Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности

 
 

Ильиных Светлана Леонидовна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 373

комбинированного вида «Скворушка» г. Новосибирска

 

Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности

В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных остается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психических качеств, которые обеспечили бы им успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

Современное образование должно обеспечить бесконфликтное вхождение ребенка из дошкольного детства в мир учения. Возраст 6-7 лет психологи считают «тихим кризисом», так как активизируется познавательная активность и дети приходят к пониманию, что должны еще многому научиться. У детей появляется желание захотеть узнать, как это – читать, писать. Важно, чтоб ребенок сам это понял, что он не умеет, но хочет научиться.

В понятие «школьной зрелости» входит мотивация. Ребенок должен быть «замотивирован» на учебу. Если же его заставляют читать, писать раньше времени, то вырабатывается стереотип поведения: «Меня заставляют, а я не буду». Важно, чтобы обучение в детском саду проходило через игру. Нельзя лишать ребенка детства и основного вида деятельности – игры, так как игра для него – это социальный тренинг.

В рамках психологического сопровождения проводится психологическая диагностика, целью которой является определение характера целостной социальной ситуации развития ребенка, а также особенностей Я-концепции и показателей субъективного благополучия ребенка, его личностных и эмоциональных особенностей. Исходя из результатов диагностики, выявляются уровни развития: логического мышления, слуховой и зрительной памяти, восприятия, воображения, пространственного мышления, и таким образом формируются группы для коррекции развития ребенка в предшкольный период. В работе с данными группами я использую различные методы и приёмы, в том числе метод развивающего обучения, который направлен на развитие потенциальных способностей и умственных возможностей ребенка.

Также к активным групповым методам, которые я включаю в работу, относятся:

Дискуссионные диагностические беседы.

Основные задачи: увидеть различные проявления психических и личностных особенностей.

Этот метод позволяет сформировать представление о социально-коммуникативном развитии, познавательной сферы, о проявлениях характера и стереотипах поведения.

Услышать об интересах ребенка, его мировоззрении, отношениях с близкими и чужими людьми, сверстниками, поговорить о чувствах, неуверенности и сомнениях, мечтах и потребностях.

Путем специальных упражнений увеличивается объём памяти и внимания, развиваются способности обобщать и анализировать, строить логические выводы и умозаключения, развивать речь, мелкую моторику.

Игровые методы (дидактические и творческие игры).

Во время создания игровых ситуаций ребенок принимает на себя какую-либо роль в игре, которая способствует самовыражению, самораскрытию, обретению опыта самостоятельного принятия решений, разрешению внутренних конфликтов, отражению чувств и переживаний.

Сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнера).

Дыхательные упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

Нейродинамическая гимнастика.

Сказкотерапия.

С помощью сказкотерапии дети учатся преодолевать психические трудности. В ходе проведения этого метода через разговор с ребенком на его собственном языке я выявляю его взгляды, его ощущения, чувства и отношение к окружающему. Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы. С их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Благодаря практическим занятиям, которые включают в себя сказки, подвижные игры, творческие задания, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта, дети задумываются над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.

На коррекционно-развивающих занятиях дети учатся сочувствовать, переживать, перевоплощаться, понимать, договариваться, помогать, учатся видеть хорошее и стремиться к совершенству.

Цель подобных занятий – научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей жизни, своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявлять себя в творчестве.

Каждое занятие начинается с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством. В процессе занятия я активно использую музыкотерапию, с помощью которой у детей снимается нервное напряжение и тревожность. Благодаря такой терапии ребенок получает массу удовольствий и минуты отдыха. В своей работе я задействую арт-терапию, в ее основе лежит творческий процесс, позволяющий в особой символической форме трансформировать и проработать психотравмирующую ситуацию. Через игру, рисунок, сказку происходит выход сильных эмоциональных переживаний, уходят страхи и негативные состояния, повышается самооценка и уверенность. Этот метод дает стойкий психотерапевтический эффект, затрагивая проблемы, скрытые в бессознательном состоянии, освобождая психику от их негативного влияния на организм ребенка.

Итогом цикла развивающих занятий является создание детьми творческой книги, отражающей их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему.

Занятия очень интересны и увлекательны для детей.

Литература:

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Развитие воображения и творческого мышления.

Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребенок к школе.

Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах.

Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. (Тренинговые занятия для детей дошкольного возраста.)

Трясорукова Т.П. Нейродинамическая гимнастика.

Количество просмотров: 8721  

Добавить комментарий

1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы