Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ

 
 

Елисова Дарья Евгеньевна,

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок»

р.п. Линево Новосибирской области

 

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

На мой взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Я считаю, чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используя ТРИЗ, мы заметили, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей.

Познавательно-речевую деятельность мы организовываем в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для нас. Используем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, показываем детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи (по цвету), а какой признак у них разный (форма). Дети хорошо усвоили «тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием.

Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ («теремок», «хорошо-плохо», «да-нет-ка», «что будет, если…») и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.

  

Также используем наглядное пособие «Круги Луллия», с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Например, на сектора первого, самого большого круга, прикрепляются изображения животных (собака, кошка и др.); на сектора второго – их детенышей (щенок, котенок и т.п.); третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т.д.). Нельзя не отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. А самое главное, использование данного пособия способствует формированию умения ребенка строить предложения, так как в основе лежит алгоритм.

Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети научились находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческим, оригинальным. Не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение.

Я считаю, что положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями мы познакомили их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями.

В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

Осуществляя руководство познавательно-речевой деятельностью своих воспитанников, мы подсказываем им образцы правильной речи, особое внимание уделяем монологической и диалогической формам, произносительной стороне речи. Формируем потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

Для успешного использования ТРИЗ-технологии мы создаем соответствующую развивающую среду, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили зону, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.

   

«Научиться самому и научить другого» – это одно из основных правил ТРИЗ-технологии. Поэтому мы акцентируем внимание в работе с детьми на таких моментах. Большинство наших воспитанников уже не только знают правила игр, приемов ТРИЗ-технологии, но и пытаются проводить их со сверстниками, взрослыми, посетившими нашу группу.

Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

Количество просмотров: 33468  

Добавить комментарий

1. Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей
2. Проблемы организации сюжетно-ролевой игры, являющейся подлинной социальной практикой ребенка
3. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
4. Воспитать человека
5. Организация предметно-развивающей среды в ясельной группе как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
6. Ответственность как важная черта личности
7. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ
10. Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ
11. Приобщение детей к русской народной культуре
12. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
13. Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
14. Развитие навыков общения у дошкольников
15. Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения
16. Развитие творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
17. Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе
1. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы