Экологическое воспитание детей с помощью музыкальных занятий в ДОУ
Проблемы экологии в настоящее время являются актуальными, и экологическое воспитание – неотъемлемая часть педагогической деятельности дошкольного образования. На начальном этапе жизни у ребенка идет интенсивное развитие, совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период жизни и надо прививать любовь к природе и окружающему миру, чтобы он с ранних лет знал, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природе необходимо бережное отношение. На сегодняшний день мы много знаем видов искусств, среди которых музыка имеет большое значение в формировании экологической культуры.
У музыкального руководителя в работе много целей, формирование у воспитанников экологической культуры посредством музыки одна из них. Для достижения данной цели мною решались следующие задачи:
– обогащать представления детей о природном мире;
– воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;
– развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость.
В своей работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; сезонность.
Для слабослышащих детей музыкальные занятия очень полезны, у них идёт развитие остаточного слуха, развитие слухового восприятия.
На практике применяю разнообразные формы, методы, приёмы работы. Это слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.
Формы работы |
Занятия, праздники, развлечения |
Методы работы |
Игровая, двигательная |
Приёмы работы |
Слушание, музыкально-ритмические движения, игры |
Познакомиться ближе с природой можно, слушая музыку, находя различные звуки природы (весенняя капель, голоса птиц, шелест листвы, шаги медведя). Также можно слушать музыку, сопоставляя с картинкой, чтобы ребёнок наглядно видел и угадывал, какой звук подходит для животного. Ведущий вид деятельности у дошкольников – это, конечно, игра. Из дидактических игр дети знакомятся с разными животными, например, игра «Хитрый кот», «Медведь и зайчик» и т.д. Так у дошкольников возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
На музыкальном занятии организую музыкально-ритмические движения, где ребёнок, слушая музыку, выполняет подражающие движения, представляя данного зверя или звук природы (Е. Тиличеева «Зайчики», Е. Тиличеева «Скворцы и вороны»). Также дети на музыкальном занятии слушают звуки природы (М. Раухвергер «Дождик», нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет»). Тем самым у слабослышащих детей идет развитие музыкальной памяти, они запоминают на слух разные мелодии. При этом ребёнок ближе знакомится с животным миром, подражая движениям под определенную музыку.
Например, игра «Кто вышел погулять?»
Задачи:
– Научить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
– Расширять представления детей о многообразии животного мира.
Ход игры:
Для начала надо познакомить детей с животными, которые будут задействованы в данной игре, рассказать, какой характер, движения данное животное может использовать, их привычки. Далее дети распределяются по всему залу и внимательно слушают, чья музыка начинает звучать, и двигаются по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация). Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
Подбор песенного материала способствует познанию окружающего мира, дети узнают о растениях, ягодах, лесах и т.д. В музыкальных произведениях чаще всего присутствует какое-либо природное явление или образ животного. Перед тем как разбирать новые произведения с детьми можно провести беседу, чтобы ребёнок понимал смысл песни и расширил свой кругозор, наглядно показать картинки, таблички. Например, песня «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето» музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. В данной песне говорится о животных, можно рассказать детям, как надо бережно относиться к животным и всей природе. Так в каждой песне можно найти тот или иной материал, с помощью которого произойдет знакомство с природой. У детей появляется интерес узнавать и различать живую природу (животные, растения, грибы), изучать растения (сада, луга, леса), учиться правильно за ними ухаживать.
Систематически проводятся праздники осенью, зимой, весной, летом, где ребенок непосредственно знакомится с особенностями природы в данный период времени. После проведения занятий и мероприятий проявляется чуткий интерес к природе, повышается уровень осознанно-бережного отношения, дети глубоко воспринимают образы природы в музыке. Таким образом, музыка очень хорошо прививает любовь к природе, животным, а также расширяет кругозор.
Литература:
1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2000.
3. https://www.sites.google.com/site/muzykadetjam/rol-muzyki-v-ekologiceskom-vospitanii-detej
Количество просмотров: 10881 |
Добавить комментарий