Музыкально-эстетическое воспитание через проектную деятельность в летний каникулярный период

 
 

Дорохина Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования

ДДТ «Романтика» МБУДО Центра «Юность» г. Новосибирска

 

Музыкально-эстетическое воспитание через проектную деятельность в летний каникулярный период

В летний период учреждения дополнительного образования города Новосибирска формируют деятельность по организации досуга детей и подростков, выполняя социальный заказ занятости учащихся в это время года.

Когда начинаются летние, самые продолжительные, каникулы, перед семьями учащихся возникает вопрос, как же их провести. Надо сказать, что в наши дни выбор многих максимально прост: они проводят все месяца за компьютером или в загородном летнем лагере. Ещё один вариант, актуальный для детей старшего школьного возраста – временное трудоустройство, который доступен не всем. Сегодня каждый ребёнок нуждается не только в педагогической поддержке и оздоровлении, но и в духовно-нравственном обогащении и личностном развитии.

«В воспитании нет каникул» – эта педагогическая формула является главным принципом для педагогического коллектива ДДТ «Романтика». Организация каникулярного времени детей – важный аспект образовательной деятельности нашего учреждения. Организованная деятельность детей в каникулярное время позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего календарного года. Основная цель в этот период – организация отдыха и оздоровления детей. Эта цель может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, экономических и материально-технических условий. Поэтому мы учитываем возможность максимального использования базы нашего учреждения, как целесообразно устроенной среды для организации жизнедеятельности детей.

В данной статье будет сделана попытка обобщить опыт педагогов дополнительного образования музыкального направления, описать организацию летнего отдыха детей и подростков в каникулярное время на примере Дома детского творчества «Романтика» МБУДО Центр «Юность».

Проведение экологической профильной смены «Зеленая гвардия» на базе учреждения дополнительного образования являлось одной из наиболее эффективных форм организации летнего отдыха детей в 2015 году, так как способствовало социализации и самореализации детей за счет включения их в социально значимую деятельность экологического профиля, через проведение экскурсий, интерактивных игр, экологических акций, тематических часов, бесед, викторин, а также проведение концертных программ на микрорайоне и творческих конкурсов среди детей.

Близкое расположение озера Спартак, леса, необходимость благоустройства дворов и в частности территории ДДТ «Романтика» явились предпосылками для организации профильной смены, непосредственное включение участников проекта в природоохранную и просветительскую деятельность способствовало формированию чувства ответственности и гордости за собственный вклад в охрану окружающей среды. Данный проект позволил детям изменить модель своего поведения по отношению к окружающему миру, т.к. природа это не только материальное, но и духовная среда нашего существования. Расширился кругозор в области экологической культуры и знаний о природе.

Итак, в каких формах был реализован этот проект?  Интерактивные формы: экскурсии, игры (интеллектуальные, игры-путешествия); экологические акции, тематические часы, беседы, викторины, концертные программы, творческие конкурсы, спортивные эстафеты. Ежедневно дети участвовали в различных мероприятиях экологического характера.

Педагоги музыкального направления также принимали активное участие в реализации этого проекта. А именно, нами были проведены: экологический час «Аптека под ногами», викторины «Знатоки экологии», «В мире животных», «Цветочный калейдоскоп», беседа «Исчезающая красота», посвященная Красной книге, «Экологическое путешествие в парк «Сосновый бор», конкурсная программа «Земля – наш общий дом», посвященная Всемирному дню экологии. Также учащиеся активно участвовали в акции «Экологическая гвардия», в рамках которой посадили цветы и украсили придомовую территорию на микрорайоне «Снегири» совместно с ТОС «Снегири», а также убрали территорию вокруг ДДТ «Романтика» и озера «Спартак» (акция «Чистые берега»). Совместно с родителями и детьми были организованы выезды в Новосибирский зоопарк им. Р. Шило, Ботанический сад и на станцию юных натуралистов. И конечно, наши учащиеся принимали самое активное участие к концертной программе «У природы нет плохой погоды».

В начале и конце профильной смены проводилось анкетирование участников проекта, которые показали следующие результаты. Многие образовательные учреждения, общественные организации были заинтересованы в реализации данного проекта, что позволило сделать микрорайон «Снегири» совместно с детьми чище и красивее. Уровень знаний детей о природе повысился, чувство ответственности и гордости за собственный вклад в охрану окружающей среды сформированы. Проведенные мероприятия экологического профиля позволили сформировать позитивное отношение подрастающего поколения к природе нашего района через экологические акции, массовые дела, благоустройства прилегающих территорий. Была составлена экологическая карта, отражающая экологическую деятельность профильного отряда «Зеленая гвардия».

В 2016 году в рамках летней кампании педагогический коллектив реализовывал программу «Путешествие в страну музыкальных инструментов», которая была разработана в рамках комплексной программы организации деятельности МБУДО Центр «Юность» в летний период.

«Родники» и «Снегири» – прогрессивно развивающиеся микрорайоны, на которых, к сожалению, отсутствуют учреждения культуры, такие как музыкальные школы, школы искусств. Поэтому наше учреждение дополнительного образования детей является одновременно центром и сосредоточением культуры, и с другой стороны уникальной площадкой, позволяющей детям реализовать эстетические, культурные, эмоциональные, творческие аспекты деятельности. Главным направлением воспитательной деятельности является качественное проведение разнообразных по форме культурно-массовых мероприятий по занятости детей и подростков, по бережному отношению к традициям культурной жизни микрорайона, и внедрение новых форм и способов подачи музыкального материала в летний период работы.

В силу удаленности наших микрорайонов от центральных концертных площадок, не всегда есть возможность посещения детьми концертов симфонической музыки, а при изучении произведений иногда бывает необходимо понимать и передавать в своем исполнении специфику звучания музыкальных инструментов. Поэтому и назрела необходимость создания программы в летний период «Путешествие в страну музыкальных инструментов».

Программа состояла из цикла занятий, каждое из которых было посвящено знакомству с определенным музыкальным инструментом (арфа, скрипка, клавесин, фортепиано, гармонь, флейта, труба, барабан). В начале занятия беседа предварялась показом того инструмента, о котором пойдет речь. Дальше детям рассказывалась сказка или история о нем, сообщалось, когда и кем он был создан и подчёркивались какие-либо характерные особенности игры на данном инструменте. Все темы сопровождались прослушиванием музыкальных отрывков, которые содержат яркий музыкальный материал и относятся к сокровищнице мировой музыкальной культуры, причем, помимо классических произведений, были включены и произведения популярной музыки. Такие отступления от классического репертуара, на наш взгляд были не только возможны, но и полезны. Все занятия сопровождались показом слайд-шоу с изображением музыкальных инструментов и видео-просмотром музыкальных отрывков.

После изложения основного материала по теме ребёнку предлагалось ответить на вопросы, отгадать загадки, поучаствовать в викторине, а также посмотреть мультфильм или фильм, тем самым закрепив свои знания об определенном музыкальном инструменте. В конце занятия детей ждала компьютерная игра «Музыкальный класс», в которой часть заданий была посвящена музыкальным инструментам. Также детям было рекомендовано совместно с родителями посетить концерты Новосибирской государственной филармонии, Новосибирской государственной консерватории им. И.М. Глинки, на которых они смогли увидеть и услышать музыкальные инструменты, с которыми познакомились на занятиях, «вживую».

По завершению программы у обучающихся сложилось позитивное отношение к музыкальному исполнительству, так как обучающиеся обогатили свои знания в области инструментальной музыки. Активизировались исполнительские навыки детей, появилось желание разучить и исполнить услышанные произведения. Пробудился интерес к прослушиванию музыкальных произведений вживую (посещение концертов, спектаклей и др.)

Еще одна программа, которая была реализована в летний период на базе нашего учреждения «Новосибирск – культурная столица Сибири», посвященная 125-летию г. Новосибирска.

Мы понимаем, что неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине. Его основы начинают формироваться в детском возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом, со своей малой Родиной.

Городу Новосибирску в этом году исполняется 125 лет, но он только становится все краше, современнее, ярче. Большое значение для познавательного и нравственного развития детей имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицами, с известными людьми. У каждого человека любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку, тем самым прославляя наш город и увековечивая память о нем на многие годы. Именно поэтому в этом, юбилейном году мы решили связать историю города и музыку, рассказать детям о композиторах, певцах, исполнителях, которые прославили наш город.

Педагогами музыкального отделения были проведены следующие мероприятия: концерт «Музыкальное путешествие по Новосибирску», в котором приняли участие воспитанники музыкальной студии; лекции-беседы о композиторах, имеющих отношение к городу Новосибирску. Также детям было рассказано о композиторах, в честь которых названы улицы нашего города, а именно – о Н. Римском-Корсакове, о Н. Скрябине, о А. Даргомыжском и музыкантах, певцах, исполнителях, которые родились и выросли в городе. И конечно, дети слушали и смотрели видео с музыкой этих великих людей.

Также состоялись виртуальная экскурсия по театрам Новосибирска и основным достопримечательностям. Были проведены викторина и слайд-программа на знание значимых мест нашего города, а также были выучены песни о городе Новосибирске – «Детский гимн Новосибирска» (М. Малинин), «Мой Новосибирск родной» (В. Ленский), которая была исполнена на заключительном концерте летней смены «Новосибирск – культурная столица Сибири».

По завершению проекта у детей расширился музыкальный и исторический кругозор, закрепились и обогатились знания обучающихся о достопримечательностях г. Новосибирска посредством связи с музыкальным искусством. Развились творческая активность, ассоциативно-образное мышление, эмоциональная отзывчивость, воображение, сформировалось чувство гордости за свой город.

И конечно, есть дальнейшие планы на будущее лето. Например, совершить «Путешествие в страну Мультляндию» и разучить песенки из просмотренных мультфильмов. Или попасть в программу «Угадай мелодию».

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы оставляем в их сердцах любовь к музыкальному искусству.

Количество просмотров: 4490  

Добавить комментарий

Target Image
1. Медиапространство как ресурс дистанционного взаимодействия педагогического коллектива
2. Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции
3. Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»
4. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в коллективе классического танца
5. Формирование коммуникативного навыка как основного компонента успешной социализации личности через организационно-досуговую деятельность ДДТ им. А.И. Ефремова
6. Музыкально-эстетическое воспитание через проектную деятельность в летний каникулярный период
7. Использование технологии ИНСЕРТ на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
8. «Фантазии полёт и рук творенье…»
9. Об изучении «Маленьких прелюдий» И.С. Баха в классе фортепиано
10. Формирование эстетического вкуса младших школьников на занятиях в Образцовом танцевальном коллективе «Смайл»
11. «Вместе мы сила»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы