Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении

 
 

Киршина Ольга Сергеевна,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 428 г. Новосибирска

 

Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении

Знаете ли вы самое верное средство

сделать вашего ребёнка несчастным?

Это приучит его ни в чём не знать отказа…

Сначала он потребует трость, которую вы держите,

потом ваши часы, потом птицу, которая летает,

потом звезду, которая сияет на небе,

он будет требовать всё, что увидит,

не будучи Богом, как вы его удовлетворите?

Жан-Жак Руссо

Взрослым кажется, что детство – чудная пора, беззаботное время. Казалось бы, какие у детей могут быть проблемы? На самом деле, детство – один из самых сложных периодов в жизни человека. Малыш практически ничего не знает о жизни и окружающем мире, а чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные, ощущаются ярче и острее. Поэтому многие проблемы, кажущиеся взрослым людям пустяковыми, являются для ребёнка непреодолимыми. В детстве имеются специфические проблемы, которых не может быть во взрослой жизни. С другой стороны, многие проблемы взрослых людей имеют свои корни в детстве.

Многие российские социологи и психологи считают ключевой проблемой современного общества ориентацию на потребление. Лидирующие позиции в шкале ценностных ориентиров теперь занимают материальные ценности. То, что нельзя потрогать руками – нравственные и культурные эталоны, отошли на задний план. Вот и пропадают неделями напролёт родители подрастающего поколения, добывая эти самые «главные» ценности. А недостаток реального общения, так необходимого ребёнку, заменяют игрушками, достижениями технического прогресса. Большинство родителей уверены, что если детская комната до потолка завалена куклами и машинками, нет недостатка в средствах для оплаты услуг музыкальной школы, спортивной секции, детского врача или логопеда, то и проблемы будут решены. Но они, как правило, не решаются совсем или решаются частично. Ребёнок продолжает много и часто болеть, поздно начинает говорить, отстаёт в развитии, не желает посещать кружки и секции, выбранные родителями. За всё заплачено! Так чего же ему не хватает? А не хватает человеческого общения, без которого малыш никогда не станет полноценным членом общества. С новыми игрушками нужно научить играть, причём играть вместе. Кружок или секция может нравиться маме с папой, но не развивать природных талантов ребёнка. Для того, чтобы одарённость разглядеть, нужно хорошо знать и чувствовать своего малыша. Для этого нужно с ним общаться, ведь основа взаимопонимания – диалог.

Необходимо рассказывать детям сказки, затем обсуждать их, давать оценку героям и их поступкам, это пополняет словарный запас ребёнка и развивает мышление. Вместо этого большинство родителей предпочитают включить аудиосказку или усадить своего малыша перед телевизором (дабы не мешался под ногами) и включить, в лучшем случае мультфильм, в худшем – отдать сорванцу пульт, чтобы он сам выбирал программу по вкусу. Нередко даже годовалым детям вручают смартфон или планшет. Ребёнок не проговаривает слова, а лишь слушает, как результат – примитивная и бедная речь, скудный словарный запас, формируется задержка психического и речевого развития. Ребёнок копирует поведение любимых персонажей, но они злые и примитивные. Отсюда  увеличение в последние годы количества гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (игре, занятиях и т.п.). Современный ребёнок находится в постоянном движении, его трудно чем-либо заинтересовать, привлечь его внимание. Постоянный и бесконтрольный просмотр телепередач способствует тому, что у детей перестаёт развиваться образно-логическое мышление. Они не умею фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать на кнопки пульта телевизора, планшета, сотового телефона, компьютера. Уходит из детства сюжетно-ролевая игра.

Итог не утешительный – у современных детей повышенный уровень тревожности, агрессивности, они плохо контролируют своё поведение. За ряд последних лет резко снизился уровень познавательного интереса, любознательности и воображения у дошкольников, но повысились эмоциональный дискомфорт и количество детей с эмоциональными проблемами. Дошкольники не умею общаться и самостоятельно принимать решения. У них недостаточно сформирована мелкая моторика, что указывает на неразвитость соответствующих структур мозга.

Что же делать с этими проблемами, как помочь малышам? В своем детском саду мы учим детей общаться! Разбираем и обсуждаем каждую спорную ситуацию (почему произошло, как можно было избежать, как теперь разрешить с помощью слов). Обучаем воспитанников эталонам вежливого обращения друг с другом и взрослыми. Приучаем к элементарным правилам взаимоотношений в коллективе. Для этого используем в воспитательных целях лучшую отечественную и мировую литературу, как можно больше читаем и обязательно беседуем с детьми о прочитанном, учим думать и рассуждать, оценивать поступки героев. В этом же направлении сотрудничаем с родителями – предлагаем списки рекомендованной литературы для каждой возрастной группы и вопросы для обсуждения по прочитанным произведениям. Так же поступаем с мультфильмами, если никак нельзя обойтись без телевизора и компьютера, то пусть смотрят добрые мультики «Союзмультфильма».

Широко используем все виды театрализации (пальчиковый, настольный, би-ба-бо и т.п.). Даем детям возможность фантазировать и воплощать свои сценарии в драматизации. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Принимая участие в ней, дети познают окружающий мир во всём его многообразии через эмоции, образы, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их размышлять, анализировать, синтезировать и делать самостоятельные выводы. С умственным развитием напрямую связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей обогащается,  активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй и эмоциональная выразительность. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют детей сочувствовать персонажам, пропускать через свою душу разыгрываемые события.

  

Кроме того, мы помогаем детям овладеть сюжетно-ролевыми играми. Игра – главное занятие в жизни дошкольника. В ней они отображают всё, что видят вокруг: проявления жизни, деятельность взрослых и их отношение к окружающему. И ребёнок начинает социализироваться, моделируя своё поведение, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и поступки сверстников. К сожалению, у современных детей настолько бедный опыт, что приходиться тратить огромное количество времени на обучение элементарным игровым действиям и помогать в развитии сюжета. Возникает много трудностей при распределении ролей и решении спорных ситуаций внутри игры.

Мы стараемся донести до родителей важность овладения сюжетно-ролевой игрой. Некоторые из них бывают удивлены тем, что ребёнка приходится учить играть, им кажется, что дети рождаются с этим умением. Для работы с родителями в нашем детском саду используются формы обсуждения за круглым столом на родительских собраниях и конференциях, предлагается новая информация на стендах и книжках-раскладушках, используются возможности «родительской комнаты», где демонстрируются красочные, короткие, но информативные презентации по вышеперечисленным проблемам. Именно родители несут ответственность за будущее своих детей. Мы пытаемся изменить их отношение к собственным детям, повышаем их педагогическую грамотность. К сожалению, мы не можем изменить современное общество, но можем попытаться сделать счастливыми наших детей, вырастив их настоящими людьми.      

Количество просмотров: 7618  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
3. Инклюзивное образование в детском саду
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
5. Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
6. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада
7. Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
8. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
9. Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа
10. Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице в проектной деятельности
11. Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством игры
12. Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
13. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм
14. «Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников
15. Такая важная игра
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы