Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры

 
 

Бобырь Юлия Евгеньевна,

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок»

р.п. Линево Новосибирской области

 

Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры

Коммуникативные умения – это одно из важнейших условий развития ребенка. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Поэтому данную работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, так как в этот период зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками.

Все мы знаем, что для того чтобы начать эффективную работу с ребенком, взрослому самому необходимо установить с ним эмоциональный контакт. Мне в этом помогали различные потешки и их обыгрывание, ритуалы приветствия, игровые ситуации и т.д.

Малыши в большинстве случаев любят подвижные игры, в которых можно и покричать, и потопать, и побегать. Поэтому для установления контакта с детьми подобрала серию игр, таких как: «Шумелка», в которой я становилась лисичкой, а дети курочками, которые, чтобы прогнать лисичку, начинали шуметь; «Медведь», в которой медведь песней подзывал к себе детей, а затем догонял их и др.

После того, как был установлен контакт с каждым ребенком, приступила уже непосредственно к организации общения между детьми. С целью поддержания хорошего настроения малышей и расположения их друг к другу начала работу по развитию коммуникативных умений с предложения детям здороваться друг с другом и называть друг друга по имени, а также обращать внимание на то, как они красиво одеты.

Для привлечения внимания детей друг к другу организовывала ситуации, в которых, разговаривая с одним ребенком, привлекала к нему внимание других детей. Рассматривая одежду одного ребенка, начинала рассказывать ему, какой красивый рисунок изображен на его кофточке, и тут же остальные дети бежали смотреть, показывать и рассказывать о том, что изображено на их одежде. Глядя на это, придумала ряд игр, направленных на развитие умения вступать в общение и поддерживать его. В такой игре, как «Вопрос-ответ», дети становились в пары друг напротив друга и спрашивали о цвете одежды, например: «Какого цвета собачка на твоей футболке?». Ребенок отвечал и тоже задавал вопрос: «А какого цвета машинка у тебя на шортах?» и т.д. Затем пары менялись и игра продолжалась.

На своей практике убедилась, что первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе. Они начинают плакать, кричать, топать ногами, ведь это легче, чем сказать: «Дай, пожалуйста» или «Извини». Поэтому большее внимание старалась уделять умениям речевого этикета. Очень часто предлагала детям поиграть в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больница» или «Кухня», в ходе которых дети учились общаться, вести себя в общественных местах, знакомиться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой и т.д. На начальном этапе, играя в игру «Магазин», роль продавца приходилось брать на себя для того, чтобы дети поняли, чем занимается продавец, как он общается с покупателями и т.д. Затем в роли продавца выступали сами малыши.

Для создания интереса детей к играм, направленным на формирование коммуникативных навыков, использовала различных героев историй и рассказов. К детям часто приходил медвежонок, который рассказывал о том, что игрушки в его добром городе заколдовали, и они стали злыми. В одном случае, чтобы расколдовать игрушки, нужно было сказать знакомые вежливые слова, в другом – назвать их ласково и т.д.

В нашей группе есть «Коробка-говорилка», в рукава которой дети просовывают руки и общаются друг с другом, пожимают руки, гладят ладонь, просто дотрагиваются и т.д., говоря при этом ласковые слова.

В нашей группе еще не все дети умеют играть в парах. Поэтому активно привлекаю их к играм, в которых необходим «напарник». Ребята очень полюбили игру «Найди по звуку», в которую удобно играть вдвоем. Один ребенок загадывает животное, другой находит его по звуку. Ребята в процессе игры общаются, помогают друг другу.

Успешно развивать коммуникативные способности малышей помогают тактильные игры, такие как «Капуста», «Мы капусту рубим-рубим», «Ласковое имя», «Кто пришел к нам в гости», в которых они стоят в кругу друг за другом и делают соответствующие словам действия на спине у впередистоящего ребенка.

Дидактическая игра «Эмоции» помогает понимать и передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики и жестов. В ней дети соотносят изображения эмоций с рисунками, на которых изображены действия. В дальнейшем, забрав у ребенка игрушку и взглянув на него, по выражению лица малыш может понять, какие чувства испытывает его товарищ, и решить, что нужно вернуть ему игрушку или же хорошо попросить.

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений, позволяют учить малышей общаться со взрослыми и сверстниками.

Количество просмотров: 12111  

Добавить комментарий

1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы