Особенности социализации в детских общественных объединениях и организациях на примере туристского клуба МБОУ «Лицей Технополис»

 
 

Стороженко Ирина Александровна,

учитель биологии высшей квалификационной категории,

заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей Технополис»

 
 
 

Раннева Мария Александровна,

педагог-организатор МБОУ «Лицей Технополис»

 

Особенности социализации в детских общественных объединениях и организациях на примере туристского клуба МБОУ «Лицей Технополис»

Процессы современного общества характеризуются нестабильностью, частыми изменениями в своей структуре. В данных условиях перед государством особо остро встает вопрос модернизации подходов в образовательном процессе.

Несмотря на возникающую тенденцию на уход от массовости образовательных, воспитательных мероприятий, изоляцию отдельных групп, все чаще встает вопрос возвращения к концепции детских общественных объединений как ценных институтов социализации, в которых происходит формирование базовых национальных ценностей. В связи с этим данная проблема общества остается актуальной и своевременной в настоящее время.

Социализирующий и воспитательный ресурс детских объединений в значительной степени высок, так как строится на основе социального заказа государства и общества, а в современном педагогическом сообществе дополняется опытом новых социальных и педагогических практик посредством участия детей в самодеятельных организациях.

«Самодеятельная общность предоставляет дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения, оценки и признания результатов своей деятельности, и в силу этого обладает огромным воспитательным потенциалом. Социализации личности в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Туристское пространство – это зона общения, сфера раскрытия способностей и реализации потребности в самовыражении и признании. В самодеятельной общности личность учится глядеть на мир глазами другого, проигрывая множество ролей, глубже познает себя, соотносит свои недостатки с ценностями другого и корректирует свое поведение. Социализация в туристском пространстве представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм» [3].

Туризм как социальный феномен возник в конце XVII – начале XVIII в. в Англии, Франции, Германии и других странах. Педагоги использовали в работе с обучающимися прогулки и поездки в ближайшей местности. Я.А. Коменский придавал большое значение подвижным играм, походам. И.Д. Якушкин был первооткрывателем экскурсионной работы с детьми и туризма, он водил учеников в летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость «местного элемента», рассматривая его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. Я.А. Герд ввел в практику преподавания метод обучения – экскурсия. Н. Г. Чернышевский отмечал высокую ценность путешествий. «Никакие школьные занятия и никакие работы над кандидатскими ли, магистерскими ли или докторскими диссертациями, – писал, – не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия» [6].

Особенностью детских общественных формирований нашей образовательной организации является принцип добровольности, взаимодействия, деятельности, основанной с учетом интереса детей. Особое внимание занимает туристский клуб, деятельность которого увлекает детей разных возрастных категорий.

Современный человек достиг высот в познании окружающего мира, в удовлетворении первичных потребностей, в создании комфортной среды обитания и экономии времени. Нам не нужно добывать пищу физическим трудом, добираться до мест работы и учебы стало намного проще. Но почему-то все увеличивается интерес ко всему натуральному, к деревне как образу жизни, а также к такому виду спорта, как туризм, где приходится терпеть тяготы и лишения по собственной воле, где жизнь в течение похода очень напоминает жизнь кочевников или работу геологоразведочной партии.

Ребенок в любой социальной среде остается любопытным, ищущим существом, задача педагогов лишь подогреть его интерес к познанию. Образ жизни современного ребенка подчас не предполагает самостоятельных решений, действий, от которых хоть что-то зависит. Часто нет даже необходимости самостоятельно добраться до порога школы.

Один из вариантов создать ребенку среду для самостоятельных действий – занятия спортивным туризмом. В отличие от других видов взаимодействия, туризм включает очень большой спектр направлений, развивающих гармоничную личность. Это и бережное отношение к живому, и удовлетворение природного любопытства, и уважение к товарищам по команде, и соблюдение правил.

Занятия туризмом – прекрасная база для формирования здоровых рабочих отношений в коллективе. «Через туризм происходит процесс социализации личности – воспитание идеалов культурных взаимоотношений, товарищества и взаимовыручки, физическое и духовное совершенствование человека, приобретение и развитие таких качеств, которые имеют высокую общественную ценность:

– формирование интереса на самостоятельный познавательный поиск, постановку жизненных целей, освоение и самостоятельное осуществление действий, инициативу в организации коллективного сотрудничества;

– развитие способности проектирования собственной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе, также формирование научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

– овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества» [2].

Невозможно, не учитывая позиций других участников, решать задачи, которые ставит перед командой спортивный маршрут. Здесь все, начиная от подготовки, разработки маршрута, командных тренировок, заканчивая анализом похода и написанием отчета, делается группой. Не говоря о том, что в условиях спортивного похода группа автономна, все вопросы и трения между участниками группы приходится решать на месте.

Умение работать в команде формируется поэтапно. Каждый член группы должен четко сознавать свою роль в достижении общего результата. Поход является для ребенка сильной мотивацией к работе над собой и подготовке как физической, так и психологической. Работа по подготовке ведется поэтапно, проходя определенные ступени, логику развития.

Цель педагога, наставника детского общественного объединения, будь то туризм, отряд юнармии или иное направление, в расширении границ в познании мира и овладение инструментами для этого познания, а также понимание возможности применения полученного опыта в других сферах своей жизни и деятельности. В подобной деятельности детям раскрываются механизмы взаимодействия команды, способы разрешения различных ситуаций. Перенося такой опыт в жизнь, ребята могут отлично чувствовать себя в любой команде, становятся способны не только ответственно делать свою часть работы, но и мотивировать остальных, что и является важной составляющей государственного заказа в воспитании подрастающего поколения.

Пройдя по ссылкам, указанным ниже, можно ознакомиться с опытом работы МБОУ «Лицей Технополис» в области туристской деятельности:

https://vk.com/technopolis_kolcovo

https://vk.com/skm_techno

http://xn--e1aahcdjepjak1af7bk.xn--p1ai/

Литература:

1. Куликов В.М. Школьный туризм. //Вестник детско-юношеского туризма в России № 3, 1997.

2. Костенюк И.Д., Пузынина А.И., Яновская С.А. Социализация студентов педагогического колледжа средствами спортивно-оздоровительного туризма. //VI Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум – 2014». 15 февраля – 31 марта 2014 года.

3. Степановский Е. П., Скляров А. В. Социализация в туристском пространстве. //Научный вестник ЮИМ №4, 2015г

4. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: РМАТ, 2001.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., Просвещение, 1968.

6. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. - М., 1953.

Количество просмотров: 6567  

Добавить комментарий

1. Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников (из опыта Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»)
2. Значение путешествий гимназистов для изучения географии
3. Роль классного руководителя в прошлом и сегодня
4. Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми в школе
5. Роль классного руководителя в социализации личности подростка в современном пространстве
6. Роль классного руководителя в современном образовании: новые функции и направления деятельности
7. Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся с нарушением слуха
8. Особенности социализации в детских общественных объединениях и организациях на примере туристского клуба МБОУ «Лицей Технополис»
9. Взаимодействие классного руководителя, семьи и школы
10. Формирование социокультурной и коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа через работу над спектаклем
11. Формирование культуры межнационального общения у иностранных граждан как важнейшая составляющая их интеграции в российское общество
12. Методы популяризации литературы русского зарубежья в старших классах
13. Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании
14. Из опыта работы Новосибирского медицинского колледжа: Всемирный день противостояния туберкулезу
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы