Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»

 
 

Алферова Елена Львовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО «ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»

С 2015 года на базе МБУДО ДДТ «Кировский» успешно реализуется проект «Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» как инновационная форма работы с семьей.

Почему музей? Потому что с 1994 году на базе Дома детского творчества «Кировский» существует музей «Мастерская предков», созданный силами воспитанников Клуба юных археологов «Потомки». Музей в течение длительного времени выполнял свою традиционную функцию: места хранения экспонатов: археологических, этнографических, культурно-исторических и других. В музее проводились экскурсии для школьников района силами как руководителей музея, так и воспитанников археологической студии «Потомки».

Однако такой подход в работе музея не позволял в полном объеме использовать имеющийся потенциал музея, с одной стороны, а с другой стороны современное развитие музейной педагогики показывает совершенно иные подходы к тому, каким может быть современный музей, и, прежде всего музей, действующий на базе учреждения дополнительного образования детей.

Актуализировали поиск новых приемов и форм работы   музея «Мастерская предков» принятие двух документов: «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2020 года», ориентирующей на поиск инновационных подходов и технологий дополнительного образования детей и усиления взаимодействия с родителями, как субъектами образовательного процесса. Принятые департаментом образования мэрии города Новосибирска Концептуальные подходы к реализации проекта «Новосибирское городское родительское собрание» также вызвали необходимость поиска таких форм работы с родителями, которые бы способствовали их активному включению в деятельность учреждения дополнительного образования.

Учитывая имеющийся опыт деятельности музея «Мастерской предков» и отвечая современным вызовам, представленными в нормативных документах нами была предпринята попытка обновления содержания и форм деятельности традиционного музея, результатом которой стал проект интерактивного семейного анимационного музея «История в руках». Принципиальными новшествами деятельности музея, представленными в проекте, для нас стали:

во-первых, музей интерактивный. Почему интерактивный? Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания, познания живой истории, а также способ взаимодействия детей и родителей как с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе, так и друг с другом в процессе совместной творческой и познавательной деятельности.

Во-вторых, музей семейный. Почему семейный?  Потому что для нас важным условием является предоставление возможности совместной деятельности и творческо-познавательного взаимодействия родителей и детей, посещающих тематические программы, представленные в музее.  Главными отличиями  такого детско-родительского взаимодействия  в музее являются:  добровольность, свобода выбора, способность работать семейной командой, совместное выполнение игровых заданий, распределение ролей и принятие на себя взрослыми и детьми ролей, зачастую не типичных для  их распределения в семье (например, ребенок – может быть мастером, а мама – подмастерьем), умение принимать решения в ситуации выбора,  а также совместное создание творческого продукта в процессе семейно-командной познавательной деятельности.

В-третьих, музей анимационный. Почему анимационный? Нами под анимацией понимается продуктивное свободно-творческое взаимодействие музейного педагога и посетителей музея, в нашем случае семьи, пришедшей в музей. Именно анимационный подход к организации деятельности музея позволяет избежать экскурсионной усталости, которая часто проявляется в культпоходах в музеи, музейная же анимация - одушевление, оживление предметного мира, когда «мертвые вещи ушедших эпох» оживают, обретают душу.

Таким образом, используемый нами подход в создании интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» позволил нам превратить традиционный действующий музей в музей «соучастия» и «со-творчества» детей и родителей.

Основной целью проекта является создание условий для приобщения детей и взрослых к совместной познавательно-творческой деятельности и продуктивному взаимодействию посредством интерактивной музейной анимации.

Реализация проекта «Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» осуществляется в течение 2014-2020 годов и включает в себя три этапа.

Первый этап включал в себя:

– проведение диагностики детей и родителей, направленное на выявление семейной потребности в интерактивных анимационных программах на базе учреждения дополнительного образования;

– анализ, систематизация и обобщение опыта деятельности музея «Мастерская предков», экскурсионной деятельности детской археологической студии «Потомки» выделение сильных и слабых сторон деятельности;

– изучение опыта деятельности интерактивных музеев регионов Российской Федерации:

– обобщение полученных данных и на их основе разработка анимационных интерактивных программ для семейных посещений музея «Мастерская предков».

– пилотная апробация, разработанных программ. Так, в

Полученные результаты позволили убедиться в верности найденных подходов работы с родителями и позволили разработать концептуальную идеи нового формата деятельности музея в форме «Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках».

Второй этап включил расширение сферы реализации проекта по трем ключевым направлениям:

во-первых, разработка тематических интерактивных семейных анимационных программ для совместного посещения музея «Мастерская предков» совместно родителями и детьми;

во-вторых, расширение информационного пространства деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» посредством создания тематического сайта в сети Интернет: «Музей. Персональный блог Алфёровой Е.Л.» http://alferovaelena2011.blogspot.ru, содержащего информацию о программах, график из проведения, форму подачи заявок, а также отзывы участников программ и форум детей и родителей, увлеченных историей, онлайн игры для совместного семейного проигрывания.

в-третьих, увеличение количества семей, участвующих в различных программах интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» и повторное посещение родителями программ музея.

В течение 2015-2016 года в рамках деятельности Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» были разработаны следующие тематические программы для совместного посещения родителей и детей:

Программа «Ночь музеев», которая ежегодно накануне международного дня музеев в процессе которой дети и родители совместно изготавливают глиняную посуду, делают копья, плетут пояса на древних ткацких станках, участвуют в раскопках и т.д.

Программа «Знакомство с музеем «Мастерская предков» – обзорная ознакомительная программа, позволяющая детям и родителям окунуться в мир русской традиционной избы, примерить старинную сибирскую одежду, изготовить волокно для пряжи на крапивной мялке, изготовить коврики и циновки на вертикальном и горизонтальном ткацком станке, самостоятельно свертеть «Куклу-даренку».

Программа «Первобытность», имитирующая жизнь древних охотников и собирателей и позволяющая детям и родителям стать первобытной командой, побыть первобытным охотником, самостоятельно изготовить копьё, попытаться разжечь огонь, просверлить первобытным сверлильным приспособлением отверстие в камне.

Программа «История письменности» позволяет детям и родителям познакомиться с этапами возникновения письменности, пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира через знакомство с интересными фактами.

Программа «История ремесел», которая позволяет окунуться в мир древнего ремесла. Дети и родители, перевоплотившись в гончаров, могут изготовить самостоятельно керамическую посуду на самом настоящем гончарном круге, украсить её отпечатками древних окаменелостей; научатся декорировать керамические сосуды различными способами, в том числе процарапыванием, налепами, штампами, отпечатками.

Помимо этих постоянно действующих тематических программ Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» предлагает семейным группам проведение музейных встреч в форме семейного клуба общения.

Основными критериями при разработке анимационных музейных программ стали: актуальность идеи, доступность для различных возрастов, а также возможность вовлеченности родителей и детей в совместную творческо-познавательную продуктивную деятельность, а сделать семейную музейную коммуникацию нескучной помогают: сочетание индивидуальных заданий, заданий на групповое семейное взаимодействие, элементы соревновательности и взаимопомощи. Все программы разработаны таким образом, чтобы принять участие в них могли все члены семьи. Что бы ни вышло в итоге, единение, которого достигают родители и дети во время совместной работы и обсуждений, — результат, который стоит многого. Веский аргумент в пользу таких совместных походов: со стороны семьи требуется немного – только время и желание провести совместный семейный досуг продуктивно и интересно.

Высокое качество реализации программ обусловлено профессионализмом педагогов и их высокой компетентностью в музейной педагогике. Так, тематические анимационные программы проводят одновременно несколько специалистов по разным профилям деятельности музея. Активно в проведении тематических программ задействованы педагоги дополнительного образования, работающие в социально-педагогической и художественной направленности и имеющие соответствующее образование. Педагоги имеют знания по музейной педагогике, знакомы с возрастными особенностями детей, умеют грамотно построить работу детского коллектива. При необходимости привлекаются другие специалисты, работающие в ДДТ «Кировский», а также воспитанники клуба юных археологов.

Третий этап реализации включает в себя:

– разработку новых интерактивным анимационных программ;

– привлечение родителей к проведению занятий в раках деятельности Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»;

– развитие дистанционных форм деятельности музея и проведением онлайн занятий для родителей и детей;

– установление сотрудничества и обмен опытом с аналогичными музеями в различных регионах Российской Федерации.

За время деятельности  «Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» сложилась система информирования родителей  о программах деятельности музея, как посредством использования информационных ресурсов: сайт ДДТ «Кировский», сайт Музея, семейный форум «Сибмама», так и работой с целевой аудиторией: выступлениями педагогов ДДТ «Кировский» на родительских собраниях, тематических встречах и конференциях ДДТ «Кировский» и образовательных организаций Кировского района города Новосибирска, печатью рекламно-информационных буклетов. Главными информационными партнерами и участниками деятельности музея стали образовательные учреждения Кировского района; семейный сайт «Сибмама», где есть постоянно действующая рубрика Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»; центр семейного досуга «Вместе»; центр социальной помощи семье и детям «Семья».

За три года реализации проекта «Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» в ДДТ «Кировский» созданы необходимые условия для комфортного пребывания родителей и детей:

– построение музейной экспозиции с учетом доступности музейных предметов для тактильного восприятия;

– наличие разнообразных расходных материалов: глины, прутьев, соломы, сушеных стеблей крапивы, шерсти и пуха – обеспечивающих разнообразные виды познавательной деятельности;

– для работы в рамках проекта выделены следующие помещения, в каждом из которых проходит часть анимационной программы: музей «Мастерская предков», выставочный зал музея, кабинеты декоративно-прикладного творчества.

– в каждом из кабинетов имеется необходимое оборудования: станки, витрины, магнитофон, dvd-плеер, экран, сборник учебных фильмов.

Количество просмотров: 7018  

Добавить комментарий

Target Image
1. Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи
2. «Азбука юного россиянина»: система гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами различных предметных областей
3. Многоаспектность патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования
4. Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования
5. Организация патриотического воспитания через проектную деятельность в условиях современного образовательного учреждения
6. Обеспечение принципа разноуровневости при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Защитники Отечества» детского патриотического объединения «Ратибор»
7. Роль раннего патриотического воспитания в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
8. Пути формирования патриотического сознания. Из опыта организации образовательной деятельности музыкально-художественного структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика»
9. Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
10. Педагогический проект «Волшебный мир дизайна»
11. «Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков
12. Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»
13. Проект «Все лучшее в тебе»
14. Учреждение дополнительного образования и семья: опыт позитивного взаимодействия
15. Дополнительное образование детей «в один клик»
16. Дополнительное образование – ключ к развитию подрастающего поколения
17. Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
18. Школьная награда как условие для развития и закрепления успешности детей и подростков
19. Отзвуки праздника (история проведения Открытого фестиваля «Баян для друзей» в Детской школе искусств № 11 города Новосибирска)
20. «Талантливый человек талантлив во всём»…
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы