Музыка и робототехника

 
 

Гавшина Арина Юрьевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 491 «Лучики» г. Новосибирска

 

Музыка и робототехника

Современные дети так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки.

Игрушки для детей проделали долгий путь к тому, чтобы стать такими разнообразными, какими мы их знаем сегодня. Обожаемые современными детьми роботы-игрушки раньше были чем-то из разряда фантастики. Дети, жившие в прошлом столетии, в отличие от детей, родившихся в XXI веке, могли только мечтать о том, чтобы прикоснуться к миру киборгов, роботов и андроидов. Более того, на сегодняшний день современные дети имеют, практически, безграничное количество вариантов подобных игрушек – роботов, которые одновременно обучают и развлекают.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольника, с учетом ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Игры с роботами-игрушками. Какими же? Для дошкольников самые простые и легко управляемые: робомыши, робопчелы и робот Мататалаб. С помощью последнего ребенок сможет создавать свои композиции, графики посредством программирования. Достаточно выстроить нужную последовательность нот или движений – и робот проиграет мелодию или нарисует требуемую фигуру. И эта программа уже заложена в роботе, хотелось творчества.

Тогда, используя возможность задавать необходимый алгоритм команд и программировать робомышь или робопчелу, я придумала игры на развитие музыкально-двигательных способностей для детей старшего дошкольного возраста. Как это действует? Работая мышью на поле, по алгоритму, выложенному карточками, возможно отрабатывать изученные раннее музыкально-танцевальные движения («пружинку», «ковырялочку», «хлопки», «лодочку») в определенном темпо-ритме, соответственно звучащей музыке. Стимулом выполнения алгоритма, является итог – куда приведет мышь, какое танцевальное движение или элемент предложат исполнить в парах или самостоятельно.

Развивая творческое мышление и пространственное воображение, благодаря программно-управляемым роботам, дети стремились получить результат – не только пройти по полю мышью, но и выполнить музыкальное движение.

Получилось! Дети с удовольствием взаимодействовали и играли с робомышами: им нравилось выполнять алгоритм робомышами и танцевать, выполняя команды.

Тогда я подумала о движениях робопчел в хороводе. Пчелы следуют заданному алгоритму, представленному на карточках-схемах, а за ними и дети выполняют хороводный шаг, двигаясь «цепочкой», «змейкой» или делая «воротики».

Хороводный шаг

Ребята в данном случае выступают в роли самих «робопчел», двигаясь по полу, следуя за движениями одной пчелы. Алгоритмы, заготовленные заранее педагогом, выполнены линейно. Например, шаг-шаг-шаг-поворот налево; шаг-шаг-шаг-поворот направо).

Играя с робопчелами и робомышами, задавая и придумывая команды, а потом выполняя их, дети развивают ритмический слух, мелкую моторику, формируют навыки работы в команде. Вот примеры таких игр:

«Зазеркалье»                                                  «Синхронизация»

Двое детей, сидящих перед полем,                Слаженная, командная работа,

напротив друг друга (или пары детей).        по алгоритму, умение начать и

По словесным указаниям(командам),           закончить выполнение

выполняют алгоритм движений.                   алгоритма, синхронно, вместе.

Сложность выполнения алгоритма у каждого ребенка, сидящего напротив, будет одинаковая команда, но повороты и шаги в «зеркальном» отражении.

Организовывая активную внеобразовательную деятельность воспитанников, на основе знакомства с современными направлениями робототехники, повышая мотивацию к изобретательству и развивая технические навыки, мне, как музыкальному руководителю, было интересно поэкспериментировать и понять, возможно ли объединение таких полярных понятий, как «музыка» и «роботехника». Мне кажется, что это перспективное направление, ведь музыка и математика взаимосвязаны. Почему бы навыки конструирования и программирования не синтезировать с развитием музыкальных навыков? Вопрос не риторический, а вполне жизненный, как показала практика работы с детьми.

Количество просмотров: 12045  

Добавить комментарий

1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы