Основы экологического воспитания в детском саду

 
 

Тарабанова Марина Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ Детский сад № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Основы экологического воспитания в детском саду

Учитывая, как сильно меняется окружающий нас мир и как стремительно нарастает угроза возникновения глобального экологического кризиса, трудно представить, что молодое поколение – то самое поколение, которое предположительно столкнется с этим кризисом – совсем к нему не подготовлено. Задача проинформировать подрастающую часть населения, обеспечить ее достоверной и полезной информацией о надвигающейся угрозе ложится на систему образования, в частности на дошкольные учреждения. Именно они могут дать детям все необходимые знания из области безопасности и здравоохранения, тем самым создавая экологическую культуру нового социума.

Нельзя отрицать необходимость и актуальность экологического просвещения населения. В первую очередь потому, что оно является главным условием преодоления неблагоприятных последствий влияния человеческой деятельности на природу и вхождения индивида в систему отношений «человек-общество-окружающий мир». Для дошкольников экологическое просвещение играет даже большую роль, чем для взрослых, так как без него невозможно формирование личности ребенка и прививание бережливого отношения к природе и ее обитателям. Дошкольные учреждения, являющиеся одним из институтов социализации, обеспечивают знание основ биосферы, а также привлекают детей к природоохранной деятельности, учат заботиться о флоре и фауне нашей планеты.

Кроме того, экологическое просвещение является одной из главнейших задач современной системы образования. Подтверждением этому стала утвержденная в 2010 году Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития, в которой представлена модель текущего экологического просвещения детей и подростков. Согласно данной модели, процесс экологического просвещения представлен тремя составляющими, находящимися в тесной взаимосвязи друг с другом:

– экологическое обучение, то есть информирование о текущей экологической ситуации, накопление знаний;

– экологическое воспитание, то есть прививание положительных эмоционально-ценностных отношений к окружающей среде. Подобные отношения формируются у детей во время осознания эстетической ценности внешнего мира, его вечной и безусловной красоты. Поэтому «чувство прекрасного» – вовсе не пустой звук, а воспитание эстетических чувств, которое является важнейшим условием любви к природе;

– экологическое развитие, то есть закладывание в ребенке необходимых для реализации отношений «человек-общество-окружающий мир» навыков, развитие экологического мышления.

Конечно, для экологического просвещения дошкольников недостаточно одной лишь теории. Истинное понимание ценности и важности окружающего мира возникает лишь при проведении с ребенком практической деятельности, включающей его реальное взаимодействие с животными и растениями. Это проведение увлекательных опытов, процесс наблюдения за окружающим миром, беседы на экологические темы, экскурсии и прогулки, участие в увлекательных экологических квестах, играх и праздниках, изготовление поделок. Труд в уголке природы, в «огороде на окне», совместная трудовая деятельность на клумбах и участке даёт возможность закрепить свои знания на практике, получить удовольствие от осознания своей сопричастности к общему, полезному делу.

Привлечение ребенка к проектной деятельности даёт возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентированные, ролево-игровые проекты. Подобные формы занятости способствуют не только позитивному эмоциональному состоянию детей (радость от проделанной работы, поощрение воспитателя), но и помогают ребенку осознать собственные возможности, обрести уверенность в себе, реализоваться в продуктивной коллективной деятельности.

В наши дни исследователи, теоретики и практики экологического воспитания дошкольников не останавливаются на достигнутом. Каждый год в использование вводятся новые программы, совершенствуются уже существующие методы, разрабатываются уникальные форматы работы с детьми, учитывающие их физиологические, интеллектуальные и социальные особенности.

Центральное место среди основных методик экологического воспитания детей занимает игра. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают многочисленные исследования, которые демонстрируют, что с помощью игры у дошкольников можно сформировать положительное отношение к природе, развить чувство эмпатии и сопереживания к представителям флоры и фауны. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности.

Например, в своей работе по экологическому просвещению мы используем парциальную программу «Добро пожаловать в экологию!», созданную Воронкевич О. А. В рамках реализации указанной программы мы используем различные методы экологического образования воспитанников:

– наглядные (наблюдения, экскурсии, изучение картинок и иллюстраций, просмотр художественных и научно-документальных фильмов о природе);

– словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование элементов фольклора и народного творчества);

– практические (экологические игры, сбор материала для гербария, опыты и эксперименты, труд в природе).

Центральное место в нашем образовательном процессе занимает игровое обучение и наглядное моделирование, проигрывание проблемных ситуаций в рамках совместной деятельности с дошкольниками: «Случай на улице», «Что я видел по дороге в детский сад», «Что делать?» – это стимулирет познавательную активность детей и приучает их к независимому поиску решений проблемы, тем самым превращая образовательную деятельность в интересную игру.

Специфика игровых занятий заключается том, что в их рамках происходит совместное творчество воспитателя и воспитанника. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества. Совместная деятельность с детьми занимает ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Результатом интеграции разных видов совместной деятельности являются реализуемые экологические проекты: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Осень» и многие другие.

В группе постоянно пополняется и обновляется пространственная среда, которая оказывает огромное влияние на познавательную детскую активность. Игры, пособия, лэпбуки, модели, книги, продукты детского творчества доступны детям и находятся в их свободном пользовании. Совместно с родителями за летний период времени нами был собран и изготовлен гербарий, который нашел активное применение в образовательной деятельность по экологическому воспитанию. Знакомство с растительным миром у ребенка начинается не с просмотра фотографий или картинок, а через настоящий лист дерева, который он сам нашел в совместной деятельности со взрослым в парке, саду или в огороде, засушил, собрал информацию, получил массу эмоций, а затем под руководством воспитателя использовал в обучающих играх «Назови дерево», «С какого дерева лист», «Сад-лес-город», «Какая польза?».

Родители также участвуют в процессе экологического просвещения, так как семья является первичным институтом социализации ребенка. Совместно с семьями воспитанников организуются праздники экологической направленности «Осень золотая», «Праздник урожая», «Капустники», выставки поделок из природного материала. Для родителей мы с постоянной периодичностью предоставляем наглядную информацию о состоянии окружающей среды, пагубном влиянии человеческой деятельности на природу, а также способах смягчения техногенного воздействия.

«Добро пожаловать в экологию!» – одна из реализуемых нами программ по экологическому образованию вместе с родителями, направленная на формирование у воспитанников экологической культуры. Она разделена на несколько частей: «Задайте малышу вопрос», «Вместе наблюдаем на прогулке», «Почему так происходит?», «Исследуем вместе с ребенком», «Играя, познаем природу» и другие.

 

В процессе реализации данной программы происходит активное задействование познавательных психических процессов (восприятие, ощущение, речь, мышление, воображение, память и т.д.), а также реализуются воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания заботиться о растениях и животных, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним. В конечном итоге, у всего этого имеется единая цель – формирование осознанного отношения детей к природе и закладывание им основ экологического сознания.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в обучении основам экологической культуры дошкольники овладевают игровыми действиями, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, а также получают новые знания, учатся правильно вести себя в природе и формируют в себе осознанно правильное отношение ко всему живому. Дальнейшие экспериментальные поиски помогут нам отыскать новые стороны и возможности использования игры на занятиях по экологическому воспитанию и приобщению детей дошкольного возраста к основам экологической культуры.

Литература

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. – 128с.

3. Лихачев, Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии / Б. Т. Лихачев; под ред. В. И. Данилова, Данильяна, С. Н. Глазачева, Р. Лоба. – М., 1997.

4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

5. Токарев А. А., Иванова В. В., Сидорова А. В. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. – 2012. – №8. — С. 376-377. — URL https://moluch.ru/archive/43/5197/ (дата обращения: 02.03.2020).

6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

Количество просмотров: 13725  

Добавить комментарий

1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы