Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ

 
 

Задохина Марина Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 
 
 

Ермилова Марина Константиновна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ

Дошкольный возраст – это период наиболее благоприятного активного развития всех компонентов связной речи, ее становления и формирования. Чем раньше будет начата работа по развитию связной речи, тем эффективнее и плодотворнее она будет.

Согласно требованиям ФГОС ДО, важной задачей для дошкольного образования является правильная, хорошо развитая речь, являющаяся базой для успешной подготовки детей к школе. На данном этапе проблема развития связной речи заключается в том, что традиционные методы работы перестали быть достаточными, соответственно это требует модернизации традиционных форм и поиска новых качественных приемов, нацеленных на повышение результативности в работе.

Для успешного усвоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ, сказку. У современных дошкольников речевые высказывания, в основном, носят линейный, схематичный, стереотипный характер. Также психолого-педагогическая диагностика с каждым годом выявляет снижение интереса дошкольников к русскому народному творчеству и сказкам в частности.

Однако именно из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Она содействует развитию мотивационной сферы, формированию стремления подражать положительным героям сказки, развивать эстетический вкус, умению видеть, ценить и беречь красоту. Через работу со сказкой у детей развивается творческое мышление, воображение и фантазия.

Хорошим решением, позволяющим уйти от схематичности и структурированности в речи, является такой подход, при котором можно совместить инновационные приемы в речетворчестве, креативное мышление и русскую народную сказку. Использование приемов и элементов ТРИЗ дает возможность для развития творческого потенциала детей и их фантазии.

Работа по развитию связной речи строится по принципу от простого к сложному. На начальном этапе речевые игры и упражнения учат детей фантазировать, придумывать нестандартные решения, примерять на себя роли волшебников, творчески мыслить. Таких игр очень много. Наиболее результативными являются игры с элементами ТРИЗ: «Теремок», «Да-нетки», «Забавные животные», «Волшебники времени», «Бином фантазии» и другие.

Следующий, более сложный этап – работа со сказкой. Этот этап позволяет наполнить речь ребенка яркостью, индивидуальностью, нестандартными элементами. Дети сами дают сказкам новую жизнь, интерпретируя их на новый лад, наполняют другим содержанием, наделяют героев несвойственными им качествами, придумывают свои совершенно необычные сказочные истории. Приёмами ТРИЗ, используемыми на данном этапе, являются: «Цветные сказки», «Герои перепутались», «Волшебная шкатулка», «Салат из сказок» и другие.

В качестве примера приведем некоторые речевые игры, в которые можно играть как в саду, так и дома.

Речевая игра «Да-Нет»

Играть в нее можно уже с 3 лет. Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление у ребенка. Зачем это нужно? В нашем быстром мире ребенку нужно не только запоминать, что, скажем, самолет – это транспорт, а чайник – посуда, но и самому понимать, как классифицировать предметы, чтобы структурировать окружающую действительность.

Основные правила: найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки, которыми обладает объект: цвет, форма, размер, его части и месторасположение, звук, запах, вкус, температура, влажность, материал, способность двигаться и то, как может изменяться во времени.

Речевая игра «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Эта игра позволяет научить детей составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета. Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке.

Например: Колобок оказался в сказке «По щучьему веленью»; Курочка Ряба жила у Бабы Яги в избушке на курьих ножках.

Речевая игра «Шкатулка со сказками»

С помощью этой игры у детей развивается речь, мышление, воображение, обогащается словарный запас детей.

В любую коробку надо положить 8-10 игрушек, предложить ребенку взять любую игрушку из коробки. Необходимо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как ребенок сказал несколько предложений, родитель вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

Развитие связной речи дошкольников – это кропотливый, систематический, трудоемкий процесс, а сделать его ярким, творческим, эмоциональным сможет педагог, сам заинтересованный в качественном результате.

Количество просмотров: 12921  

Добавить комментарий

1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы