Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности

 
 

Кочан Маргарита Андреевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Шатровая Анна Александровна,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,

художественный руководитель образцового хореографического коллектива танцевальная школа-студия "Грация"

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности

Социализация в научных кругах выступает как феномен, объединяющий социальную структуру общества, социальную жизнь людей, потребности и стремление личности к самореализации.

Одним из эффективных средств социализации детей, является грамотно выстроенная система работы в хореографическом коллективе. Основной характеристикой хореографического коллектива является его способность гибко и мобильно приспосабливаться к потребностям социума, благодаря чему успешно создавать условия для саморазвития и своевременной самореализации детей и подростков. В хореографическом коллективе формируется необходимая социальная компетентность, наблюдается его стремление и умение правильно, и результативно взаимодействовать с социальным окружением, закладывается основа дальнейшей успешной адаптации в обществе, выстраивается психологическая уверенность обучающихся в своем дальнейшем профессиональном и личностном становлении.

Рассмотрим систему работы, направленную на саморазвитие и социализацию обучающихся, в образцовом хореографическом коллективе танцевальной школе-студии «Грация».

Программой школы-студии предусмотрен ряд пунктов для более полного и всестороннего развития личности:

1. Традиции коллектива;

2. Система мотивации;

3. Возможность реализации себя в профессии хореографа.

Разберем более подробно каждый из вышеперечисленных пунктов образовательной программы школы-студии.

1. Традиции коллектива:

– Участие в концертах (на 1 сентября, на День учителя, в школах, детских садах, лагерях отдыха, санаториях, на различных развлекательных мероприятиях);

– Участие в танцевальных конкурсах и фестивалях (районных, городских, региональных, Международных в России и за рубежом);

– Просмотр видеоматериалов образцов хореографического искусства;

– Просмотр и анализ мультимедиа- и видеоматериалов с концертов, и конкурсов;

– Просмотр выступлений хореографических коллективов города;

– Посещение театров, танцевальных спектаклей, выставок;

– Участие в мастер-классах по хореографии, лепки из глины, рисованию и иной творческой деятельности;

– Ведение портфолио (дневник личных планов и достижений);

– Посещения сдачи нормативов (танцевального экзамена) других групп студии, а также выставление собственной оценки в ходе нормативов;

– Организация творческих и развлекательных программ, капустников, дискотек.

Традиции подчёркивают и подкрепляют историческую и творческую значимость коллектива, показывают детям перспективу развития, их творческий путь и возможности. Создаёт мощную мотивацию к занятиям, так как обучающиеся видят, к чему надо стремиться и каких высот можно достичь.

2. В школе-студии созданы условия для успешной самореализации обучающихся с разной мотивацией к занятиям танцами:

– кто занимается «для общего развития» – изучают разнообразные танцевальные направления, принимают участие в мюзиклах, танцевальных спектаклях различного уровня (районных, городских конкурсах);

– для кого танцы – не просто хобби демонстрируют свое «мастерство» на региональных, Всероссийских и Международных фестивалях (в студии накоплен богатый опыт по организации таких поездок);

– обучающиеся, которые избирают хореографию своей профессией, получают возможность реализовать широкий спектр своих способностей: становятся сначала помощниками, а потом и самостоятельными хореографами в своей родной студии, и, имея высокий уровень танцевальной подготовки по окончании обучения, поступают в ВУЗы хореографического профиля.

Для каждой ступени программы, будь это те, кто занимается для общего развития, или же воспитанники, которые избирают хореографию своей профессией, отработана система стимулирования интереса к занятиям и поощрения за достигнутый результат. Обозначим некоторые пункты системы мотивации:

– Ежегодное вручение всем без исключения воспитанникам свидетельств об окончании танцевального курса (соответствующих году обучения) и памятных сувениров с символикой студии.

– Выставление оценок в дневник танцора (документ воспитанника школы-студии «Грация» на время обучения). Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы-студии и родителей, а также показателя успеваемости учащегося. По окончанию танцевального сезона лидеры получают звание «Танцор года».

– Конкурс на лучший внешний вид на занятиях. В конце года определяются победители конкурса, набравшие максимальное количество баллов, награждают, фотографируют и фото размещают на стендах, школы-студии.

– Конкурс на лучшее портфолио. Портфолио – это собрание личных достижений, которое подготавливается учеником и показывает уровень достигнутых им результатов на занятиях и активности в делах коллектива. В конце года присуждают призовые места с вручением дипломов и подарков за более полное и оригинальное ведение портфолио.

– Тьюторство – «Выделение» из группы талантливых и способных учащихся-студийцев, проявляющих интерес к профессии хореографа-балетмейстера.

Реализация системы мотивации и поощрения воспитанников, как способа поддержания интереса к занятиям танцами, является немаловажным фактором для построения воспитательной работы в коллективе.

3. Одной из задач школы-студии «Грация» является создание условий для освоения детьми иных форм взаимодействия, общения, жизненного уклада, предоставить им возможности для развития, социализации и реализации себя в профессии хореографа. В решении этих задач педагогическому коллективу помогает технология «Тьюторство». Тьюторы – это лучшие воспитанники в школе-студии, которые привлекаются к реализации учебных курсов и могут выступать в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем педагога). Юные «преподаватели» получают возможность накопить опыт в организации и управлении, а также самим дополнительно продвинуться в содержании собственной хореографической подготовки. В процессе обучения осваивают и закрепляют на практике полученные навыки:

– Контроля и оценки (сдача нормативов и т.п.). Получают опыт сдачи зачета.

– Практикумы (совместное проведение практических занятий, проектных работ). «Тьютор» вместе с педагогом готовят все необходимое для проведения занятий, участвуют в организации занятия.

– Концерты, демонстрации, презентации Портфолио (предъявление результатов деятельности). Помощь «тьютора» в концертной деятельности (организация детей, выполнение разовых поручений). Помощь младшим подготовиться к выступлению, отобрать материалы и оформить разделы личного «портфолио», для того чтобы рассказать сверстникам, педагогам и родителям о своих достижениях и результатах.

Тьюторство как форма взаимоотношений в педагогическом коллективе школы-студии «Грация» сродни многодетной семье, где старшие принимают на себя функции введения младших в совместную деятельность. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед, умение считаться с их интересами. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека. Танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроение, доброжелательность, приветливость – вот черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

Деятельность хореографического коллектива – это постоянный, методически спланированный процесс, направленный на развитие личности в социокультурной среде, это реализация индивидуальных способностей детей и кропотливая работа по интеграции молодежи в жизнь общества.

Количество просмотров: 9216  

Добавить комментарий

Target Image
1. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)
2. «Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников
3. Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе
4. Детское движение – условие для социального самоопределения личности
5. «Открой свою Галактику!»
6. Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
7. Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»
8. Творческие способности младших школьников – основа успеха и хорошего настроения
9. Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности
10. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
11. Роль корригирующей гимнастики на занятиях классическим танцем для формирования правильной осанки у детей
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы