Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»

 
 

Надеина Светлана Олеговна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МБУДО г. Новосибирска «Дом детского творчества «Кировский»

 

Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»

XX век изменил наш быт почти полностью. Мы с легкостью простились с кропотливой трудоемкой домашней работой. Мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем. Ушла тысячелетняя традиция ручного творческого труда. Тем не менее изучение традиционного народного костюма вызывает интерес у подрастающего поколения, являясь еще одним источником познания культуры своего народа.

В Доме детского творчества «Кировский» работает студия декоративно-прикладного творчества «Стиль». Дети в студии занимались различными видами творчества: оригами, аппликацией, декупажем, изонитью, вышивкой. При подготовке к занятиям, просмотре литературы с иллюстрациями, репродукциями с картин великих художников, фотографий из музеев с народными костюмами, всё чаще приходила мысль о необходимости изучения народного костюма. Рассказывая детям о новой заинтересованности и, видя неподдельный интерес в детских глазах, решено добавить новое направление в работе – изучение и изготовление традиционного народного костюма.

В настоящее время народный костюм – это самобытность и восстановление утраченной связи с прошлым.  Народный костюм - это костюм крестьянской среды, который сложился в глубокой древности и дошел до нас практически в неизменном виде.

Основная задача педагога – постараться спасти все, что можно спасти, открыть, изучить и передать новому поколению, ведь народный костюм, это часть нашей культуры, часть нашей души.

Традиционный народный костюм является своего рода образной летописью жизни наших предков. Художественный образ русского народного костюма представляет собой единство формы, материала и декоративного оформления.

Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев, несет в себе неиссякаемые возможности развития у детей художественного творчества.

Особое значение в воспитания подрастающего поколения заключается в ознакомлении детей с различными видами народного декоративно-прикладного ис­кусства, приобщение обучающихся к основам рукоделия, среди которых народный костюм, и все техники, используемые для изготовления костюма, занимает важное место.

Разработанная для студии программа «История народного костюма» построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления. Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

Вся работа в объединении тесно связана с народным искусством, поэтому дети на занятиях первого года обучения знакомятся с историей народного костюма, национальными традициями, народными промыслами. Программа дополнена разделами об обереговых куклах, историческом костюме, народном костюме, о способах конструирования и моделирования одежды, об изучении технологий ручной обработки тканей, а также проводятся занятия по бисероплетению, вышиванию, плетению поясов различными способами, выполнению простых швов.

Детям необходимо дать понятие смысла и значения слова «одежда»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью.  На данном этапе необходимо акцентировать внимание на то, что старинный народный костюм изготавливался не только как одежда, но и нёс функцию оберега. Объясняем, что обязательным атрибутом костюма является головной убор, покрывающий голову женщин, рубаха, пояс...

Необходимо остановить внимание детей на том, что каждый цвет, каждый элемент вышивки, который сопровождает одежду, имеет смысловую основу. Также необходимо знакомить детей с особенностями тканей, из которых шился костюм. Необходимо обращать внимание на то, что костюм изготавливали вручную, и он отражал способности и индивидуальность каждой мастерицы.

Лучше начать с самого простого, чтобы обучающиеся не потеряли интерес к занятиям, и с каждым занятием усложнять задачу, вводя новые понятия и интересные факты, и не забывать про разнообразные материалы. В работе с детьми мы всегда должны помнить о том, что продуктивность работы зависит от заинтересованности ребёнка и педагога.

В первый год обучения дети изучают и изготавливают костюм на куклу, а на второй год обучения – в натуральную величину.

С помощью этого методического приема, обучающиеся, не только закрепляют полученные знания и отрабатывают технологию изготовления костюма, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая, первоначально, куклу в народном костюме, а затем и костюм для себя.

Почему начинаем с куклы? Работа над куклой и костюмом помогает активизировать умственную деятельность, развивает конструктивное мышление. В старые времена девочки, создавая кукол, учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди» - праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы [2].

Перед началом и в процессе работы по изготовлению куклы важно предусмотреть стилистическое единство куклы с элементами выбранного костюма. Внимательно прорабатываются композиционные особенности костюма, тех или иных видов отделки. Элементы и композиционный строй не должны быть случайными, их необходимо гармонично соединить. Здесь важна вариативность компоновки элементов.

Художественный образ русского народного костюма представляет   собой единство формы, материала и декоративного оформления. Раскрыть смысл различных условных и схематических обозначений, помогает использование наглядных пособий. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей, методических материалов. Эффективно влияет на методы организации познавательной деятельности обучающихся применение технических средств обучения. Так же в процессе работы часто используются музыкальное и звуковое оформление (народная музыка: дудки, рожок, свирель и устное народное творчеств: стихи, песни, частушки). После завершения дети придумывают или подбирают частушки, пословицы, поговорки, связанные с темой работы [3].

По изучению разделов программы, организуется выставка выполненных практических работ, проводится обсуждение выставки с ребятами, родителями, гостями. Здесь на сцену выходит изготовленная собственными руками кукла. Она как бы снова выходит «на люди», может и приобретая новый, современный смысл, но оставаясь для ребенка чудом, выполненным своими руками. Она несет тепло, волнует взгляд и сердце, и навсегда остается зримым посредником между миром детства и миром взрослых.

Дети, прошедшие первый курс обучения по программе, могут свободно ориентироваться в многообразии исторической одежды, в истории моды, воплощать теоретические знания в прикладном творчестве: выполнять эскизы костюмов.

Сегодня народное искусство и традиционная культура России начинают занимать достойное место в образовании, как в школьном, так и в дополнительном. Русский народный костюм имеет неисчерпаемый образовательный, воспитательный и эстетический потенциал [1].

Занимаясь изготовлением кукол, воспроизведением деталей костюма, а затем и непосредственно созданием традиционного народного костюмов в нашей студии нам удается прикоснуться к истории русской культуры, познакомиться с ее нравами, обычаями, традициями. Народная кукла становится образцом для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная кукла дает уроки техники и технологии, формообразования и художественного конструирования по ткани.

Незаслуженно утраченный интерес к изготовлению одежды и различным видам декоративно – прикладного творчества в последние годы возрождается и снова становится увлечением многих людей. В современных условиях в некоторых семьях это является дополнительным источником пополнения бюджета семьи. Приобщение детей к различным видам работ – это и подготовка к будущей семейной жизни. Ведь основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны каждому человеку.

Предлагая знакомить детей с историей костюма и моды, через декоративно-прикладное творчество и создание швейных изделий, программа студии развивает природные задатки, помогает реализовать интересы детей и развивает у них общие, творческие и специальные способности. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков, не является целью построения образовательного процесса, а становится средством всестороннего развития ребенка и его способностей.

Список литературы

1. Боголюбова О.Л. Программа кружка «Конструирование и моделирование одежды» [Электронный ресурс]. – http://ctrigo.ucoz.ru/index/programma_khudozhestvenno_ehsteticheskogo_napravlenija_quot_konstruirovanie_i_modelirovanie_odezhdy_quot/0-70

2. Лесных Л.Н. «НАРОДНАЯ тряпичная кукла»: методическая разработка занятия [Электронный ресурс]. – https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiyanarodnaya-tryapichnaya-kukla-2068533.html

3. Пак Л.П. «Новые методы в преподавании народных росписей»: методическое пособие [Электронный ресурс]. – https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/12/15/metodicheskaya-razrabotka-novye-metody-v

Количество просмотров: 5469  

Добавить комментарий

Target Image
1. Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи
2. «Азбука юного россиянина»: система гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами различных предметных областей
3. Многоаспектность патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования
4. Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования
5. Организация патриотического воспитания через проектную деятельность в условиях современного образовательного учреждения
6. Обеспечение принципа разноуровневости при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Защитники Отечества» детского патриотического объединения «Ратибор»
7. Роль раннего патриотического воспитания в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
8. Пути формирования патриотического сознания. Из опыта организации образовательной деятельности музыкально-художественного структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика»
9. Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
10. Педагогический проект «Волшебный мир дизайна»
11. «Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков
12. Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»
13. Проект «Все лучшее в тебе»
14. Учреждение дополнительного образования и семья: опыт позитивного взаимодействия
15. Дополнительное образование детей «в один клик»
16. Дополнительное образование – ключ к развитию подрастающего поколения
17. Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
18. Школьная награда как условие для развития и закрепления успешности детей и подростков
19. Отзвуки праздника (история проведения Открытого фестиваля «Баян для друзей» в Детской школе искусств № 11 города Новосибирска)
20. «Талантливый человек талантлив во всём»…
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы