Образ Демона в русском искусстве XI–XX веков

 
 

Гончарова Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

 

Образ Демона в русском искусстве XI–XX веков

Выбранная тема связана с приметой нашего времени – разрушение морально-нравственных ценностей. В обществе всё чаще в приоритете власть денег, нажива и даже насилие. Молодежь, особенно подростки, подвергаются тлетворному влиянию подобной идеологии, где за основу берется право «сильной личности» утверждать свое превосходство путем подавления слабых и беззащитных. На примере произведений искусства можно показать, чем оборачивается подобный подход в жизни, к последующей неизбежной расплате.

Тема Демона в мировой литературе

Мировое искусство на протяжении многих веков постоянно обращается к некоторым темам и образам, которые волновали не одно поколение людей и так же волнуют наших современников. Такие темы в литературоведении называются «вечными». Одна из них – бесконечная борьба добра со злом, выражающаяся в вечном противоборстве Бога и Сатаны. Величайшие мастера искусства в своих произведениях пытались разрешить эту проблему.

Так, образ падшего ангела стал одним из излюбленных мотивов мировой поэзии. Начиная с 17 века, в литературу прочно вошел образ Демона как яростного противника Бога, духа-искусителя людей. Его имя по-разному звучит в произведениях, это: Сатана в «Потерянном рае» (1667) Дж. Мильтона, Люцифер в «Каине» (1821) Дж. Байрона, Мефистофель в «Фаусте» (1808 -1832) И.В. Гете, падший дух в поэме «Элоа» (1824) А. де Виньи. Каждый из поэтов предлагал свой вариант образа демона, но в то же время все сохранили основной мотив – враждебность демона небесам и Богу, отчужденность дерзкого носителя зла от мира. В русской литературе до Лермонтова к этому образу обращался А.С. Пушкин в стихотворном наброске «Мое беспечное незнанье» (1823), в стихотворениях «Демон» (1823) и «Ангел» (1827).

Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова

«Демон» – поэма, над которой М.Ю. Лермонтов работал на протяжении всего творческого пути. Образ Демона владел чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста, о чем свидетельствуют стихотворения «Мой Демон» (1824, 1831 гг.), поэма имеет 7 редакций. Поэт много раз переделывал начатое произведение, но с каждой новой переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме. В основе поэмы «Демон» – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога, и по воле Бога превратившегося в дух зла. Произведение М.Ю. Лермонтова, поэта-романтика, вобрало в себя противоречия эпохи, отразило страстную, бунтующую душу человека, его вечное томление и стремление к идеалу.

Экспозиция поэмы характеризует главного героя, восстанавливает его предысторию. В своих вечных скитаниях Демон сохранил воспоминания о лучших днях, связанных с жилищем света, где «блистал он, чистый херувим». Затем, изгнанный из рая, Демон преуспел в искусстве творить зло, довел его до совершенства: «нигде искусству своему он не встречал сопротивленья, и зло наскучило ему». Сам же автор словно затрудняется в характеристике героя, отсюда – различные метафоры и эпитеты, иногда противоречащие друг другу: «печальный», «дух изгнанья», «гордый дух», «отверженный», «лукавый».

Образная система поэмы подчинена идее – раскрыть образ Демона в его сложности и противоречивости. Главная сюжетная линия – Демон и Тамара – отражает сущность  героя.

Тамара – олицетворение красоты, портрет героини изображен фрагментарно: «влажный взор», «завистливая ресница», «божественная ножка», «милое чело». Авторский вывод («С тех пор, как мир лишился рая, клянусь, красавица такая под солнцем юга не цвела») близок к сказочной формуле «Ни в сказке сказать, ни пером описать», что подтверждает последующее сравнение: «как пери спящая мила». Согласно персидской мифологии, пери – добрая фея.

Увидев Тамару накануне ее свадьбы, Демон был очарован княжной: «На мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг … // И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты», через любовь юной княжны он мечтает примириться с Небом. Здесь налицо противоречие характера героя. С одной стороны – он испытывает к Тамаре сильные чувства, с другой – Тамара для него средство достижения личных целей.

Череда преступлений, совершаемых Демоном, следует без перерыва. Жених Тамары пренебрегает обычаями далеких предков: он не произнес молитву у святого места, где все путники останавливались для совершения обязательного ритуала. Тем самым князь лишил себя божественного покровительства. Ему, жениху, не следовало также предаваться любовным мечтаниям на таком святом месте. Этой оплошностью сразу же воспользовался Демон: «Его коварною мечтою // Лукавый Демон возмущал».

Тамаре, оплакивающей гибель жениха, он наносит несколько ударов. Сначала он появился во тьме, и трудно было догадаться, кто он:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.

Когда Тамара, во имя спасения души, решает заточить свою жизнь в мрачной келье монастыря, Демон хочет подарить ей всю широту абсолютной свободы, пространство вечности. Он обещает ей рай всезнанья и свободы, и даже божья защита не смогла остановить его. Соблазнительные речи Демона убедительны, основаны на знании природы людей, их слабостей. Земная жизнь, по мнению Демона, недолговечна и ничтожна, как и люди, презираемые им: «Что люди? Что их жизнь и труд? // Они прошли, они пройдут …».

Далее он обещает жизнь с наслаждениями особого свойства, недоступную людям, но цена такой свободы слишком высока – отказ от всего ничтожного, земного означает смерть.

«Смертельный яд» поцелуев Демона погубил юную Тамару. Когда ангел-хранитель забрал ее душу, у всесильного Демона не хватило сил преодолеть враждебность и зависть к божьему величию. Пред Тамарой предстал другой Демон, не тот, который блистал неземной красотой, а сама беспощадная смерть, настигшая свою жертву:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца, –

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

Причина поражения Демона, по мнению Лермонтова, – в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. В образе Демона сконцентрирован «вечный ропот человека», желающего встать вровень с природой. Божественный мир могущественнее мира личности – такова позиция поэта.

Созданный автором образ природы занимает важное место в поэме. Эмоциональное восприятие природы показано в двух ракурсах: с точки зрения автора и главного героя. Для автора – «дик и чуден … весь божий мир», он не скрывает своего восхищения: «Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали; //Счастливый пышный край земли!». Природа, воспринимаемая Демоном, имеет отрицательную динамику: от презрения («Но гордый дух презрительным окинул оком творенье бога своего») до ненависти («И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел»).

Образ Демона в картинах М.А. Врубеля; представление художника о Демоне как о символе эпохи

Образ Демона волновал так же, как и М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля, художника-модерниста конца 19 века. В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому Врубель исполнил 30 иллюстраций, в основном это были иллюстрации к поэме «Демон». Сам Врубель долгое время был неизвестен современникам, многие не понимали своеобразия его живописи. Все полотна Михаила Врубеля напоены тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. Сюжет картины «Демон (сидящий)» был задуман Врубелем в Москве после прочтения поэмы Лермонтова. Оценивая Демона, Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)».

Картина Врубеля написана в традиционной для него цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе. Герой картины – не злобный дух, а молодой, красивый человек с великолепной мускулистой фигурой, густой гривой волос. Он очень печален, слеза катится по его щеке. В облике Демона нет ничего пугающего, страшного. Он вызывает сочувствие. Художник изобразил своего героя на фоне фантастической природы.

Его сильное тело напряжено, но лицо, наоборот, спокойно и даже несколько меланхолично. Это показывает двойственность образа демона – с одной стороны крепкое, словно гранитное тело, а с другой – ранимая, трепетная душа. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания.

Картина написана в своеобразном стиле Врубеля – она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. В письме к своей сестре от 22 мая 1890 года Михаил Александрович Врубель так описывал героя картины: "... полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами".

Истоки печали и страданий Демона таятся в его разладе с самим собой, в его абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Сущность Демона в представлении Врубеля раскрывается всем художественным строем полотна, а именно: композиционными особенностями картины, своеобразием колорита. Как лермонтовский Демон весь соткан из противоречий, так и картина построена на контрастах. Могучая фигура Демона помещена в центре вытянутой по горизонтали картины. Он единственный герой во всем пространстве полотна, но ему все равно тесно в таком формате: художник словно обрезает фигуру героя сверху и снизу, оставляя простор лишь по бокам. Этот художественный прием позволяет зрителю ощущать, как тесно Демону в этом мире, как скован он душевной печалью, скорбью одиночества.

Мысль написать картину «Демон (поверженный)» возникла сразу же после создания «Демона (сидящего)». И уже в начале 1902 года картина была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

О выставке сохранились воспоминания сестры жены Врубеля, Екатерины Ивановны Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота…». На картине «Демон (поверженный)» герой находится на дне глубокого ущелья, словно низринутый с небес. Некогда могучее тело выглядит жалко и пугающе: оно деформировано, плети иссохших рук заломлены над головой. Лицо повергнутого выражало безмерную тоску и безнадежность. Бессильные крылья с павлиньими перьями беспомощно лежат рядом. Голова неестественно покоится на груди. На голове героя не то венец, не то диадема со сверкающим рубином. Только глаза горят неугасимым огнем ненависти в лучах заходящего солнца. Темно-лиловые горы сумрачно окружают ущелье. Вдали виден поток воды, который вот-вот скроет героя.

Рассмотрев картины М.А. Врубеля, можно сделать следующие выводы:

– «Демон (сидящий)» похож на лермонтовского героя, но более очеловечен, печален.

– Оба Демона М.А. Врубеля контрастны.

– Сидящий Демон полон сил, он много размышляет о своей жизни, возможно, раскаивается в своей гордыне, ставшей причиной изгнания и отрешенности. Демон поверженный изображен художником как дух, потерпевший поражение в поединке с Богом.

– Картины написаны в традиционной для Врубеля цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе.

Образ Демона в стихотворениях А.А. Блока «Демон» (1910, 1916 гг.), их связь с поэмой М.Ю. Лермонтова и картинами М.А. Врубеля

На поэта-символиста А.А. Блока, современника М. Врубеля, сильное впечатление произвела вторая картина художника. А.А. Блок чувствовал в «Демоне (поверженном)» судьбу самого художника. А позже, после разгрома революции 1905 года, Блок увидел в картине предсказание судьбы русской интеллигенции. На похоронах Врубеля он сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».

В цикл стихов А.А. Блока «Страшный мир» вошли два поэтических текста с одинаковым названием – «Демон». Даты создания произведений разделены шестью годами. Первое стихотворение написано в 1910 г., сразу после похорон Врубеля, второе появилось летом 1916 г. Обращение к картине М. Врубеля не случайно: поэта и художника сближали апокалипсические предчувствия, ощущения «тени Люциферова крыла» в настоящем и будущем. Блок считал образ Демона символом времени, олицетворенным выражением мировой скорби и мятущейся души.

Стихотворение «Демон» 1910 года показывает образ влюбленного героя, очарованного земной девушкой. Жизнь до встречи с Тамарой представляется ему бессмысленной и неинтересной: «Не жил я – блуждал средь чужих». С героиней Демон связывает блаженные перемены в своей жизни, но, несмотря на это, он готов уничтожить соперника-жениха, не боясь причинить боль Тамаре. Свое коварство он оправдывает любовью: «С тобою, с мечтой о Тамаре, // Я, горний, навеки без сил…».

Авторское понимание темы мятежного духа неотделимо от лермонтовских мотивов. В обоих произведениях Блока встречаются многочисленные аллюзии на строки поэмы Лермонтова: «песня зурны», «пусть скачет жених – не доскачет!»; «я возьму тебя с собою и вознесу тебя туда…».

Во втором стихотворении с поэмой Лермонтова сближают детали лирической ситуации – сцена соблазнения земной женщины и ее смерть.

«Демон» 1916 г. начинается с обращения к возлюбленной, которая уже очарована властью темного духа. Женский образ, лишенный имени, представляется безвольным, его покорность и преданность сродни поведению рабыни. Могучий Демон искушает спутницу, демонстрируя ей дали, не доступные смертным. Пунктами фантастического «маршрута» становятся сверкающий «гребень горный», бездонная бездна, «незапятнанный луг».

Мрачный дух презирает человеческие чувства, и поэтому в тексте передано нарастание отрицательных эмоций. Во второй строфе ужас героини охарактеризован пренебрежительным эпитетом «бесполезный», а в пятом четверостишии людская «дикая страсть» получает целый ряд уничижительных характеристик: «малость», «ложь» и «грустная жалость».

Искушение продолжается: соблазнитель угадывает робкие желания земной спутницы. Поэтому возникает новая точка путешествия – космическая, откуда облик земли и звезд выглядит одинаково. Достигнув ее, онемевшая от удивления героиня обозревает «новые миры» – «невероятные», порождающие в душе «страх и бессилье».

Земная женщина не в состоянии перенести поток вселенских откровений. Демон вновь угадывает ее просьбу и охотно, без сожаления, отпускает возлюбленную, с «божественной улыбкой» наблюдая за ее последним полетом. Жестокость сцены усиливает сравнение погибающей с «камнем зыбким». Эпизод вызывает библейские реминисценции, связанные с падением ангелов, изгнанных из рая.

Темный персонаж, чье «божественно-прекрасное» тело несут могучие крылья, не знает преград: он способен достичь любых отдаленных точек пространства. Самонадеянность Демона выражается также в его уверенности, что звездные миры, созданные Всевышним, являются порождением его «игры»: «Невероятные видения, // Создания моей игры». Обращая внимание на вневременную природу образа Демона, автор, тем не менее, указывает на его человеческие черты, выдающие классического обольстителя. Многоплановый облик героя соединяет в себе величие и коварство, бездушие и влюбленность, самоуверенность и стремление к внешним эффектам.

Образ блоковского Демона объединяет героев и Лермонтова, и Врубеля. Здесь и пляска Тамары, и песня зурны, и смерть жениха, как в поэме Лермонтова; и в то же время цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля. Герой стихотворения отличается от своих предшественников. Ожидание перемен, томление, весна как символ обновления – все это характерно для лирики Блока.

Исследуя стихотворения А.А. Блока, можно сделать следующие выводы:

– В стихотворении 1910 г. Демон более похож на лермонтовского героя своей влюбленностью, надеждой на перемены.

– В обоих произведениях Блока встречаются аллюзии на строки поэмы Лермонтова.

– Цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля.

– В стихотворении 1916 г. Демон демонстрирует власть над соблазненной им женщиной, проявляя жестокость и равнодушие.

Зло привлекательно, заманчиво, коварно, и у человека не всегда хватает духовных сил, чтобы избежать его пагубного влияния.

Произведения поэтов и художника показывают, что Демон вредит людям, искушает их, преследуя личные цели, поэтому доверчивость людей выгодна Демону.

Следует также обратить внимание на время создания произведений, как это сказалось на особенностях формирования образа.

Лермонтов – поэт-романтик, его романтический герой одинок, не находит в ней своего идеала, поэтому ищет родственную душу, которая могла бы понять его. Демон – гордый, непреклонный дух, воплотивший идею бунта, неприятия божьего мира. Лермонтов сохранил традиционный для мировой литературы образ Демона.

Художник-модернист Врубель видел в Демоне символ новой эпохи. Герой наказан за свое зло Богом, с которым он самоуверенно вел непримиримую вражду, ложно надеясь на свои силы.

Блок также отходит от традиционной трактовки образа Демона, он совмещает черты героев и Лермонтова, и Врубеля, поэтому Демон в произведении 1916 г. – безжалостный убийца, способный погубить человека, доверившегося ему.

Список использованных источников и литературы

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т., М.: «Правда». 1988. С.719.

2. А. Блок. Избранное, М.: «Просвещение», 1988, с 350.

3. Дмитриев Н.А. «Михаил Врубель», М.: «Детская литература», 1984г., с.243.

4. https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/poverzhennyj-demon-mihaila-vr...

Количество просмотров: 15440  

Добавить комментарий

1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы