Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции

 
 

Черных Дмитрий Владиславович,

директор МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции

Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ввел в активный словарь управленцев в сфере дополнительного образования такое понятие, как независимая оценка качества образования. Согласно статьи 95-ой Закона, независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, направленная на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

На начальном этапе внедрения положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» реализация задач независимой оценки качества дополнительного образования представлялась как развитая система механизмов организации общественно-государственного управления образовательной организацией, предполагающая, согласно статье 26 Закона, создание таких коллегиальных органов управления в образовательных организациях, как Наблюдательный совет, Попечительский совет, Управляющий совет.

На сегодняшний день с внедрением в 2016 году Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» система механизмов организации общественно-государственного управления образовательной организацией в части независимой оценки качества дополнительных образовательных услуг отнесена к так называемой Внутренней системе оценки качества образования (или ВСОКО), которая должна быть закреплена отдельным локальным актом образовательной организации и проводиться внутренними аудиторами.

В рамках прошедшего в декабре 2017 года в Москве Четвертого всероссийского совещания работников дополнительного образования детей нас познакомили с Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей.

Основанием для разработки методических рекомендаций выступает приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и еще ряд нормативно-правовых актов:

ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;

Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 №1726;

Приказ Минобрнауки РФ от 5.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказ Минфина РФ от 22.07.2015 №116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения»;

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Письмо Минобрнауки РФ от 1.04.2015 № АП-512/02.

Согласно данным методическим рекомендациям, независимая оценка качества дополнительного образования детей включает в себя следующие процедуры:

– независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, согласно пункту 2 статьи 95 ФЗ № 273;

– и независимую оценку качества собственно дополнительных общеобразовательных программ, осуществляемую в форме общественной экспертизы.

Как отмечают разработчики методических рекомендаций, независимая оценка качества дополнительного образования, согласно Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года, является одним из механизмов развития дополнительного образования и осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг дополнительного образования детей, а также в целях повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Как отмечают эксперты, на сегодняшний день экспертиза дополнительных общеобразовательных программ носит добровольный рекомендательный характер. Однако сегодня уже введена в действие типовая модель организации мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей, в основе которой лежат результаты независимой оценки качества образования. Внесены изменения в ФЗ № 273 на основании Федерального закона № 392 о необходимости размещения результатов самооценки деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей на ресурсе bus.gov.ru

В Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» независимая оценка качества рассматривается как источник информации для общедоступного федерального информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по вопросам дополнительного образования детей «Навигатор дополнительного образования детей», который позволяет семьям выбрать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, обеспечивает возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. С сентября 2018 на основе системы inLearno начал свое действие Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области.

Неотъемлемой частью введения Персонифицированного сертификата уже совсем скоро, по прогнозам экспертов, должны стать Федеральные стандарты дополнительного образования. В Новосибирской области персонифицированный сертификат, прикрепленный виртуально к Навигатору, планируется запустить к 2020 году. Выступающие на прошедших в ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» проектных сессиях в рамках ХVIII съезда работников образования «Образование Новосибирской области: стратегические приоритеты» эксперты порекомендовали нам уже сегодня учиться работать в конкурентной среде, а значит, быть готовыми к организации и проведению независимой оценки качества и предоставлению полученных результатов в открытом доступе.

Собственно реализация методических рекомендаций, в частности, предполагает формирование реестров экспертов и экспертных организаций из числа коммерческих и некоммерческих организаций, получивших государственное субсидирование на организацию и проведение независимой оценки качества дополнительного образования детей. А также создание общественного совета, комиссии по проведению независимой оценки качества. Каждая экспертная организация предлагает свой инструментарий и методики проведения независимой оценки качества.

Так, в октябре 2018 года проведена огромная работа по разработке критериев оценки качества деятельности образовательных организаций дополнительного образования города Новосибирска – как предтечи муниципальной системы независимой оценки качества дополнительных образовательных услуг – с участием экспертного сообщества системы дополнительного образования города Новосибирска.

Согласно методическим рекомендациям, по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образовательные организации должны разработать план мероприятий по улучшению качества подготовки учащихся, корректировки программ, в том числе программы развития.

Независимая оценка качества подготовки учащихся проводится по инициативе участников образовательных отношений – самих учащихся, родителей, педагогических работников, органов исполнительной власти – и предполагает оценивание результатов по итогам:

– выполнения проектной работы;

– рейтингирования результатов конкурсного участия (при этом сами конкурсы также подвергаются рейтингированию);

– выполнения различных тестов и заданий, сдачи нормативов.

Независимая оценка качества дополнительных общеобразовательных программ или независимая экспертиза проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования с целью определения содержания программ заявленным целям, задачам и потребностям учащихся.

Общественная экспертиза дополнительных предпрофессиональных программ проводится с учетом федеральных государственных требований.

Главное условие проведения общественной экспертизы программ – допускается сопоставление оценок только между программами одной направленности и уровня. Что, как Вы понимаете, предполагает выработку единых требований к программам с учетом поуровневого подхода.

Таким образом, сегодня можно говорить о необходимости разработки внутри каждой образовательной организации требований качественного менеджмента и образовательных результатов учащихся, и качества программно-методического обеспечения.

К примеру, мы, Центр дополнительного образования «Алые паруса», ведем эту работу уже в течение пяти лет, с момента разработки и сертификации Системы менеджмента качества учреждения, в том числе в рамках ряда Региональных инновационных и пилотных площадок, действующей на базе ЦДО «Алые паруса». И уже сегодня можем предложить как действующую методику развернутую систему проведения независимой оценки качества ЦДО «Алые паруса», включающую:

– проведение долгосрочных маркетинговых исследований запросов и удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ЦДО «Алые паруса»;

– систему проведения оценки результативности подготовки учащихся на основе адаптированных авторских методик оценивания обученности и воспитанности качеств личности учащихся;

– развернутую систему конкурсных мероприятий, в том числе разноуровневых, согласно требованию методических рекомендаций, как для учащихся, так и нацеленных на анализ соответствия программно-методического обеспечения современным требованиям;

– систему организационных мероприятий открытого характера, обеспечивающих включенность родителей в образовательный процесс, через проведение показа открытых занятий, мастер-классов и обучающих семинаров для родителей;

– модели разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и организации проектной деятельности.

Сегодня мы готовы предложить свою методическую и консалтинговую помощь по данным направлениям работы образовательным организациям города Новосибирска и Новосибирской области.

Количество просмотров: 6567  

Добавить комментарий

Target Image
1. Медиапространство как ресурс дистанционного взаимодействия педагогического коллектива
2. Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции
3. Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»
4. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в коллективе классического танца
5. Формирование коммуникативного навыка как основного компонента успешной социализации личности через организационно-досуговую деятельность ДДТ им. А.И. Ефремова
6. Музыкально-эстетическое воспитание через проектную деятельность в летний каникулярный период
7. Использование технологии ИНСЕРТ на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
8. «Фантазии полёт и рук творенье…»
9. Об изучении «Маленьких прелюдий» И.С. Баха в классе фортепиано
10. Формирование эстетического вкуса младших школьников на занятиях в Образцовом танцевальном коллективе «Смайл»
11. «Вместе мы сила»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы