Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

 
 

Несущев Владислав Сергеевич,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Я являюсь педагогом дополнительного образования объединения балетная студия «Гармония», возраст детей 4-6 лет, режим занятий три раза в неделю по 2 часа.

К сожалению, сегодня большинство детей дошкольного и, особенно, младшего школьного возраста имеют различные проблемы, связанные с опорно-двигательной системой. Это нарушение осанки, плоскостопие, даже искривление ног, перекос плечевого пояса и смещение позвоночной оси вправо или влево – это все не болезни, а дефекты развития костно-мышечного аппарата.

На фоне этих, как многим кажется, безобидных нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны испортить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета самым не благоприятным образом сказывается на развитии внутренних органов, приводя к различным расстройствам их деятельности.

Крайне важно с раннего возраста прививать мотивационную компетенцию - интерес и стремление к профилактическим занятиям адаптивной физической культурой.

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, является реабилитационный стретчинг. Он включает в себя целый комплекс специальных упражнений, направленных на совершенствование гибкости, развитие подвижности  суставов и эластичности мышц. С помощью реабилитационного стретчинга можно укрепить здоровье и предотвратить патологии опорно-двигательного аппарата.

При проведении занятий с такой патологией нужно отдельное внимание уделить мышцам спины и живота. Должны быть включены упражнения для плечевого пояса и дыхательные упражнения. Основное время занятий следует проводить в положении лежа, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник.

Основными задачами, которые я решаю при помощи реабилитационного стретчинга, являются неторопливое, плавное растягивание и постепенное укрепление мышц всего тела. За счет этого мышечные волокна становятся более эластичными, лучше снабжаются кровью и питательными веществами, а значит – создают благоприятные условия для роста мышечной ткани. Кроме того, стретчинг  сводит к минимуму риск травмирования мышц во время занятий и гарантирует поступательное исправление осанки.

В своем объединении при составлении комплекса упражнений реабилитационного стретчинга я активно использую игровой метод, который позволяет мне добиться наибольших результатов в коррекции опорно-двигательного аппарата. Так как сила воздействия игры на всестороннее развитие заключается в эмоциональном возбуждении и расслаблении, интересе и увлечении. Заинтересованный ребенок способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.

Также положительным аспектом использования игры в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных компетенций, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.

Во время каждого занятия стараюсь комплексно подходить к решению задач:

– формирование правильной осанки;

– профилактика различного рода деформации позвоночника, укрепление его связочного аппарата;

– повышение эластичности мышц;

– улучшение координации движений;

– повышение выносливости, работоспособности;

– преодоление комплексов, связанных с физическим несовершенством;

– развитие творческого потенциала, способности работать в команде;

– совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в пространстве.

При работе с детьми реабилитационным стретчингом нужно учитывать вид нарушения осанки, возраст и общее развитие ребенка, особенно это касается индивидуальных занятий или занятий с детьми в небольших группах, где общее количество детей не превышало бы 4-5 человек.

Само занятие стретчинга я делю на несколько этапов:

1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить все группы мышц для дальнейших интенсивных упражнений при соблюдении двух основных условий:

 

Первое условие – повышение температуры мышц.

Второе условие – растягивание мышц в сочетании с напряжением и расслаблением.

2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.

Например: комплекс упражнений для устранений дефектов сутулой спины:

«Собачка»

И.П. – сесть на пятки, руки в упоре сзади, кисти вперед.

- проскользить руками, откинуть голову назад, прогнуться и задержаться.

- И.П.

«Колечко»

И.П. – стоя на коленях, руки на поясе

- медленно наклониться назад, прогнуться и коснуться головой ног.

- И.П.

«Кораблик»

И.П. – лежа на животе, руки вдоль туловища.

- захватить руками за щиколотки ног

- прогнуться, поднять вверх руки и ноги

- И.П.

«Носорог»

И.П. – лежа на спине, руки за голову, ноги выпрямлены.

- поднять голову и плечи и одну ногу, сгибая ее в колене, носом достать колено, носочек оттянуть.

- И.П.

«Орешек»

И.П. – лежа на спине, руки за головой прямые.

- медленно поднять ноги (сгруппироваться), руками обхватить колени, голову в колени

Статика – задержаться.

Динамика – покачаться.

«Горка»

И.П. – сидя ноги вперед.

Для младших – руки согнуты в локтях, упор сзади, поясница прижата к полу.

- поднять ноги на 45 градусов носки оттянуты.

- И.П.

Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

3. Завершающий – восстановление (комплекс упражнений на расслабление и восстановление дыхания). Также стретчинг в этой части занятия должен представлять собой законченную хореографическую композицию и выполняться под спокойную, красивую музыку.

Длительность занятия 45 минут. В недельном цикле можно планировать от одного до двух занятий (в зависимости от возраста детей).

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускать болевых ощущений, движения выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивать их амплитуду и степень применения силы педагогом.

Продолжительность одного повторения (удержание позы) для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 10 до 30 секунд. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 секунд. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 8. Характер отдыха – полное расслабление, активный отдых.

Принципы выполнения упражнений реабилитационного стретчинга:

– наглядность (показ упражнения, подробный образный показ);

– доступность (обучение «от простого к сложному»);

– систематичность (регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки);

– индивидуальный подход (учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья).

Диагностический процесс состоит из трех аспектов:

– визуального (внешнего) осмотра педагогом;

– упражнений на растягивание, позволяющих определить мышечные спазмы и ограничение подвижности суставов;

– пальпации.

Ограничение подвижности определенных суставов, тонус или атонию мышц, натянутость или растяжение сухожильно-связочного аппарата можно объективно определить с помощью определенных упражнений на растягивание.

Комплекс диагностических упражнений включает в себя:

– общие линейные растяжки (по всему телу);

– локальные, линейно-ротационные растяжки (определенный участок тела);

– ротационные растяжки (по всему телу).

После выявления всех проблемных зон со стороны опорно-двигательной системы (мышцы, связки, сухожилия, суставы) можно приступать к реабилитационным действиям. 

Оценка эффективности освоения комплекса упражнений проводится на основе:

– данных планового мониторинга физической подготовленности и физического развития детей (сентябрь и май);

– наблюдений за проявлением дошкольниками позиции субъекта деятельности при выполнении физических упражнений (таких как интерес, исследовательское поведение, самостоятельность, проявление волевых качеств, творчества в двигательной деятельности);

– бесед с воспитанниками и их родителями.

Если говорить о реабилитационном стретчинге в домашних условиях, то я не рекомендую использовать эти упражнения дома, потому что они должны выполняться под наблюдением педагога, но система работы с родителями при работе с детьми реабилитационным стретчингом обязательно включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.

2. Ознакомление родителей с содержанием занятий.

Регулярные занятия стретчингом способствует не только улучшению физического состояния занимающихся, но и положительно отражаются на динамике показателей их физического развития, улучшению обмена веществ в растягиваемых мышцах, повышению в них кровообращения, укреплению сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, способствует более продуктивной деятельности пищеварительных органов и коры головного мозга.

Количество просмотров: 5923  

Добавить комментарий

Target Image
1. Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи
2. «Азбука юного россиянина»: система гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами различных предметных областей
3. Многоаспектность патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования
4. Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования
5. Организация патриотического воспитания через проектную деятельность в условиях современного образовательного учреждения
6. Обеспечение принципа разноуровневости при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Защитники Отечества» детского патриотического объединения «Ратибор»
7. Роль раннего патриотического воспитания в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
8. Пути формирования патриотического сознания. Из опыта организации образовательной деятельности музыкально-художественного структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика»
9. Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
10. Педагогический проект «Волшебный мир дизайна»
11. «Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков
12. Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»
13. Проект «Все лучшее в тебе»
14. Учреждение дополнительного образования и семья: опыт позитивного взаимодействия
15. Дополнительное образование детей «в один клик»
16. Дополнительное образование – ключ к развитию подрастающего поколения
17. Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
18. Школьная награда как условие для развития и закрепления успешности детей и подростков
19. Отзвуки праздника (история проведения Открытого фестиваля «Баян для друзей» в Детской школе искусств № 11 города Новосибирска)
20. «Талантливый человек талантлив во всём»…
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы