Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»

 
 

Зимина Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

 
 
 

Кирьянова Ольга Гульматовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

 
 
 

Умрихина Надежда Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

 

Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»

Так сложилось, что школа, в которой мы работаем, – очень небольшая. Вся наша начальная школа по численности составляет всего лишь одну учебную параллель других статусных образовательных учреждений района. В этом мы находим больше плюсов, чем минусов.

Один из ярких примеров – возможность сотрудничества не только в классических случаях «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель», но и между учениками разного возраста. Такая организация учебного сотрудничества обеспечивает расширение и разнообразие контактов, позволяет избежать монотонности, однообразия при организации учебного процесса. Это помощь старших младшим, поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя в группе сверстников. Занимаясь со старшими, младшие видят перспективы своего развития, понимают значимость освоения учебного материала.

При правильной организации взаимодействия детей разного возраста в процессе проектной деятельности осваиваются различные социальные роли, развивается мотивация учебной деятельности, которая формирует личностные универсальные учебные действия. Ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

В условиях разновозрастных групп у учащихся интенсивнее формируются коммуникативные универсальные учебные действия: способность передавать информацию, умение договариваться, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты. Совместное целеполагание, планирование, анализ, оценивание проектной деятельности позволяют активно формировать регулятивные универсальные учебные действия.

В современном мире стали привычными сетования родителей, учителей, представителей общественности на то, что дети не интересуются книгами, не любят читать или выбирают для чтения книги зарубежных писателей в стиле «фэнтези». И это при всём богатстве отечественной литературы! Дети нашей школы – не исключение. Кроме того, мы обнаружили, что знание детьми русских народных сказок ограничивается сказками из школьной хрестоматии. Мы решили восполнить этот пробел путём реализации учебного проекта «Музей сказок». Целью этого проекта было не только создать музей русских народных волшебных сказок, но и провести экскурсию по его экспозиции.

Классные руководители разделили детей на группы таким образом, чтобы в каждой группе оказались дети из разных классов с разным уровнем возможностей. Внутри группы школьники сами распределяли себе роли: руководитель группы, сыщики, художники, умельцы, энциклопедисты, корректоры, экскурсоводы. Сначала работали сыщики. Они находили в сказках волшебные существа или волшебные предметы, группировали их по функциональной принадлежности. Затем художники рисовали иллюстрации к сказкам. Умельцы должны были изготовить волшебный предмет или волшебное существо, которое нашли в сказке. Энциклопедисты искали информацию об экспонате, а корректоры редактировали текст выступления для экскурсовода. Экскурсовод представлял экспонат своей группы в музее. Руководитель группы руководил подготовкой группы к выставке, объяснял то, что непонятно младшим, осуществлял контроль за работой группы и оценку достижений группы и каждого ученика.

 

Для лучшего погружения в проект учителя познакомили ребят со сказками в русской живописи и музыке.

В день выставки все участники проекта, а также учителя, родители, представители администрации школы с интересом прошлись по залам нашего музея, внимательно рассмотрели экспонаты и прослушали рассказ экскурсоводов.

     

При рефлексии участники групп оценили свой собственный вклад в работу над проектом, работу группы в целом. Результаты эмоциональной рефлексии показали, что детям было комфортно участвовать в проекте.

Сотрудничество в разновозрастных группах, на наш взгляд, способствует обогащению коммуникативного и социального опыта детей, даёт возможность самоутвердиться, получить признание, проявить организаторские и лидерские качества. По нашим наблюдениям, срабатываемость в таком временном коллективе выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава.

 

Литература:

1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009.

2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. – М.: Просвещение, 2000.

Количество просмотров: 7628  

Добавить комментарий

Target Image
1. Консолидация усилий профессионалов – условие эффективности образовательного и коррекционно-развивающего процессов
2. Магия личности педагога как практический ориентир в формировании и становлении подрастающего поколения
3. Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей
4. Профессиональная компетентность и личность педагога как основа успешного развития, социализации и адаптации учащихся с проблемами слуха
5. Внедрение метода проектного обучения
6. О системе внеурочной деятельности «Бараба – моя малая родина»
7. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка (из опыта работы по УМК «Spotlight» в среднем звене)
8. С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)
9. Воспитание музыкой
10. Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»
11. Развитие мотивации к учению у младших школьников как условие успешной реализации ФГОС в начальном образовании
12. Организация исследовательской деятельности младших школьников на основе программы спецкурса «Я – исследователь»
13. Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО
14. Возрождение идеи добровольчества: реализация добровольческого проекта «Письмо победителям»
15. То, чего нам так не хватает...
16. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
17. Познание окружающего мира через занятия во внеурочной деятельности
18. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
19. Как разнообразить работу на уроках английского языка в младших классах
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы