Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа

Воспитание психологически здорового человека, является одной из главных целей современного образования. Составляющей психологического здоровья ребенка, является развитой эмоциональный интеллект. В силу возрастных особенностей дети часто находятся в плену эмоций, так как не могут управлять собственными чувствами, это приводит к импульсивности поведения, сложностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Мульт-терапия это одно из направлений арт-терапии. Ее образный, метафорический язык прекрасно подходит для психологической работы с детьми разного возраста. Для дошкольников более подходящим является пассивное направление мульт-терапии – просмотр мультфильмов. С более взрослыми ребятами можно создавать мультфильмы по актуальным проблемам (активное направление).

Дети идентифицируются с персонажами, чьи переживания им близки и изменяя образ персонажа мы можем повлиять на сознание ребенка. Ребята сравнивают себя с персонажами, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление о возможных моделях поведения и последствиях некоторых действий.

В настоящее время существует огромное количество мультфильмов, которые имеют поучительный смысл, в которых заложено решение различных жизненных проблем. В своей работе я предпочитаю использовать советские мультики. Мой выбор для воспитательной цели мультипликационного жанра объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут, являться настоящими учителями оптимизма и толерантности, помогающими решать различные жизненные задачи. Фантазию, необычные образы, картинки, наполняющие мультики, по воздействию можно сравнить с книгами сказок. «Правильно» выбранные мультики путем восприятия на экране сюжета развивают у ребенка не только логические способности и воображение, но и позволяют малышу отвлечься и получить психологическую разгрузку.

Очень важно правильно подбирать материал для просмотра, для этого необходимо четко представлять проблему с которой мы будем работать, задачи, которые нам предстоит решить.

Просмотр мультфильмов оказывает сильное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.

В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются:

– представления о добре и зле;

– правила и эталоны хорошего и плохого поведения;

– умение распознавать чувства и эмоции.

Просматривая «мультики», ребенок учится:

– преодолевать свои страхи;

– бороться с трудностями;

– уважительно относиться к другим;

– дружить;

– сопереживать и проявлять сочувствие;

– позитивно воспринимать себя и т.д.

Все это позволяет ребенку полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Одна из приоритетных задач, стоящая перед нашим дошкольным учреждением, заключается в воспитании личности, не имеющей проблем в общение с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации, не поддающейся негативному воздействию извне, способной правильно оценить понять чувства и эмоции другого человека, для которой понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не является пустым звуком.

С целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста 5-7 лет в нашем МКДОУ реализуется проект «Я и сказочный мир».

Задачи:

– нравственное формирование личности ребенка;

– раскрытьсущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

– знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

– учить видеть эмоциональные состояния другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

– развивать эмоциональную произвольность;

– осознание родителями важности выбора мультфильма, художественного произведения для полноценного развития и становления личности ребенка;

– учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И.Чистякова, Н.Л.Кряжева, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина) и зарубежной литературе.

В качестве основных методов и приемов используются:

– имитационные игры;

– социально-поведенческий тренинг;

– психогимнастика;

– чтение и обсуждение художественных произведений;

– просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

– дискуссия;

– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;

– обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

– примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Мультфильмы подобраны таким образом, что каждый из них рассматривает один из принципов толерантности:

– принятие собственной индивидуальности;

– налаживание диалога;

– внимательное отношение к окружающим;

– умение уважать иное мнение;

– принятие «других» людей.

В ходе реализации проекта была разработана программа «Азбука доброжелательности», которая состояла из 5 игровых сеансов и включала просмотр мультфильмов, посвященных способам поведения в различных (иногда и конфликтных) ситуациях общения (Приложение 1).

Работа по проекту дает следующие результаты:

– повышение уровня групповой сплоченности, изменения во взаимоотношениях между участниками;

– расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в т.ч. и негативных) в конструктивной форме;

– повышение коммуникативных навыков, положительная динамика в проявлении сотрудничества, психологической гибкости

В процессе классификации с учетом воспитательных целей выбранные для работы с детьми мультипликационные фильмы были разделены по группам следующим образом:

Группа № 1

Цикл занятий, основанный на просмотре и анализе мультфильмов о щедрости и жадности, нацелен на формирование у детей нравственных качеств, таких как доброжелательность, отзывчивость, умения учитывать интересы и мнения других.

Цели: развить умение оценивать как свои поступки, так и поступки других людей. Подвести к пониманию, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо. Развить внимательность к партнеру, умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Обратить внимание на проблему понимания человека человеком. Снять напряжение, развить уверенность в себе, стимулировать творческое самовыражение, совершенствовать механизмы саморегуляции. Обучить способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний.

Список мультфильмов:

«Горшочек каши», «Золотая рыбка», «Двенадцать месяцев», «Лиса и заяц», «Мешок яблок», «Просто так», «Чьи в лесу шишки», «Сказка о Золотом Петушке», «Жадный богач», «Алдар - Косе».

Группа № 2

Цикл занятий, основанный на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о доброте, нацелен на формирование у детей отрицательного отношения к злости, жадности и зависти.

Цель: воспитать у детей желание совершать добрые поступки. Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера. Добиться голубого проживания темы и раскрытия понятия «Доброта». Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости нравственных категорий: доброта, любовь, дружба, взаимопомощь, умение прощать. Развить внимание, наблюдательность, зрительную память. Помочь детям осознать свои желания и их направленность. Развить умение выражать свои чувства помощью изобразительных средств.

Список мультфильмов:

«Цветик-семицветик», «Аленький цветочек», «Дядя Степа», «Варежка», «Айболит», «Дамбо», «История игрушек», «Почему у Ласточки хвост рожками», «Алдар – Косе».

Группа № 3

Цикл занятий, основанный на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о дружбе, нацелен на воспитание внимательности, сочувствия, на развитие умения вовремя прийти на помощь.

Цель: раскрыть смысл понятия «Дружба». Способствовать сплочению детского коллектива. Научить рябят внимательному и доброжелательному отношению друг к другу, действовать сообща, доверять друг другу, переживать дружеские чувства, не бояться брать на себя инициативу и высказывать свое мнение. Воспитать чувство ответственности за свои поступки. Развить умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Обучить способам установления причинно-следственных связей и способам отреагирования эмоций в конфликте. Сформировать адекватные формы поведения.

Список мультфильмов:

«Бременские музыканты», «Кот Леопольд, «Смешарики», «Малыш и Карлсон», «Вини - пух», «Умка ищет себе друга», «Львенок и черепаха», «38 попугаев», «Простоквашино», «Грибок – теремок», «Зимняя сказка», «Домовенок Кузя», «Дружба врозь», «Топчушба», «Таинственная пропажа», «Ушастик», «Где искать сон», «Алдар – Косе».

Группа № 4

Цикл занятий, основанный на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о храбрости и трусости, нацелен на воспитание у детей смелости, инициативности, развитие желания защищать слабых, помогать старшим.

Цель: приобщить к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Способствовать попыткам самостоятельно находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях, развитию позитивного отношения к жизни, закреплению положительных эмоций, стимулированию воображения. Воспитать культуру общения, дружеские взаимоотношения. Сформировать умение различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния – напряженность, расслабленность. Развить вариативность мышления. Углубить идентификацию себя со своим именем, сформировать позитивное отношение к своему «Я».

Список мультфильмов:

«Снежная Королева», «Алдар - Косе», «Легко ли быть храбрым», «Гуси – лебеди», «У страха глаза велики», «Соломенный бычок», «Мама для Момонтенка», «АқсақҚұлан», «ҚошқарТеке», «Момын мен Қарақшылар».

Группа № 5

Цикл занятий, основанных на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о правде и лжи, нацелен на формирование у детей нравственных качеств, таких как честность и справедливость.

Цель: сформировать у детей понятие «Правда» и «Ложь, умение выражать характер с опорой на художественное слово. Помочь осознать и усвоить, что говорить правду бояться не нужно, а ложь надо обходить стороной. Способствовать развитию связной речи, внимания, логического мышления. Воспитать чувство сопереживания, желание помочь товарищу. Повысить интерес к просмотру отечественных мультфильмов через использование занимательных вопросов, игр, упражнений. Коррекция страхов. Развить пластичность, координацию движений, силу голоса, интонационную выразительность. Повысить у детей самооценку.

Список мультфильмов:

«Замок лгунов», «Маленький Мук», «Буратино», «Чужая шуба», Алдар - Косе», «Лиса и медведь», «Лиса и волк», «Огурцы».

Группа № 6

Цикл занятий, основанных на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о хвастовстве и скромности, нацелен на коррекцию настроения и отдельных черт характера ребенка.

Цель: расширить и углубить представления о проявление такого нравственного качества как доброта, искренность, скромность. Воспитать желание быть добрым, отзывчивым, внимательным к окружающим. Помочь детям понять, что добрые дела и благородные поступки совершаются не из-за хвастовства и чувства гордыни, и не из-за желания любой ценой заслужить похвалу, а для того, чтобы действительно помочь, искренне, поддержать друга в трудную минуту. Сформировать способность регулировать процессы возбуждения и торможении, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную, и наоборот.

Список мультфильмов:

«Муравьишка-хвастунишка», «Дудочка и кувшинчик», «Три поросенка», «Про Ерша Ершовича», «Братец Кролик и братец Лис», «Хвастливый Заяц», «Тайна страны земляники», «Так, сойдет», «Кот хвастун».

Группа № 7

Цикл занятий, основанных на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о лени и трудолюбие, нацелен на воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

Цель: совершенствовать нравственное развитие детей путем воспитания навыков трудолюбия. Закрепить понятия «Лень» и «Трудолюбие». Дать представление о том, что слово «надо» – есть чувство ответственности и долга. Развить и донести до детей мысль, что только труд, целеустремленность и старание помогут в жизни добиться желаемого. Помочь детям понять смысл пословиц о труде. Научить различать «хорошие» и «плохие» поступки. Воспитать у детей желание знать и соблюдать правила поведения в детском саду. Способствовать развитию творческого воображения и оригинальности мышления. Стабилизировать психические процессы, снять напряжение.

Список мультфильмов:

«Ох и Ах». «Лень», «Волшебная лопата», «Жук-кривая горка», «Кот-рыболов», «Антошка», «Дядя Миша», «Песенка мышонка», «Вовочка в Тридевятом царстве», «Аңшы».

В работе с детьми мультипликацию и современную анимацию я использую как психологическое средство активного влияния на эмоциональную сферу детей через разные сюжетно-ролевые действия героев, представленных в виде движущихся изображений.

При использовании мультипликационного жанра, как метода нравственного воздействия, необходимо:

– серьезно подходить к выбору детской телепередачи или мультфильма, так как зрительные образы оказывают сильное влияние на психику ребенка;

– оградить детей от просмотра мультфильмов с переизбытком насильственных и агрессивных сцен, с отсутствием четкой границы между добром и злом, где плохие поступки персонажей не наказываются, а приветствуются, где женские персонажи наделены мужскими чертами характера и наоборот, от современных мультфильмов с динамичными сценами и яркими вспышками, где герои могут по несколько раз умирать и воскресать, где неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям – чаще всего норма, а не исключение;

– использовать в работе с детьми отечественные и некоторые зарубежные мультфильмы, воспитывающие в ребенке доброту, умение ценить дружбу, учащие искренности и преданности;

– «упакованные» в содержание мультфильмов учебные задачи необходимо преподносить в форме игр и упражнений;

– всегда помнить, что мультипликация – это эффективное средство как в случае решения благородных задач воспитания, так и в случае манипулирования и скрытого управления.

Работа по воспитанию нравственных качеств, основанная на мультипликации и реализованная в рамках дополнительного образования, способствовала формированию у детей первичных представления о добре и зле, доброжелательности, отзывчивости, искренности, трудолюбие, доверие, правдивости, прощении, радушии, уважении, честности. Через сравнение себя с любимыми героями ребята научились позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Работа над мультфильмами способствовала развитию мышления, воображения и памяти.

С целью привлечения родителей к проблеме нравственности в детском саду функционирует семейный клуб «Семь Я», включающий воспитанников детского сада, их родителей и педагогов. Структура занятий семейного клуба состоит из вводной беседы, совместного просмотра мультфильмов и дальнейшего обсуждения, игр и упражнений на развитие эмоций и коммуникативных умений, совместной художественно-продуктивной и творческой деятельности, чаепития.

По вопросам воспитания нравственности среди родителей проводятся опросы, анкетирования, изготавливаются буклеты. С целью развития у дошкольников навыков коллективной творческой деятельности, развития интереса к отечественным мультфильмам, объединения детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла, реализуются совместные проекты, проводятся тематические праздники и развлечения. Для повышения профессионального мастерства педагогов, проводятся мастер-классы, деловые игры, конкурсы, семинары, декады. Через систематическое изготовление информационных стендов, оформление интерьера детского сада, изготовление игр и пособий по формированию нравственных качеств, подбор мини-библиотеки детской художественной литературы нравственной направленности, создание музея мультипликации обогащается предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Перед педагогическим коллективом детского сада стоит перспектива, которую мы видим в разработке тренинговой программы по развитию эмоциональной сферы дошкольников и воспитанию нравственных качеств, создании специальной программы для присвоения детям мультипликационной культуры, в результате чего ребенок сам сможет оградить себя от просмотра «негативных» мультфильмов и будет заинтересован лишь в просмотре «хороших».

Взрослым на заметку:

«Как правильно выбрать мультфильм для детского просмотра»

1. Помните, что не каждый анимационный фильм предназначен для детской аудитории. Следует различать мультфильмы для детей и для взрослых. Детские мультфильмы всегда поучительные, добрые, познавательно-развлекательные. Мультфильмы с изображением крови, насилием, ярко выраженной негативной окраской могут нанести вред детской психике.

2. Особое внимание следует уделять мультфильмам, где главные герои женского пола. Излишняя агрессивность или сексуальность героинь многих современных мультиков формирует у ребенка неправильный стереотип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мультфильмы должны воспитывать и прививать в девочках, и в мальчиках моральные ценности и уважительное отношение к женщине. Хорошими примерами таких мультфильмов являются сюжеты про Василису Прекрасную, Царевну-Лягушку, героини которых обладают высокими моральными качествами: честны, добры, трудолюбивы.

4. Немаловажное значение играют также качество и детальность прорисовки мультфильма. Для малышей лучше выбирать мультфильмы с четкими, умеренно яркими картинками и персонажами, без лишних деталей. Хорошо если в мультике все предметы пропорциональны, ведь очень важно развивать у ребенка правильный глазомер.

5. Осторожно относиться к выбору мультфильмов с фантастическими существами (мутанты, люди-пауки, супергерои и т.д.) со сверхспособностями. Ребенок может захотеть повторить невыполнимые подвиги любимых героев. Прежде, чем смотреть мультфильмы такого плана, важно научить ребенка отличать мир фантазий от реальности.

6. При выборе мультфильмов для детей до трех лет отдавайте предпочтения коротким, информационно не перегруженным мультикам – потешкам про животных, основанных на песенках и стихах. Для детей старше трех лет можно добавлять мультики с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, про победу над страхами. В них не должно быть непонятных ребенку этого возраста образов и отношений. То, что сложно понять, будет пугать и, возможно травмировать. Используйте мультфильмы, в которых пропагандируется добро и добрые качества с обязательным присутствием монологов, где зло всегда наказуемо и не выставляется в положительном свете, в которых цвета не дисгармонируют друг с другом и где не слишком резкое музыкальное сопровождение.

Количество просмотров: 10582  

Комментарии

Отличная статья!!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
3. Инклюзивное образование в детском саду
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
5. Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
6. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада
7. Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
8. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
9. Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа
10. Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице в проектной деятельности
11. Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством игры
12. Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
13. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм
14. «Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников
15. Такая важная игра
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы