Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»

 
 

Еранская Наталья Викторовна,

директор МБУДО ДШИ «Гармония»,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 
 
 

Серебренникова Ирина Александровна,

заместитель директора по УВР МБУДО ДШИ «Гармония»,

учитель высшей квалификационной категории,

отличник народного просвещения РФ

 

Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»

«Ты помнишь, как все начиналось…»

Ты помнишь, соратник, как всё начиналось,

Как мы не боялись преград.

Мы вместе стремились, нам вместе мечталось

В цепочке событий и дат…

Детская школа искусств «Гармония» была открыта в 1992 году как школа оркестрового искусства. Всякое новое дело базируется на голом энтузиазме его основателя. Первый директор школы Цибульский Н. А. был таким первопроходцем. Он проповедовал одну важную идею: приобщать к исполнительству на духовых инструментах детей и подростков из неблагополучных семей. А чтобы этим новоявленным артистам было интересно на уроках, он привлекал для работы высочайших музыкантов – профессионалов города Новосибирска, среди которых Алексеев В. А., Лузин В. П., Лукин С. В.

Время шло, диктовало свои требования, ставило новые задачи… И постепенно из кружка оркестровой музыки, где можно было помузицировать просто так, для души, коллектив молодых, но очень энергичных специалистов сформировал уникальную ШКОЛУ духового оркестрового искусства.

«В напевах флейт и труб»

В волшебных звуках флейт и труб

Огонь души слетает с губ,

И, освещая всё вокруг,

Мелодии смыкает круг!

Оркестр – это не просто несколько десятков людей с различными музыкальными инструментами в руках. Это великое содружество музыкантов. Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой, как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день, а годами. Оркестр – это как бы один большой многоголосный инструмент, а дирижер – это музыкант-исполнитель, который на нем играет. Дирижер словно рисует в воздухе картину: взмах руки – словно живописный мазок. А музыканты в оркестре делают эти мазки зримыми, вернее звучащими.

Гордость школы – единственный в районе и уникальный по своему творчеству детский духовой оркестр, основной состав которого – это учащиеся 10-18 лет из социально незащищенных слоев населения Кировского района.

В 2017 году духовой оркестр «Гармония» отмечает свое 25-летие! За эти годы выпускниками оркестра стали более 100 учащихся, которым педагоги и дирижеры Ильдус Хатипович Галимов и Николай Николаевич Демидович сумели привить любовь к оркестровой музыке, сценическую культуру, ощущение коллективизма. Именно духовая музыка в исполнении юных музыкантов создает особое праздничное настроение. Благодаря личным качествам Ильдусу Хатиповичу Галимову удалось не только сплотить коллектив, но и привлечь в его ряды девчонок, а их в оркестре в разные годы было 5 человек! Ведь играть на духовых инструментах не только почетно, но и модно!

Бессменный руководитель оркестра И.Х. Галимов ставит перед участниками коллектива задачи профессионального звучания ансамбля, достижения баланса между инструментальными группами, яркого и эмоционального воплощения музыкальных образов исполняемых произведений. Системная работа, соблюдение оркестровой дисциплины, продуктивный репетиционный процесс – вот главные составляющие для раскрытия творческого потенциала юных оркестрантов.

Постепенно детский оркестр становится востребованным не только в рамках своей школы искусств. С большим успехом проходят концертные выступления на самых разных площадках Кировского района. В репертуаре оркестра произведения классической музыки, обработки военных и праздничных песен, маршей, лучшие примеры оркестровой классики, новые оригинальные аранжировки современных авторов. Такие музыкальные программы, как «В городском саду играет духовой оркестр…», «Нам рано жить воспоминаньями!», «В лучах материнской любви», «В стране музыкальных тембров» были специально разработаны для оркестра и пользуются небывалым успехом у самой широкой аудитории. С 2008 года на базе ДШИ «Гармония» ежегодно проводится Открытый конкурс юных исполнителей на духовых инструментах «Весенние фанфары», организаторами и идейными вдохновителями которого являются педагоги духового отделения. Известен творческий коллектив не только в родном городе, но и за его пределами. С творчеством оркестра хорошо знакомы юные музыканты и жители г. Чулыма, г. Обь.

Духовой оркестр ДШИ «Гармония» – активный участник всех мероприятий концертно-просветительской и воспитательной работы Кировского района, имеет уже свои сложившиеся традиции, среди которых: День открытых дверей «Дом окнами в Детство», «Учитель! Пред именем твоим…», праздник «Мамина улыбка», посвященный Дню Матери, концерт к 8 Марта «Поговори со мною, мама», вечер выпускников «Корабль Детства», концертные выступления для различной категории слушателей:

  • в рамках Декады пожилых людей «Нам рано жить воспоминаньями!», «Осенний букет»;
  • в рамках Декады людей с ограниченными возможностями по здоровью «Мы – вместе, мы – рядом!»;
  • «Свет Надежды» для воспитанников коррекционной школы – интерната №152, имеющих ограничения по здоровью;
  • «О героях былых времен», «На безымянной высоте», посвященные Празднику Победы, которые проходят на различных площадках Кировского района;
  • участие в работе школьной филармонии «Содружество МУЗ»: тематические лекции-концерты «Посвящение в музыканты-оркестранты», «Путешествие в страну музыкальных тембров», «Где музыка берет начало?»  для учащихся МБОУ СОШ № 91, № 109, № 196 Кировского района города Новосибирска;
  • творческое сотрудничество и выступления к праздничным датам на различных сценах города: ДДТ им. А.И. Ефремова, ДК «Металлург», ДК «Прогресс»; библиотека им. П. П. Бажова Ленинского района; областная общественная организация «Дети Войны» и другие.

Духовой оркестр – коллектив сплоченный, в котором каждый чувствует ответственность не только за себя, но и за общее дело. Каждый год в оркестре частично обновляется состав: на смену выпускникам приходят юные музыканты, которые всегда могут опереться на чувство локтя, помощи и взаимовыручки со стороны более опытных музыкантов. Совмещая два вида деятельности (учебную и концертную), каждый из оркестрантов приобретает такие ценные навыки, как работоспособность, умение планировать свое время, ответственность за порученное дело, дисциплина и выдержка.      Учащиеся оркестра занимаются групповой и индивидуальной игрой на духовых инструментах, которые определяют и профильную направленность учебно-воспитательной деятельности ДШИ: флейта, блок-флейта, кларнет, фагот, саксофон, альт, тенор, баритон, труба, туба, валторна, тромбон, ударные инструменты. Отличительные особенности данной программы заключаются в комплексном характере обучения (различные учебные дисциплины и различные способы организации занятий); разножанровости (исполнение музыки народной, русских, зарубежных классиков, эстрадно-джазовой); дифференцированном подходе к обучению. Музыкальное исполнительство на духовых инструментах предусматривает обязательное изучение музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература), что способствует развитию коммуникативных способностей, воспитанию детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности через совместное инструментальное музицирование.

В развитии каждого коллектива бывают взлеты и падения, но педагоги, работающие с участниками духового оркестра, стараются держать исполнительский уровень на должном уровне. Глубокое понимание специфики оркестровой работы, четкое видение и решение всех задач, достижение поставленной цели позволяют добиваться стабильно высоких результатов в работе с детским коллективом. Так, за последние 4 года педагоги духового отделения воспитали 279 победителей и призеров различных творческих мероприятий, среди которых: 138 учащихся – лауреаты международных конкурсов; 16 – лауреаты всероссийских конкурсов, 46 – региональных, 22 – областных и 57 городских исполнительских конкурсов на духовых инструментах.

Сегодня в составе духового оркестра – 25 участников, из которых 10 обучающихся – постоянные победители и призеры исполнительских конкурсов в сольных номинациях. Лучшие участники духового оркестра в течение ряда лет постоянно показывают стабильные высокие результаты исполнительского мастерства на различных конкурсах района, города, области, страны: Ахтамов Максим - неоднократный лауреат областных, городских, всероссийских и международных конкурсов признан лучшим кларнетистом духового оркестра на Областном конкурсе духовых оркестров, обладатель Гран-При международного конкурса «Сибирь зажигает звезды»; Нурсаитов Болат – лучший трубач духового оркестра, победитель Областного конкурса духовых оркестров в номинации  «исполнительское сольное мастерство»; Алдыкешев Ясин, Ильиных Артур, Гаськов Денис, Гофер Андрей,  Коляда Анна, Судакова Анастасия, Деменева Анастасия, Чиркова Маргарита, Матюшин Алексей, Нетребовский Вячеслав, Жуков Владислав – лауреаты международных, всероссийских, региональных, областных конкурсов юных исполнителей на духовых инструментах.

Воспитанники Ранг Евгений и Ольховский Дмитрий за высокие творческие результаты и профессиональное мастерство удостоены Премии Губернатора Новосибирской области для поддержки одаренных детей.

Нурсаитов Болат

Ранг Евгений

Ольховский Дмитрий

За высокие профессиональные результаты, исполнительское мастерство, активную просветительскую и концертную работу духовой оркестр «Гармония» и 17 его воспитанников занесены в Книгу Почета «Золотой фонд г. Новосибирска». В 2016 году духовой оркестр «Гармония» признан Образцовым детским коллективом Новосибирской области.

Многие ребята продолжают свои занятия музыкой в профессиональных и любительских коллективах нашего города, страны, за рубежом и после окончания духового отделения школы искусств.

1. Соколов Денис – саксофон, закончил НМК им. А.Ф. Мурова, руководитель собственного музыкального коллектива, участник телевизионного проекта «Голос»;

2. Соколов Михаил – кларнет, участник семейного музыкального коллектива;

3. Спесивцев Вадим – саксофон, продолжает учебу в г. Санкт-Петербурге, участник студенческого музыкального коллектива;

4. Половников Дмитрий – кларнет, самостоятельно освоил саксофон, руководитель студенческой музыкальной группы;

5. Ахтамов Тимур – кларнет, артист эстрадного оркестра (Украина);

6. Ахтамов Максим – кларнет, студент музыкального колледжа (Украина);

7. Васильев Илья – труба, артист джаз-оркестра НГТУ;

8. Беляева Анастасия – кларнет, продолжает обучение в США, играет в школьном оркестре (г. Майами);

9. Галимов Амир – саксофон, солист джаз-оркестра НГТУ;

10. Ранг Евгений – саксофон, кларнет, солист джаз-оркестра НГТУ;

11. Пнев Михаил – труба, артист джаз-оркестра НГТУ;

12. Кашин Роман – труба, солист симфонического оркестра (г. Хабаровск);

13. Шадрин Роман – баритон, артист Джаз - оркестра НГТУ;

14. Смирнов Павел – саксофон-баритон, артист духового оркестра ДШИ;

15. Лубкина Мария – флейта, артистка Джаз-оркестра НГТУ;

16. Нетребовский Вячеслав – тромбон, артист Джаз-оркестра НГТУ;

17. Пучков Павел – труба, артист Джаз-оркестра НГТУ;

18. Ильиных Артур – флейта, артист Джаз-оркестра НГТУ;

19. Третьяков Вячеслав – флейта, студент НГК (академии) им. М.И. Глинки; артист духового военного оркестра 85-ой дивизии;

20. Третьяков Дмитрий – флейта, артист духового военного оркестра 85-ой дивизии;

21. Деменева Анастасия – саксофон, солистка Джаз-оркестра НГТУ;

22. Авдюшева Мария – ударные инструменты, руководитель собственного коллектива.

Работа духового оркестра неоднократно была представлена в средствах массовой информации. В газете «Известия Кировского района» (№ 16 от 21 мая 2012, № 6 (135), август 2012) опубликованы статьи «Музыкой дыша…», «Гармония во всем», которые посвящены концертной и просветительской деятельности духового оркестра.

Все педагоги, которые работают с юными оркестрантами, смогли своим талантом и потрясающим терпением, удивительным педагогическим мастерством и простыми добрыми словами воспитать большое количество достойных ребят.

Сплоченный коллектив единомышленников педагогов и учеников духовой оркестр «Гармония» проводит огромную культурно-просветительскую, концертную работу по сохранению лучшего наследия инструментального духового исполнительства. Коллектив имеет свои традиции, которые в полной мере позволяют детям пройти школу профессионального и нравственного роста, расширить свои творческие способности, стать достойными гражданами современной России. Деятельность оркестра направлена на усиление духовно-нравственного воспитания детей и подростков, организацию досуга, реализацию творческого потенциала обучающихся, что позволяет оградить подростков от негативного влияния улицы. Комплексное обучение и воспитание в творческом коллективе оркестра «Гармония» имеет социальную направленность на пропаганду здорового образа жизни и профилактику правонарушений.За профессионализм, высокий уровень подготовки учащихся, плодотворную концертную и просветительскую деятельность педагоги духового оркестра И. Х. Галимов, В. И. Симонова, Н. В. Еранская награждены Почетной грамотой Минобрнауки РФ, еще 6 педагогов духового отделения отмечены различными региональными наградами. И. Х. Галимов, В. И. Симонова – победители конкурса «Лучший педагогический работник НСО», Валентина Ивановна имеет звание «Почетный работник общего образования РФ». Педагоги Ю. А. Кудряшов, Д. А. Зарецких, Г. А. Мосин – блестящие мастера своего дела, востребованы и как профессионалы – исполнители, являются артистами Городского духового оркестра нашего города.

Работая с детьми, сложно, а иногда и невозможно сказать, где обучение, где творчество, где воспитание. Главное, что ученики замечательные. Хотелось бы и в жизни стать им нужным человеком. Лишь некоторые из них станут профессиональными музыкантами, однако хочется, чтобы все они стали профессиональными любителями музыки, состоявшимися личностями, любящими и умеющими творить вокруг себя прекрасное.

Жить интересно, не останавливаться на достигнутых результатах – вот принцип работы всего коллектива детского оркестра. Они смело берутся за решение новых задач, расширяют и обновляют репертуар. Ими движет любовь к своему делу и желание добиваться новых побед на достойном профессиональном уровне.

За последнее время мы настолько привыкли к тому, что все хорошее стоит денег, что иное воспринимаем как небывалое чудо. Вот таким чудом и является наша школа, которая вот уже четверть века сохраняет свою уникальность и неповторимость благодаря существованию детского духового оркестра. Сюда приходят ребята из самых разных и порой очень неблагонадежных семей. От «прелестей» уличной жизни их спасает искусство и энтузиазм педагогов-единомышленников. Да, многие не станут профессиональными музыкантами, но заповеди духового оркестра «Гармония» останутся с ними надолго!

Список литературы

1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта. // Методические записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966.

2. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. М., 1977.

3. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

4. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981.

Количество просмотров: 8576  

Добавить комментарий

Target Image
1. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)
2. «Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников
3. Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе
4. Детское движение – условие для социального самоопределения личности
5. «Открой свою Галактику!»
6. Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
7. Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»
8. Творческие способности младших школьников – основа успеха и хорошего настроения
9. Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности
10. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
11. Роль корригирующей гимнастики на занятиях классическим танцем для формирования правильной осанки у детей
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы