Рискните думать самостоятельно: организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
В Законе РФ «Об образовании» РФ 2019 года (273-ФЗ РФ редакция 2018-2019) в статье 34 п. 23 читаем: «Обучающимся предоставляются академические права на участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией».
В начальной школе мы должны научить ребёнка не только читать, считать и писать, мы должны прививать ему две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
В этом году мои ученики – третьеклассники. Они на пороге больших исследовательских проектов. За два года ребята получили представления о монопроекте, краткосрочном проекте и творческом коллективном деле. Ребята стали участниками классной стенной газеты, спектакля, праздников, конкурсов сочинений, литературных натюрмортов, мастерской по изготовлению кормушек, поделок из природного материала и т.д. Любая работа сводилась к поиску информации, общению с родителями, выполнению записей, оформлению презентаций, защите своих творений. Мои ученики стали победителями многих серьёзных конкурсов, которые связаны с проектной деятельностью и творческими идеями.
В конце второго класса я провела диагностику для определения исходного уровня сформированости исследовательских умений. По её результатам из 30 учащихся проявляют любознательность 23 человека, внимательность – 22 человека, умеют задавать вопросы и делать выводы – 23 человека, способны к экспериментированию как способу познавательной деятельности – 22 человека. Это говорит о готовности класса в целом к практической деятельности. Низкие баллы по креативности – умению находить решение несколькими или нестандартными путями – 6 человек, и только 4 человека готовы самостоятельно выполнять любую работу. Есть с кем начинать и серьёзную проектно-исследовательскую деятельность и есть над чем работать в течение двух последующих лет.
Приобщая детей к проектной деятельности, мы учим их чувствовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми, отслеживать информационные потоки, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и обрабатывать информацию, развиваем гибкость ума, творчество, чуткость к противоречиям, создаём условия для ценностных установок, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Таким образом, мы формируем ключевые компетенции младших школьников: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые, ценностно-смысловые, коммуникативные.
Компетенция в переводе с латинского языка означает «круг вопросов», в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Выпускник начальной школы должен быть готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Готова поделиться с коллегами опытом организации проектно-исследовательской деятельности, в которой участвовали мои второклассники в течение двух недель.
Школьный проект «Ты и твоё здоровье»
Актуальность проекта заключается в том, что он даёт возможность ребёнку познавать мир, учиться, ставить проблемы и находить пути их решения, взаимодействовать с другими людьми, безопасно работать в интернете. В процессе реализации проекта обучающиеся будут совершенствовать первоначальные умения учиться и способности к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
– Систематизировать представления обучающихся о факторах, влияющих на здоровье, о способах сохранения и преумножения здоровья.
– Формировать потребность в здоровье и сознательном, ответственном отношении к нему.
Планирование деятельности
Сроки |
Основания для формирования групп |
Проектная задача |
Способ представления результатов работы |
22.09-24.09 |
Группы формируются координатором проекта (учителем) |
Определить, что такое «здоровье человека» |
Коллаж «Здоровье» |
25.09-27.09 |
|
Определить влияние режима дня на настроение и работоспособность человека |
Памятка «Режим дня»
|
29.09-01.10 |
Формирование групп проводится по желанию участников проекта |
Определить влияние здорового сна на настроение и работоспособность человека |
Памятка «Здоровый сон» |
02.10-03.10 |
Индивидуальное выполнение проектной задачи |
Определить влияние закаливания и движения на сохранение и укрепление здоровья человека |
Информационный рисунок «Закаливание организма» |
04.10 |
|
Подведение итогов проекта, оценка и самооценка участников проекта; презентация проектных продуктов |
Данные листов самооценки, заполнения итоговой анкеты |
Этапы реализации проекта
1. Погружение в проект.
2. Планирование деятельности.
3. Поиск информации.
4. Оформление и презентация результатов проектной деятельности.
5. Рефлексия.
Когда начинается очередная работа над проектом, я люблю напоминать слова Кристофера Хитченса, американского журналиста, публициста и писателя, в качестве девиза, напутствия на работу: «Рискните думать самостоятельно! В ответ вы получите гораздо больше счастья, мудрости, правды и красоты».
Фоторепортаж с места проектной деятельности
Что такое здоровье?
Составляем режим дня
Информационный рисунок «Закаливание организма»
Памятка «Здоровый сон»
Работа над проектом увлекла детей. В результате участия в проектной деятельности они развивали личностные, регулятивные, коммуникативные УУД, формировали ключевые компетенции. Но главное, они самостоятельно выполняли не самую простую работу, вместе, засучив рукава, высказывали свои мнения, находили и размещали информацию, восторгались успешным находкам. «Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия», – мудрые слова Н. И. Мирона, автора различных афоризмов, и призыв к проектно-исследовательской деятельности, которая уже никого не оставляет равнодушным.
Количество просмотров: 7324 |
Добавить комментарий