Факт 22 - модно быть умным, или «Путешествие по словарям»
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов.
Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Илья Ильф, Евгений Петров
Что такое «Факт 22»?
В 2016 году Сбербанк при участии исследовательского агентства Validata, входящего в состав международной маркетинговой сети Global Marketing, провел исследование молодежи в возрасте до 25 лет.
Отчет о результатах выложен на сайте банка в свободном доступе (адрес ресурса: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf). Выводы, приведенные в отчете, помогают понять мотивацию, установки, ценности и ожидания молодого человека и предложить ему актуальную коммуникацию.
Наше внимание привлек Факт 22, который утверждает, что молодой человек хочет уметь «Поддерживать разговор на разные темы», «Быть нескучным», другими словами – «Модно быть умным».
Мы решили опереться на этот факт при подготовке традиционного для нашего музея «Дорогами детства» Центра развития творчества детей и юношества «Заельцовский» мероприятия, посвященного «Дню словарей и энциклопедий», который в нашей стране отмечают 22 ноября в день рождения выдающегося русского словесника составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. В 2019 году мы назвали нашу программу «Путешествие по словарям».
Размышления о словарном запасе, или «старые-новые» слова
Размышление № 1. Ни для кого не секрет, что наш «великий и могучий» русский язык сегодня претерпевает множество изменений, зачастую приводящих его к упрощению. Стремительное развитие компьютерных технологий, изменение темпов жизни, стремление к краткости, точности и информативности сообщений привели к тому, что в русском языке (особенно в повседневной речи молодого поколения) появилось огромное количество новых специальных слов и выражений. Сегодня задача коммуникаций – сообщить точно, кратко и емко. В такой ситуации не всегда возможно или даже уместно использовать эффектные речевые формы и обороты. Язык как средство коммуникации становится проще.
Размышление № 2. Появление новых специальных слов и выражений всегда было и остается «побочным эффектом» технического прогресса. Так совсем недавно мы узнали и стали использовать слова аккаунт, блог. Или слово появляется вместе с вещью, например: флэша, ноутбук, смартфон. Использование новых специальных слов и выражений один из показателей широкого кругозора, что, так или иначе приводит к увеличению словарного запаса человека.
Размышление № 3. Но, если сегодня главная задача языка — это коммуникация, а сообщение должно быть точным, кратким, и емким, то нужно ли обогащать и пополнять словарный запас?
Американский исследователь Джонсон О’Коннор, который занимался изучением словарного запаса и его влиянием на успешность человека считал, что: «…объем словарного запаса человека – главная и единственная мера для предсказания профессионального успеха в любой области».
Крупнейший мировой лингвист Ноам Хомский уверен в том, что: «…язык был создан не для коммуникации, а для мышления, а общение – это уже побочный продукт». Другими словами, богатый словарный запас позволяет нам мыслить и подбирать слова таким образом, чтобы наше сообщение отвечало требованиям сегодняшней коммуникации – было точным, кратким, емким и выразительным.
Размышление № 4. В сети существуют сайты, на которых можно узнать сколько слов знают известные люди – лидеры мнений у молодежи. Там же можно посчитать объем своего словаря и разные способы его пополнения.
Изучая эту тему, мы обратили внимание на статистику, которая утверждает, что современный школьник ежедневно узнает 10 новых слов, а одним из вариантов пополнения словарного запаса, ученые предлагают использовать устаревшие слова, которые ушли из повседневной речи. Например, огниво, горница, перст.
Мы решили провести эксперимент в форме игры, в результате которой каждый участник узнает 10 «старых-новых» слов. Например, козетка – двухместный диван, жардиньерка – подставка или корзина для цветов.
Будет ли тема словарного запаса интересна детям, или как мы делали эту тему интересной
А будет ли интересно молодежи сколько слов в русском языке, сколько слов знает школьник, а сколько профессор? Как организовать мероприятия так, чтобы информация запомнилась, а тема вызвала у ребят исследовательский интерес к родному языку?
При подготовке программы «Путешествие по словарям» мы обратились к ключевым выводам и рекомендациям Сбербанка «30 фактов о молодежи».
Предлагаю вашему вниманию наш опыт, частично основанный на некоторых выводах и рекомендациях исследования – «ГДЕ взаимодействовать», «КАК взаимодействовать», «ЧТО говорить», «ЧТО предлагать».
«Выставка словарей»
Так как музей – это прежде всего предмет, то мы организовали выставку словарей из запасов библиотеки ЦРТДиЮ. Несколько книг предоставил методист музея из личной библиотеки.
Рекомендации
- Предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде.
- Не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно.
Наше решение
Подробно представлены только два словаря – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль, «Словарь русского языка» С.И. Ожегов. На отдельном листе указан объем словаря, информация выделена цветом, размером, формой.
Орфографический словарь (1923 г/в.) представлен на отдельной полке.
Раздел, посвященный А.С. Пушкину – Журнал «Нива», выпущенный к 100-летнему юбилею Пушкина (1899 г/в.), «Евгений Онегин» А.С. Пушкина представлен на отдельной полке, отдельно указан объем словарного запаса Пушкина, информация выделена цветом, размером, формой, добавлено художественное оформление: чернильница, перо, «рукописи» автора.
Различные словари, справочники и энциклопедии для демонстрации многообразия справочной литературы.
Всю теоретическую информацию по теме систематизировали и оформили в плакаты. Наиболее интересные факты выделены с помощью визуальных эффектов.
Наше решение плакатов (можно использовать для школьной библиотеки без привязки к выставке)
- словари – основные понятия и даты;
- словарный запас – среднестатистические данные;
- словарный запас – объем словарного запаса великих писателей и лидеров мнений у молодежи;
- энциклопедии – основные понятия и даты;
- википедия как самая популярная свободная энциклопедия – основные характеристики.
Наши наблюдения
Выставка вызвала у обучающихся меньший интерес, чем интерактивные занятия. Взрослые наоборот с большим интересом смотрели книги, представленные на выставке, чем принимали участие в активных формах.
Плакаты вызвали интерес и у взрослых, и у детей, так как мы использовали данные словарного запаса и среднестатистического школьника, и лидеров мнений у молодежи.
Интерактив «Крылатые фразы»
Конечно, мы включили в программу устойчивые фразеологизмы, больше известные как «крылатые фразы».
Рекомендации
- Предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде.
- Не перегружать большими объемами информации – должно быть сразу понятно.
- Вовлекать в активное «практическое» взаимодействие.
Наше решение: можно использовать в рамках школьной программы без выставки; может участвовать любой, кто умеет читать.
Наиболее популярные фразеологизмы: «Бить баклуши», «Затрапезный вид», «Попасть в просак» и другие, мы оформили в виде отдельных табличек с «крылышками». На одной стороне написали саму фразу, на другой – объяснение. Таблички развесили в музее и по всему зданию центра.
Наши наблюдения
Такое расположение и свободный доступ создают условия для проявления активности обучающимися (педагогами, родителями и другими посетителями центра творчества) в изучении предложенного материала. Старшие учащиеся, педагоги центра и родители самостоятельно принимали участие в интерактиве.
Игра «Словарный запас»
Рекомендации
- Предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде.
- Ориентироваться на «среднестатистического» человека.
- Вовлекать в активное «практическое» взаимодействие.
- Помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей.
- Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет.
Наше решение: можно проводить в рамках школьной программы без выставки, возраст 10+.
Цель игры – создание условий для формирования у обучающихся интереса к изучению родного языка, расширения кругозора и пополнения словарного запаса.
Задачи игры:
- познакомить обучающихся с понятием «устаревшие слова»;
- узнать 10 устаревших названий знакомых предметов;
- пробудить познавательный интерес к родному языку;
- сформировать интерес к исследовательской деятельности.
Для игры мы подготовили:
Таблички с устаревшими названиями и описанием предметов. Мы подобрали 10 предметов, существующих в сегодняшней повседневной жизни, и нашли их устаревшие названия. Таблички разместили на соответствующих предметах в здании и кабинетах центра творчества.
- Гардероб.
- Козетка, или канапе.
- Рукомойник.
- Око.
- Сундук.
- Картоньерка.
- Жардиньерка.
- Геридон.
- Коник.
- Огневщик.
Маршрутный лист с вопросами. Ответы сформулировали таким образом, что для того чтобы написать правильный ответ, нужно прочитать все описание на табличке.
Сертификат о пополнении словарного запаса на 10 слов (все слова указали в сертификате). Сертификат выдавали тем обучающимся, кто прошел игру и ответил на вопросы:
- Какие слова вы узнали?
- Сколько новых слов вы узнали?
- Встретили ли вы во время игры знакомые слова?
- Какие слова запомнились вам лучше и почему?
Наши наблюдения
Дети любят играть и всегда активно откликаются на наши интерактивные занятия. Эта игра не стала исключением. Особенно мотивировала к активности возможность получить сертификат, который свидетельствует о достижении пусть и краткосрочной, но конкретной цели.
Результаты, или пополнение фондов нашего музея
В воспитательной работе всегда сложно понять достигнут ли желаемый результат. Получилось ли у нас решить задачи, поставленные в начале урока.
Самым наглядным результатом программы стало приятное событие – семья учащейся нашей студии «Северное сияние» Вахрамян Софии передала в дар музею газеты 1912 года выпуска. Титульный лист журнал «Нива» сохранила ее бабушка – Вахрамян Наталья Валерьевна. Она сказала: «Пусть ребята читают настоящую «старинную» газету, находят непонятные слова и узнают их значение».
Все этапы программы от подготовки до выдачи сертификатов мы отражали на странице МВК «Дорогами детства» на сайте ЦРТДиЮ «Заельцовский» (http://crtduzaelcovka.edusite.ru/p199aa1.html) и на нашей странице в инстаграм (https://www.instagram.com/muzey_dorogamidetstva/).
За это время число подписчиков в инстаграм увеличилось в полтора раза. Так как день словарей мы проводим ежегодно, в следующем учебном году мы планируем увеличить активность в инстаграм.
На наш взгляд организация урока в формате игры – наиболее эффективное средство для пробуждения познавательной деятельности обучающихся.
Количество просмотров: 6681 |
Добавить комментарий