«Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
Современный человек живет в скоростном времени – все меняется буквально на глазах, в любой уголок Земли можно попасть за считаные часы и секунды. Без особых усилий можно общаться и узнавать новости с помощью Интернета.
А сколько путешествий можно было совершить, сколько узнать нового в древние времена? Немного. И человек создал сказку. Благодаря ей слушатель или читатель оказывался в удивительнейших местах, видел жизнь предков, совершал путешествие во времени, встречался с необычными героями. Через сказку передавался от родителей к детям жизненный опыт, моральные и духовные ценности, законы жизни. Сказки предупреждали человека: твори добро, ведь оно победит зло, будь трудолюбивым и милосердным – ты будешь вознагражден, а лень и эгоизм всегда будут наказаны. Еще с седой старины народ передавал потомкам чудесные фантастические мечты о правде и человеческом счастье.
Сказки обожают все – и взрослые и дети, ведь они не имеют возраста. Сказки играют важную роль в жизни ребёнка, они учат ребёнка отличать добро от зла, проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости. Именно сказки вселяют в наши души дыхание волшебства и магии, они распространяют уют, тепло и улучшают настроение. Зачастую человеку необходимо оторваться от реального мира и вдохнуть аромат сказочного.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Во многих сказках за оригинальною формою повествования, необычными героями, невероятными приключениями прячется глубокий смысл. Сказки учат нас жить, воспитывают, они становятся образцом поступков, мыслей и действий. Народные фольклорные сказки всегда имеют счастливый конец – они учат человека быть оптимистом, не останавливаться перед трудностями. Сказки волшебные не из-за того, что они выдумки и фантазии, магия и колдовство, а потому что их волшебство формирует моральный, нравственный образ человека, его жизненную позицию.
В детском саду мы большое внимание уделяем сказкам – читаем, рассказываем, делаем театральные постановки во время «Театральной недели» в саду. Приглашаем родителей посмотреть, как их дети выступают в роли маленьких артистов. Но почему не пригласить родителей принять участие в постановке какой-нибудь сказки? Ведь родители – наши главные помощники в воспитании детей. Детям, конечно, интересно выступать самим, но как интересно и неожиданно будет увидеть на сцене маму или папу.
Мы хотели бы представить проект, который осуществили с детьми группы «Что за прелесть эти сказки!».
Проект подготовительной группы «Что за прелесть, эти сказки!»
Проблема: Родители мало читают детям книги или, если читают, то произведения не всегда соответствуют возрасту детей. Большинство детей знают очень мало русских народных сказок. Дети не знают авторов сказок.
Актуальность: Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты.
Книжка-малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд. Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение. А воспитание детей, потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают у детей интерес к чтению художественной литературы.
Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. Приобщение детей к высокохудожественной литературе, привитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценности совместного творчества у детей и их родителей. Формирование у детей запаса литературных художественных впечатлений.
Задачи:
– Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
– Формировать умение планировать процесс изготовления книжки-малышки.
– Расширить представление детей о сказках.
– Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
– Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
– Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.
– Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).
– Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практических деятельностей, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
– Развивать коммуникативную функцию речи: обратить внимание на правильность построения предложений в рассказах о городах-героях.
– Совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.
Методы реализации проекта:
– наглядный: просмотр мультипликационных фильмов, альбомов, картин, фотографий;
– словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, чтение сказок;
– практический: сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный:
– Метод трех вопросов о сказках: «Что мы знаем?»; «Что хотим узнать?»; «Как это можно узнать?»
– Подбор информации для консультации «Приобщение дошкольника к чтению».
– Привлечение родителей к сочинительству «Старые сказки на новый лад».
– Подбор мультипликационных фильмов.
– Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка».
– Создание и обсуждение совместного плана работы с родителями, выбор возможных источников информации.
– Подбор наглядного и методического материала.
2 этап – основной:
– Беседа «Что за прелесть эти сказки!»
– Просмотр мультфильмов «Русские народные сказки», «Сказки Сутеева».
– Консультация для родителей «Приобщение дошкольника к чтению».
– Беседа «Художники-иллюстраторы сказок».
– Драматизация знакомых сказок.
– Организация в группе выставки книг народных и авторских сказок.
– Рассматривание иллюстраций к русским народным и авторским сказкам.
– Чтение и рассказывание сказок.
– Просмотр мультфильмов «Сказки Пушкина», «Сказки Андерсена».
– Ручной труд «Лиса и волк», «Заяц и петушок».
– Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовок.
– Привлечение родителей к пополнению театрального уголка в группе.
– Иллюстрирование знакомых сказок.
– Презентация детско-родительских книжек-малышек «Старые сказки на новый лад».
– Лепка героев сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
– Просмотр мультфильма «Кот в сапогах», «Золушка», «Храбрый портняжка».
– Изготовление афиши к сказке «Красная Шапочка на новый лад».
– Подбор сценария сказки для совместной постановки с родителями.
– Дидактические игры «Из какой сказки герой?»; «Кого не хватает?»; «Отгадай сказку по отрывку»; «Собери по частям».
3 этап – заключительный: совместная постановка сказки «Красная Шапочка на новый лад» с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Развитие интереса к сказкам, развитие эмоциональной отзывчивости.
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.
- Знакомство с различными видами театра для использования в самостоятельной деятельности.
- Расширение знаний о сказках, их авторах, персонажах, формирование запаса литературных впечатлений, обучение сочинению сказкок, их иллюстрации и инсценировке.
- Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практических деятельностей, вызывание эмоционального отклика на результат своей деятельности.
- Совершенствование взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.
Для педагогов:
- Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
- Развитие творческих способностей в процессе практических деятельностей.
- Самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- Проявление интереса к чтению художественной литературы, осознание роли сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка.
- Приобретение навыка ежедневного чтения детям по вечерам.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Подведение итогов по проекту
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; они любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении различных персонажей для театрализованной деятельности, в обсуждении вопросов о детском чтении, в подготовке к спектаклю и показе спектакля.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Что за прелесть эти сказки!»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Количество просмотров: 9638 |
Добавить комментарий