«Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников

 
 

Михайлова Надежда Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

«Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников

Лето – это время, когда можно забыть про уроки и домашние задания – прямые обязанности школьника, от которых он, однако, устаёт. Летом можно отдохнуть от школы и больше времени уделить своим любимым занятиям: спортивным играм, авиамоделированию, рисованию, дизайну, музыке или просто поехать в летний лагерь, где свои увлечения можно применить на пользу отряда, ведь и спортивный, и творческий талант востребован и в каникулы!

Но если ты не едешь в лагерь на первый сезон, а поездку к бабушке можно отложить, то у тебя есть прекрасный шанс принять участие в разнообразных удивительных событиях лета, которые можно найти в городе. Одно из таких событий – профильная смена «Мастерская под солнцем». Вот уже четыре года в ней участвуют ребята из творческих объединений отдела художественно-прикладного творчества ЦВР «Галактика». Их здесь ждут единомышленники – и дети, и педагоги, увлечённые изобразительным творчеством, знакомые и незнакомые, ведь организация профильной смены подразумевает создание временного творческого коллектива детей, которые в нашем случае, занимаются у разных педагогов и могут вообще не пересекаться во время занятий в течение учебного года.

Что же из себя представляет временный детский коллектив. Временный детский коллектив – это организованное объединение учащихся. Например, лагерь труда и отдыха, экспедиция, группа, отряд. Временный коллектив имеет свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности. Обратите внимание, что коллективы могут иметь свою классификацию по:

содержанию деятельности: учебные, трудовые, научные, художественно-творческие, спортивные и др.;

длительности функционирования: постоянные, временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т. п.) и ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы коллективных творческих дел).

Если обратиться к истории педагогики, ясно, что воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия давно стала осознаваться как необходимое условие организации воспитания детей. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей.

Участвуя в летней профильной смене «Мастерская под солнцем», можно заниматься пейзажным рисованием; принять участие в важной для социализации деятельности во время школьных каникул; найти новых друзей, увлечённых с тобой одним делом.

В течение всего учебного года учащиеся с удовольствием рисуют пейзаж по воображению, изображая различные времена года. Здесь в качестве наглядного материала педагоги используют работы художников-пейзажистов, фотографии состояний природы. В погожие дни мы все вместе с радостью выходим на улицу, но их очень мало в учебном году, и эти выходы довольно редкие. Чтобы восполнить пробелы в изображении этой темы для ребят и была придумана профильная смена «Мастерская под солнцем». У неё есть большие отличия от обычных занятий. Здесь играет роль и наступивший уже летний период, и относительная беззаботность детей, и предстоящие каникулы, и более неформальная атмосфера, и пешие маршруты, а самое главное – количество педагогов! Если во время занятий он всего один на 15 человек, и чтобы получить ответ на свой вопрос ребенку приходится ждать, то здесь у нас четыре педагога на 20 детей и внимания хватает каждому. Именно эта возможность педагога уделить больше внимания и показать наглядный пример каждому, а у обучающегося – возможность получить ответ на свой вопрос и увидеть примеры работ разных педагогов, несомненно является огромным плюсом и не только для учебной деятельности.

 

Помните известную детскую (а, может, и не очень детскую) песенку:

«Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором…..».

О чём она? Ну, конечно, о коллективе – временном или постоянном, разнородном или однородном, но главное – дружном и объединённом общей целью. А ещё о том, что вместе легче добиться конкретной цели, легче победить ложное стеснение и легче оценить себя. Например, один ты стесняешься выйти в свой двор или (О, мурашки по коже, вообще боишься в парк, где куча прохожих!!!), присесть там и спокойно вдумчиво порисовать? Для многих твоих друзей это была бы нереальная задача. А в нашем коллективе – у тебя и всех твоих товарищей есть педагоги, которые в обиду никого не дадут, и сами не обидят, даже если строго следят за дисциплиной. И рисовать ты будешь не один. Нет, свою работу, конечно, ты будешь делать сам. Но другие ребята тоже будут сидеть рядом и рисовать, и это не может не радовать и не вдохновлять, вселяя внутреннее дерзновение, так много значащее в творчестве. А в процессе занятия и в обсуждении работ – и тебя, и всех твоих друзей педагоги похвалят, но обязательно еще посоветуют, на что обратить внимание в будущем. А теперь, имея опыт рисования в парке и на улице вместе с коллективом, видя интерес окружающих к юным художникам и их одобрение, ты, идя в парк или на набережную, будешь брать с собой блокнот и фломастер и не будешь бояться осуждения прохожих. А ещё можно позвать с собой нового товарища или даже нескольких, с которыми ты подружился на профильной смене, приготовить планшет и взять с собой акварели, ведь так здорово рисовать летом и пейзаж, и зверей в зоопарке.

А возникающие трудности можно решить с педагогом, в личной беседе, или, например, с использованием мессенджерей. Уверена, педагог будет счастлив, видя интерес ребенка, и с радостью даст нужный совет. А ещё необходимо помнить, чтобы увлечение обрело материальную форму, нужно только большое желание и совсем немножко возможностей. Главная из которых – научиться правильно распоряжаться своим личным временем и не потерять в каком-нибудь суперсовременном гаджете свои интерес и мотивацию к творчеству и творческому общению. В этом смысле в жизни нашего временного коллектива очень важны родители, их поддержка и внимание. Да и ребята когда-нибудь станут родителями, и будут воспитывать своих детей. И даже покупая им самые лучшие электронные устройства, нужно объяснить им, что с их помощью можно совершать виртуальные экскурсии по многим музеям мира, по Эрмитажу или Лувру, например. А потом, встретив своих друзей, можно обсуждать с ними увиденное. Но и мы, как педагоги, тоже являемся частью временного коллектива. Вместе с вами, детьми, мы преодолеваем своей любовью к творчеству и жару, и холод, и комаров. И тебя тоже учим терпению.

Ну а если на улице сильный дождь? Мы никогда не отменяем занятия! В нашем распоряжении есть техническое оборудование, а в интернете отличные мастер-классы по различным техникам рисования. Мы выбираем самые достойные и опираемся на опыт лучших художников, пошагово рисуя вместе с тобой предложенную в мастер-классе композицию.

Что же у нас получается? Неотъемлемой частью того самого временного коллектива являются и педагоги, и учащиеся, и их родители. И все играют свою, большую роль в этом коллективе. Да и просто прохожие, как выяснилось, оказывают и на этот коллектив, и на отдельную личность, влияние. В большинстве своём, они доброжелательны. Но а если нет? Мы научим тебя действовать благоразумно. В первую очередь, конечно, нужно избегать малолюдных заброшенных мест. Лучше место для пленера выбирать проходимое, но располагаться так, чтобы и не мешать прохожим, и быть на виду. То есть предпринимать некоторые меры предосторожности. Согласна, неприятный вопрос, но очень важный! Такое благоразумие будет тебе необходимо на протяжении всей жизни и предотвратит опасные ситуации.

Ну а какова роль этого временного коллектива лично для тебя, юный художник? Правильно, здесь ты:

– научился рисовать пейзаж с натуры, а не по представлению;

– увидел рисунки своих сверстников и ещё больше увлёкся рисованием;

– получил внимание и поддержку педагогов, а ещё их одобрение и рекомендации;

– увидел свои работы и работы друзей на выставке;

– познакомился и подружился с детьми;

– познакомился с педагогами;

– научился играть в игры, тематически связанные с рисованием;

– почувствовал поддержку родителей и друзей;

– занимался важным делом во время каникул;

– расширил свои знания в области проведения досуга;

– научился не бояться рисовать в окружении незнакомых людей.

Количество просмотров: 6800  

Добавить комментарий

Target Image
1. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)
2. «Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников
3. Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе
4. Детское движение – условие для социального самоопределения личности
5. «Открой свою Галактику!»
6. Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
7. Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»
8. Творческие способности младших школьников – основа успеха и хорошего настроения
9. Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности
10. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
11. Роль корригирующей гимнастики на занятиях классическим танцем для формирования правильной осанки у детей
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы