Роль развития эмоций в процессе коррекционно-развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях

 
 

Никитина Наталья Борисовна,

кандидат педагогических наук,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 402 г. Новосибирска

 
 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ – детский сад «Золотая рыбка» Новосибирской области

 

Роль развития эмоций в процессе коррекционно-развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях

С каждым днем увеличивается количество детей с ОВЗ, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, агрессивностью, тревожностью, неуверенностью в себе. В дальнейшем это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими и самим собой. Дети с различными нарушениями речи испытывают затруднения в речевом обозначении эмоциональной сферы, так как эмоции у таких воспитанников мало дифференцированы.

Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речи, с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена рядом причин. Во-первых, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием эмоциональной сферы ребёнка. Во-вторых, запоминание различного по содержанию материала также во многом зависит от его эмоциональной насыщенности. В-третьих, ребёнок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.

Эмоции показывают наше отношение к событиям, словам и обстоятельствам. Если ребенок не понимает, что говорят эмоции и не умеет выражать свои состояния и чувства, происходит искажение восприятия и сложность понимания и взаимодействия.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, сложностям в общении со сверстниками и взрослыми [1]. Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение [3].

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувств гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

В ходе изучения различных эмоций дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения. А в процессе социализации ребенок учится выражать негативные эмоции социально одобряемыми способами. Это могут быть занятия спортом, активные игры, продуктивные виды деятельности.

Сейчас много говорят о развитии эмоциональности и формировании эмоционального интеллекта. Основной элемент эмоционального интеллекта – эмоциональное самосознание, умение понимать себя. Человек с высоким уровнем самосознания сможет определить свои чувства и причину их появления. А это помогает понять, как эмоции влияют на окружающих и на психологическое состояние самого человека. Самосознание дает возможность контролировать проявление чувств и сдерживать разрушающие эмоции, а их выражение допускать в разрешенных формах, не нанося вреда окружающим.

Важными компонентами успешного взаимодействия являются сопереживание, навык понимания чувств и потребностей окружающих, умение поставить себя на место другого человека. Именно сопереживание, умение понять другого, услышать помогает эффективно строить взаимоотношения и быть успешным и принятым окружающими. Для этого необходимо умение говорить, спрашивать, выражать интерес к собеседнику, видеть что-то общее и учиться тому хорошему, что есть в окружающих и является желательными качествами у каждого. Это дает возможность создавать ситуации, при которых каждый чувствует себя ценным и важным друг для друга. Человек, которому свойственна социальная чуткость, способен создавать необходимую атмосферу для общения и взаимодействия. Это помогает разрешать конфликты конструктивными методами, не оказывая влияния с позиции силы или агрессии.

Успешность ребенка с ОВЗ зависит от уровня эмоционального интеллекта. Дэниэл Гоулман говорит о том, что способность контролировать эмоции и распознавать чувства других характеризует интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Он веско доказывал, что наиболее успешные те люди, которые сочетают разум и чувства. Следовательно, эмоциональный интеллект – это фундамент для ключевых компетенций, которые необходимы для успеха. Умение управлять своими эмоциями повышает осознанность, инициативность, решительность, гибкость и уверенность в себе. Помогает действовать в сложных ситуациях, преодолевать стресс и оставаться собранным, сосредоточенным. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает противостоять неблагоприятным событиям.

Эмоциональный интеллект можно представить в четырех категориях.

Первый – умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты.

Второй – общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием.

Третий признак – знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь.

Четвертый – умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Важно то, что эмоциональный интеллект необходимо развивать. А для этого нужно сосредоточиться на четырех составляющих: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Осознанность включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Самооценка – принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Мотивация – открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Адаптивность включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Эмоциональный интеллект – это «фундамент» личности. Чем больше площадь этого «фундамента», тем больше возможностей предоставляется ребенку с ОВЗ в процессе общения и взаимодействия.

Список литературы:

1. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.

2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2003.

Количество просмотров: 4671  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы