Библиотечный час на уроке литературного чтения в 3 классе. Красота русской природы. Осень. Зима

 
 

Иванова Наталья Александровна,

педагог-библиотекарь

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с  с углублённым изучением

предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 
 
 

Мухина Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 

Библиотечный час на уроке литературного чтения в 3 классе. Красота русской природы. Осень. Зима

Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!

Иван Никитин

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все,

что он может, как прекрасна была бы земля наша.

Антон Чехов

Цель: воспитание любви к природе.

Задачи:

1. Развивать восприятие красоты окружающего мира.

2. Развивать положительные эмоции по отношению к природе.

3. Видеть красоту родной природы.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Книга рассказов С. Т. Аксакова «Осень», «Снег», запись музыкальных композиций П.И. Чайковского «Осенняя песнь» – октябрь, «У камелька» – январь из фортепианного цикла «Времена года», картины русских художников (природа осенью и зимой), альбом для рисования, гуашь, кисть.

Мы часто говорим об экологической культуре, о том, что необходимо обучать ребят в школе навыкам этой культуры. Много говорим об экологических проблемах города, страны и мира, о путях их решения. Но разве с этого надо начинать?

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

На наш взгляд, главной частью определения экологической культуры является «гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды». Если человек искренне будет восхищаться, любить природу, то он никогда не сделает ей больно или будет стараться не вредить ей. Всё начинается с любви...

Весна шепнет тебе: 

«Живи...» 

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!

Р. Рождественский

Необходимо учить детей видеть красоту природы, развивать положительные эмоции по отношению к ней, развивать восприятие красоты окружающего мира и, как следствие, воспитание бережного отношение к природе.

На библиотечном часе на уроке литературного чтения в 3 классе мы знакомились с красотой русской осенней и зимней природы. В классе выставка картин русских художников (осень, зима).

 

1. Ребята читали вслух рассказы С.Т. Аксакова «Осень» и «Снег».

Отвечали на вопросы:

Какой увидел осень, зиму автор?

Какие краски использовал автор произведений для создания портрета осени, зимы?

Какие слова из этих произведений вы запомнили?

Радостную или грустную картину создал автор?

Как вы воспринимаете осень, зиму? Какими словами вы могли бы выразить свое отношение к осени, зиме?

Физкультминутка:

«Осенние листочки»

Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер – полетели. (машем руками из стороны в сторону)

Мы летели, мы летели и на землю сели. (машем руками, присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял, (встали, машем руками)

Повертел их, покрутил

И на землю опустил. (присели)

2. Ребята слушали музыкальные композиции П. И. Чайковского «Осенняя песнь» – октябрь, «У камелька» – январь из фортепианного цикла «Времена года». (Музыкальные файлы смотрите во вложении).

Отвечали на вопросы:

Каким увидел октябрь, январь П. И. Чайковский?

Радостную или грустную картину создал композитор? Почему?

3. Загадки «Осень – зима»

А) Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (мороз)

Б) Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

В) Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Г) Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (лист)

4. Работа с текстом.

Осень в лесу. Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

По цепочке ребята читают рассказ «Осень в лесу», который написал Иван Сергеевич Соколов-Микитов. На каждой парте текст рассказа. После прочтения ребята отвечают на вопросы, работая с текстом:

А) Сколько абзацев в тексте? (6)

Б) Какая наступила осень? (золотая)

В) Какие грибы растут на опушках лесов? (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, опенки)

Г) Что растет на болоте? (клюква)

Д) Что видно на дне ручья? (камешки, травинка)

Е) Что делают облака? (бегут и бегут)

Ж) Какие птицы готовятся к отлету или уже улетели? (ласточки, стрижи, скворцы, гуси, журавли)

З) Какие птицы остаются зимовать? (рябчики, тетерева, куропатки)

И) Стрижи какие? (быстрокрылые)

К) Журавли какие? (длинноногие)

Л) Рыжики какие? (душистые)

М) Грузди какие? (скользкие)

Н) Сыроежки какие? (зеленоватые, розовые)

О) Подосиновики какие? (красноголовые)

Физкультминутка:

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть.

5. Цветовые эмоции. 4 ученика из класса по очереди читают наизусть стихотворения про осень и зиму (А.С. Пушкин «Зимний вечер», А.С. Пушкин отрывок «Евгений Онегин», А.А. Фет «Ласточки пропали», Н.А. Некрасов «Славная осень»). А остальные ребята мазками гуаши выражают свои цветовые эмоции. То есть на альбомный лист бумаги наносят мазки теми цветами, которые они увидели, услышали при прослушивании стихотворений.

6. В конце занятия ребята показывают друг другу свои рисунки, которые они нарисовали дома к библиотечному часу на тему «Осень, зима».

На наш взгляд, когда мы знакомим детей с красотой русской природы через стихи, рассказы, музыку, картины, мы воспитываем в них любовь к природе, а значит, воспитываем бережное отношение к ней. А значит, в дальнейшем они станут частью общечеловеческой культуры, социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

Я люблю природу,

Тропки и леса,

Речку возле дома,

Пышные луга.

 

Я душой привязан,

К ней, как никогда,

Потому, что в сердце,

У меня она.

 

Дорога до боли,

И близка - близка,

Мне она родная,

Мне она нужна!

Елена Степанова

В заключение нам хотелось бы предложить вашему вниманию просмотр видеоролика, в котором показаны фрагменты библиотечного урока «Красота русской природы. Осень. Зима». Выражаем огромную благодарность Кожухову А.О. (техническому специалисту МБОУ СОШ №90 УИП ХЭЦ) за оказанную помощь в создании этого видеоролика.

Список литературы:

1. Соколов-Микитов И.С. Осень в лесу. – Воронеж, 1972.

2. Здравствуй, солнце: Стихи и рассказы русских писателей о родной природе. – М.: Дет. лит., 1990.

 

Количество просмотров: 8168  

Добавить комментарий

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы