», «Дней здоровья». Таким образом, все участники коллектива участвуют в творческой деятельности, развивая свои способности, и устанавливают общие ценности и традиции своего коллектива.

Следующий способ по формированию позитивного микроклимата может быть арт-терапия. Используется проективный рисунок, тема которого задается педагогом коллектива или выбирается самостоятельно всеми участниками. Темы могут быть следующими: «Какой я», «Я среди друзей», «Я в данном коллективе», «Каким я кажусь окружающим», «Мое настроение в коллективе». Данная тематика способствует выявлению самочувствия конкретного ребенка и дает возможность в дальнейшем корректировать его состояние в коллективе. Другой вариант рисования, когда вся группа рисует одну картину. В этом случае обязательно провести обсуждение вклада каждого из ребят в работу всей группы и особенности общения всех участников рисования. Педагог же может выявить эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого участника в отдельности по цвету и характеру нарисованных деталей.

Логотерапия (разговорный способ). Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми, обсуждая их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Можно предложить также использование вербальных игровых упражнений, способствующих познанию друг друга и взаимопониманию. Это такие упражнения, как «Интервью», «Знакомство-представление», «Мои насущные проблемы ...». Данный способ не только развивает коммуникативные навыки, но и устанавливает более прочные связи среди участников коллектива, поскольку основывается на доверие и развитии способности ребят к эмпатии.

Поскольку микроклимат – это не только система отношений между детьми и педагогами, но и так же и взаимоотношения с родителями обучающихся, то следующий способ по формированию позитивного микроклимата направлен на взаимное сотрудничество трех составляющих. Натуртерапия – воздействие природой на эмоциональное состояние детей. Такой способ лучше использовать совместно с родителями и детьми. Это могут быть не только выезд всего коллектива на природу, но и посещение зоопарка, походы в различные парки города. Дети познают красоту мира не одни, а всей семьей открывают что-то новое и интересное. Происходит воссоединение тесных связей семьи с природой, а тем самым налаживаются отношения внутри семьи. Таким образом, дети получают массу впечатлений, которые в дальнейшем позитивно влияют на их настроение и настрой на предстоящую учебу.

Все перечисленные способы могут быть использованы в работе с коллективом по формированию позитивного микроклимата. А для того, чтобы микроклимат не был проблемой для педагогов, то необходимо не только знать теорию развития детского коллектива, но и самому педагогу уметь фантазировать и творить волшебство для детей. Находить новые решения для благоприятного сосуществования всех связующих сторон, родителей, педагогов, а главное детей.

Список использованной литературы

1. Аникеева, Н. П. Организация психологического климата в детском коллективе / Н. П. Аникеева // Сибирский учитель. - 2007. - N 1. - С. 26-29.

2. Аникеева, Н. П. Феномен воспитания в современной педагогике: монография / Т. А. Ромм, Н. П. Аникеева, Г. В. Винникова, Е. В. Киселева, В. П. Пивченко. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – 221 с.

3. Дейч, Б.А. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: монография / Б.А. Дейч, И.Ю. Юрочкина – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 287 с.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978.

5. Шепель В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 17-21.

Количество просмотров: 9812  

Комментарии

хорошая статья

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)
2. «Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников
3. Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе
4. Детское движение – условие для социального самоопределения личности
5. «Открой свою Галактику!»
6. Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
7. Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»
8. Творческие способности младших школьников – основа успеха и хорошего настроения
9. Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности
10. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
11. Роль корригирующей гимнастики на занятиях классическим танцем для формирования правильной осанки у детей
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы